Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2002 N Ф04/1831-209/А75-2002 ПО ДЕЛУ N А75-273-А/2002

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 22 мая 2002 года Дело N Ф04/1831-209/А75-2002

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району (ИМНС РФ по Нефтеюганскому району) на решение от 24.01.2002 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-273-А/2002,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Юганскнефтегаз" (ОАО "Юганскнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к ИМНС РФ по Нефтеюганскому району о признании недействительным постановления N 153 от 09.11.1999 о привлечении истца к налоговой ответственности в части доначисления акциза на нефть в сумме 8782570 руб. за август 1999 года, начисления пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций в размере 1756514 руб.
В обоснование своего требования общество ссылается на неправомерное доначисление налоговым органом акциза, пени и штрафных санкций исходя из ставки в размере 62,96 руб., установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, в то время как следовало применять средневзвешенную ставку в размере 55 руб. за тонну нефти в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об акцизах".
Решением от 24.01.2002 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2002 решение оставлено без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд обеих инстанций установил, что на спорный период единственно законно установленной ставкой акциза на нефть была ставка 55 руб. за 1 тонну. Следовательно, решение налогового органа в части доначисления налога, исчисления пени и взыскания налоговых санкций за пределами указанной ставки является неправомерным.
В кассационной жалобе ИМНС Российской Федерации по Нефтеюганскому району просит указанные судебные акты отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель жалобы указывает на нарушение судом пункта 2 статьи 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также неправильное применение статей 69, 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца отклонил доводы по кассационной жалобе, просит оставить в силе состоявшиеся судебные акты.
Проверив материалы дела в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.




Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленных истцом деклараций по акцизу на нефть, отгруженную в августе 1999 года, налоговой инспекцией принято решение N 153 от 09.11.99 о привлечении общества к ответственности в виде взыскания налоговых санкций в сумме 13893232,1 руб. по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением также доначислены суммы акциза - 69466160,48 руб. и соответствующие пени за просрочку уплаты. При этом налоговый орган исходил из ставки акциза на нефть в размере 62,96 руб. за одну тонну нефти, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.97 N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации".
В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об акцизах" в редакции Федерального закона от 10.01.97, действовавшей в период 1999 года, установлена средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть в размере 55 рублей за 1 тонну.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Фактически такие ставки установлены не были.
Следовательно, выводы суда обеих инстанций об уплате акциза за отгруженную в августе 1999 года нефть по ставке 55 руб. за 1 тонну соответствуют действующему законодательству. Постановление налоговой инспекции в части доначисления акциза на нефть выше установленной законом ставки правомерно признано судом первой и апелляционной инстанций недействительным.
Доводы налогового органа о нарушении судом правил преюдициальности вступивших в законную силу судебных актов несостоятельны. При рассмотрении спора по существу судом правильно было отмечено, что спор между теми же лицами и по одному и тому же предмету рассматривался арбитражным судом по разным основаниям. Следовательно, нормы статьи 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом нарушены не были.
Доводы налогового органа о неправомерности признания недействительным постановления Инспекции в части самого налога и пени отклоняются кассационной инстанцией. Судебными актами признано недействительным постановление налоговой инспекции в части доначисления акциза на нефть выше установленной законом ставки, а в остальной части налоговый акт оставлен в силе. Факт неоспаривания налогоплательщиком требования о взыскании налога и соответствующих пеней не влияет на рассмотрение данного спора, так как иск рассматривается в пределах заявленных требований.
В силу требований пункта 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.
Кассационная инстанция считает, что решение и постановление суда по данному делу приняты в соответствии с указанной нормой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права - не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.01.2002 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-273-А/2002 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)