Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2003 N А13-5712/02-19

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 февраля 2003 года Дело N А13-5712/02-19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Троицкой Н.В., рассмотрев 25.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 20.09.2002 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 21.11.2002 (судьи Маганова Т.В., Пестерева О.Ю., Лемешов В.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5712/02-19,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Ванта" (далее - общество, ЗАО "Ванта") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) от 07.06.2002 N 17-15/13-173/123 в части доначисления обществу 148115 руб. 52 коп. земельного налога, соответствующих пеней и налоговых санкций, 315314 руб. 70 коп. штрафа за непредставление деклараций по земельному налогу; 100 руб. налога с владельцев транспортных средств, соответствующих пеней и налоговых санкций, а также в части доначисления 17216 руб. 80 коп. штрафа за непредставление деклараций по налогу с владельцев транспортных средств.
Решением суда от 20.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.11.2002, заявление удовлетворено частично.
Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления ЗАО "Ванта" 131890 руб. 84 коп. земельного налога, соответствующих пеней и 26378 руб. 17 коп. штрафа за его неполную уплату, а также 276607 руб. 25 коп. штрафа за непредставление деклараций по земельному налогу; 100 руб. налога с владельцев транспортных средств, соответствующих пеней, 20 руб. штрафа за его неполную уплату и 17216 руб. 80 коп. штрафа за непредставление налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления. Судебные инстанции, по мнению подателя жалобы, неправильно применили статьи 1, 3, 8, 16 и 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), статью 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-4 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах), пункты 29 и 38 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N 30).
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения ЗАО "Ванта" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 30.09.2001. По результатам проверки составлен акт от 09.04.2002 N 17-15/13-173 и вынесено решение от 07.06.2002 N 17-15/13-173/123 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проверки установлена неуплата обществом земельного налога с находящегося в его пользовании земельного участка площадью 26544 квадратных метра. Инспекция доначислила ЗАО "Ванта" земельный налог, пени за просрочку его уплаты и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за его неполную уплату и пунктом 2 статьи 119 НК РФ - за непредставление деклараций по земельному налогу.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ЗАО "Ванта" создано в результате реорганизации открытого акционерного общества "Череповецкое управление механизации "Стальконструкция" (далее - ОАО "Стальконструкция") путем выделения. На основании передаточного акта от 19.05.97 заявитель получил от ОАО "Стальконструкция" основные средства и объемы незавершенного строительства.
Поскольку общество зарегистрировано по одному адресу с ОАО "Стальконструкция" (город Череповец, улица Краснодонцев, дом 53а) и там же расположены полученные объекты недвижимости, Инспекцией сделан вывод о наличии в пользовании ЗАО "Ванта" земельного участка, ранее принадлежавшего ОАО "Стальконструкция".
Судебными инстанциями правомерно отклонен довод ЗАО "Ванта" об отсутствии у него правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со статьей 37 Земельного кодекса РСФСР при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком.
Как следует из содержания части 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что ЗАО "Ванта" фактически владело и использовало в своей деятельности земельный участок площадью 4711 квадратных метров. Доказательств использования обществом земельного участка площадью 21833 квадратных метра налоговым органом не представлено.
Суд кассационной инстанции считает правильным произведенный судом расчет земельного налога, подлежащего уплате ЗАО "Ванта". Применение налоговым органом ставок земельного налога с учетом всех повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, правомерно признано судом ошибочным.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. Земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона о плате за землю налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 N 88 "О ставках земельного налога и коэффициентах к ним при арендной плате" утверждены ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий города Череповца, которые не изменялись и являются действующими до настоящего времени.
По смыслу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующий правовой акт, регулирующий аналогичные правоотношения на следующий период времени, - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" ввел новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2", который также не подлежал применению в 2001 году.
Судебные акты, принятые по указанному эпизоду, являются законными, основания для их отмены или изменения отсутствуют.
В ходе проведенной проверки установлена также неполная уплата обществом в бюджет налога с владельцев транспортных средств.
Согласно статье 6 Закона о дорожных фондах налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество по передаточному акту от 19.05.97 получило от ОАО "Стальконструкция" транспортное средство - ГАЗ-3102 "Волга", государственный номер 0186 АА35. Указанное транспортное средство числится у ЗАО "Ванта" на балансе.
Удовлетворяя исковые требования общества по данному эпизоду, судебные инстанции указали на то, что транспортное средство зарегистрировано за физическим лицом, находится в его собственности, а следовательно, у ЗАО "Ванта" отсутствовала обязанность по уплате налога с владельцев транспортных средств.
Данный вывод является ошибочным.
Министерством внутренних дел Российской Федерации 26.11.96 утвержден приказ N 624 "О порядке регистрации транспортных средств". Указанный документ не регулирует отношения права собственности на транспортные средства, а лишь упорядочивает государственный контроль за их регистрацией.
Материалами дела подтверждается факт владения и пользования ЗАО "Ванта" транспортным средством. По договору от 04.01.99 оно было передано в аренду ОАО "Стальконструкция". Следовательно, общество являлось плательщиком налога с владельцев транспортных средств.
Судебные акты по данному эпизоду подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба Инспекции - удовлетворению.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для привлечения ЗАО "Ванта" к ответственности за непредставление деклараций по налогу с владельцев транспортных средств.
Законом о дорожных фондах не предусмотрены обязанность и сроки представления в налоговый орган деклараций по налогу с владельцев транспортных средств. Указанный срок установлен пунктом 38 Инструкции N 30, которая не относится к актам законодательства о налогах и сборах и фактически дополняет нормы федерального закона.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункты 1 и 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 21.11.2002 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5712/02-19 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области от 07.06.2002 N 17-15/13-173/123 по эпизоду доначисления закрытому акционерному обществу "Ванта" 100 руб. налога с владельцев транспортных средств, соответствующих пеней и штрафа.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Ванта" в этой части отказать.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.

Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)