Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.11.2004 N Ф04-7856/2004(6011-А27-31)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 9 ноября 2004 года Дело N Ф04-7856/2004(6011-А27-31)


Открытое акционерное общество "Кемеровский кондитерский комбинат" (далее - ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе произвести перерасчет, а также возврат (зачет) сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы и об обязании должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) произвести перерасчет сумм земельного налога и провести зачет сумм земельного налога в сумме 1099788 руб. в счет предстоящих платежей.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил предмет заявленных требований и просил суд признать незаконным бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в отказе произвести зачет земельного налога за 2000 - 2002 годы; обязать налоговую инспекцию вынести решение о зачете переплаты земельного налога за три года (2000 - 2002 годы) в размере 1099788 руб. в счет предстоящих платежей.
Основанием для обращения в суд послужило, по мнению заявителя, несоответствие нормативно-правовых актов, устанавливающих повышающие (корректирующие) коэффициенты, требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также то, что применение повышающих коэффициентов должно осуществляться в конкретном налоговом периоде.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что ежегодным повышающим коэффициентом изменяется размер ставки земельного налога, а не вводится новый элемент налогообложения. Исчисление суммы налога происходит путем умножения проиндексированной в предыдущий год ставки налога на коэффициент индексации, введенный на очередной финансовый год.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция полностью поддержала выводы суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат".
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" считает, что применяемый в 1997 году коэффициент 2, предусмотренный статьей 13 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", не может быть фактически применен к ставкам земельного налога, действовавшим в 1996 году, поскольку ставки земельного налога, предусмотренные решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, вводились в действие согласно пункту 5 решения с 01.01.97.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция, а также ее представитель в судебном заседании указали на законность принятых судебных актов, просят решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" обратилось в налоговую инспекцию с уточненными налоговыми декларациями по земельному налогу за 2000 - 2002 годы и с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку по представленным декларациям и отказала налогоплательщику в осуществлении зачета.
Не согласившись с бездействием налоговой инспекции, ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение первой и постановление апелляционной инстанций Арбитражного суда Кемеровской области, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Ставки земельного налога на территории г. Кемерово введены решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.




Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Довод, заявленный ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" в кассационной жалобе, не приводился при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций. В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция лишена права давать оценку тем обстоятельствам и доказательствам, которые не были предметом рассмотрения суда первой или апелляционной инстанций.
Арбитражным судом приняты законные и обоснованные судебные акты исходя из имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 16.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.07.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13902/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 ноября 2004 года Дело N Ф04-7856/2004(6011-А27-31)


Открытое акционерное общество "Кемеровский кондитерский комбинат" (далее - ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе произвести перерасчет, а также возврат (зачет) сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы и об обязании должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) произвести перерасчет сумм земельного налога и провести зачет сумм земельного налога в сумме 1099788 руб. в счет предстоящих платежей.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил предмет заявленных требований и просил суд признать незаконным бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в отказе произвести зачет земельного налога за 2000 - 2002 годы; обязать налоговую инспекцию вынести решение о зачете переплаты земельного налога за три года (2000 - 2002 годы) в размере 1099788 руб. в счет предстоящих платежей.
Основанием для обращения в суд послужило, по мнению заявителя, несоответствие нормативно-правовых актов, устанавливающих повышающие (корректирующие) коэффициенты, требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также то, что применение повышающих коэффициентов должно осуществляться в конкретном налоговом периоде.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что ежегодным повышающим коэффициентом изменяется размер ставки земельного налога, а не вводится новый элемент налогообложения. Исчисление суммы налога происходит путем умножения проиндексированной в предыдущий год ставки налога на коэффициент индексации, введенный на очередной финансовый год.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция полностью поддержала выводы суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат".
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" считает, что применяемый в 1997 году коэффициент 2, предусмотренный статьей 13 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", не может быть фактически применен к ставкам земельного налога, действовавшим в 1996 году, поскольку ставки земельного налога, предусмотренные решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, вводились в действие согласно пункту 5 решения с 01.01.97.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция, а также ее представитель в судебном заседании указали на законность принятых судебных актов, просят решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" обратилось в налоговую инспекцию с уточненными налоговыми декларациями по земельному налогу за 2000 - 2002 годы и с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку по представленным декларациям и отказала налогоплательщику в осуществлении зачета.
Не согласившись с бездействием налоговой инспекции, ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение первой и постановление апелляционной инстанций Арбитражного суда Кемеровской области, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Ставки земельного налога на территории г. Кемерово введены решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.




Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Довод, заявленный ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" в кассационной жалобе, не приводился при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций. В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция лишена права давать оценку тем обстоятельствам и доказательствам, которые не были предметом рассмотрения суда первой или апелляционной инстанций.
Арбитражным судом приняты законные и обоснованные судебные акты исходя из имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 16.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.07.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13902/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)