Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 16.06.2009 ПО ДЕЛУ N А40-8758/09-119-26

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2009 г. по делу N А40-8758/09-119-26


Резолютивная часть объявлена 08 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2009 года.
Арбитражный суд в составе: единолично
председательствующего: Ю.Л. Быкова
в составе: единолично
при ведении протокола судебного заседания судьей Ю.Л. Быкова
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ООО "И-Эм-Си"
к МИФНС России N 49 по г. Москве
о признании незаконным и отмене предписания N 37 от 25.11.2008
при участии:
- от заявителя - Ксенофонтов С.Д. по дов. от 03.03.2009, Омельчак Д.В. по дов. от 16.03.2009;
- от ответчика - Нырков А.Е. по дов. от 07.02.2008 N 10;
- установил:

ООО "И-Эм-Си" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным предписания МИФНС России N 49 по г. Москве N 37 от 25.11.2008 о немедленном прекращении деятельности структурного подразделения и подаче заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Заявленные требования обоснованы отсутствием полномочий у налогового органа на выдачу предписаний о прекращении предпринимательской деятельности, а также отсутствием оснований для немедленного прекращения деятельности.
Представителем заявителя представлены дополнительные доказательства, которые приобщены судом к материалам дела, а также заявлено ходатайство о вызове свидетелей и отложении рассмотрения дела.
Судом отказано в удовлетворении ходатайства, поскольку отсутствует необходимость в опросе указанных лиц в качестве свидетелей.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 08.06.2009, о чем вынесено протокольное определение.
После окончания перерыва заявителем представлены объяснения с приложением обосновывающих документов, которые приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании представители заявителя выступили на основании доводов, изложенных в заявлении и дополнении к заявлению.
Представитель ответчика выступил на основании доводов представленного отзыва.
Выслушав доводы представителей присутствующих лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами МИФНС России N 49 по г. Москве на основании Распоряжения N 13 от 05.12.2007, распоряжения N 13и от 25.12.2007 о продлении срока проверки проведена проверка организатора азартных игр - ООО "И-Эм-Си" на предмет соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частью 2 статьи 14, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Далее ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
По результатам проведенной проверки казино "Кристалл", расположенного в г. Москве на ул. Марксистской, д. 38, стр. 1 и казино "Салют", расположенного в г. Москве на Ленинском пр-кте, д. 158 проверяющими составлен акт проверки организатора азартных игр от 06.02.2008 (л.д. 150 - 158), в котором зафиксировано, что стоимость чистых активов общества ниже установленного минимального размера и по состоянию на 01.07.2007 составляла 495 886 473,60 рублей.
На основании составленных документов, в связи с нарушением требований пп. 1 п. 6 ст. 6 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ 10.09.2008 и.о. руководителя МИФНС России N 49 по г. Москве вынесено предписание о немедленном прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных заведениях: казино "Кристалл", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 38, стр. 1 и казино "Салют", г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 158.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа (а таковым является обжалуемые инспекцией решения о государственной регистрации) может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 16 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, которым является Федеральная налоговая служба.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям (Далее - Инструкция).
В соответствии с абз. 2 п. 15 Инструкции в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона, нарушений требований, установленных частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона. В предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган (по месту регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса) заявлений о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.
Кроме того, проверка казино заявителя проведена лицами, указанными в Распоряжении N 13.
Проверка ООО "И-Эм-Си" также проведена лицами, уполномоченными указанным распоряжением, на проведение соответствующих мероприятий.
Таким образом, судом установлено наличие необходимых полномочий по проведению проверки и вынесению оспариваемого предписания и содержащихся в нем требований.
В силу положений ст. ст. 65, 200 АПК РФ по делам об оспаривании решений государственных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Как видно из акта проверки, составленного по результатам проведенной проверки, стоимость чистых активов ООО "И-Эм-Си" по состоянию на 01.07.2007 составляла менее 600 000 рублей и не соответствует требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Одним из требований для осуществления игорной деятельности является размер стоимости чистых активов, размер которых должен быть не менее 600 000 000 рублей.
Осуществление данной деятельности с нарушениями установленных требований недопустима и должна быть прекращена (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Налоговым органом установлено, что размер чистых активов общества по состоянию на 01.07.2007 равен 495 886 473,60 рублей. В обоснование исчисления размера чистых активов общества представитель налогового органа указывает, что финансовые вложения ООО "И-Эм-Си" в виде заемных средств, выданных 04.12.2006 ООО "Дым Отечества" в размере 100 000 000 рублей (заявленных в виде чистых активов на 01.07.2007 как долгосрочные финансовые вложения - займы, выданные ООО "Дым Отечества" в размере 32 000 000 рублей), возвратились 08.12.2006 ООО "И-Эм-Си" в качестве части вклада в уставной капитал и не могут заявляться в расчете чистых активов как долгосрочные финансовые вложения - займы в размере 32 000 000 рублей. Аналогичное обоснование касается указанных заявителем в качестве долгосрочных финансовых вложений займов, выданных ООО "Фирма "Влад" в размере 30 000 000 рублей и ООО "Дым Отечества" в размере 127 750 000 рублей.
Однако данные выводы не подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем, признаются судом не основанными на законе.
Порядок расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр утвержден Приказом Минфина России от 02.05.2007 N 29н (далее - Порядок).
В соответствии с п. п. 1 и 2 Порядка стоимость чистых активов организатора азартных игр определяется путем вычитания из суммы его активов, принимаемых к расчету, суммы пассивов, принимаемых к расчету. Для оценки стоимости чистых активов организатор азартных игр составляет расчет по данным бухгалтерской отчетности.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организации состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительная записка.
Сведения о составе активов и пассивов, необходимые для составления расчета стоимости чистых активов общества по состоянию на 01.07.2007 отражены в бухгалтерском балансе за первое полугодие 2007 года, копия которого приложена к материалам дела.
Суммы выданных организацией краткосрочных займов отражаются в строке 250 баланса "Краткосрочные финансовые вложения", а долгосрочных - в строке 140 "Долгосрочные финансовые вложения".
Сведения о выданных займах отражены в бухгалтерском балансе, представленном в инспекцию и имеющемся в материалах дела.
Поскольку п. 3 Порядка расчетов стоимости чистых активов организатора азартных игр не исключает указанные выше займы из расчета стоимости чистых активов организатора азартных игр, они обоснованно отражены в пп. 5 и 10 Расчета стоимости чистых активов.
Доказательств наличия в составе учредителей заявителя ООО "Дым Отечества", ООО "Фирма "Влад" и ООО "Арсеналремонтстрой" и соответственно передачи заемных средств в уставной капитал ООО "И-Эм-Си" либо наоборот налоговым органом не представлено.
Так, при исследовании договора займа N 65-13.12/III-26 от 14.12.2006 усматривается, что денежные средства в размере 16 000 000 рублей выданы ООО "Дым Отечества", что подтверждается платежным поручением от 14.12.2006 N 000055, и возвращены заемщиком по платежным поручениям от 28.02.2008 N 00027 и N 000028 в обусловленном размере с выплатой процентов за пользование заемными средствами. Таким образом, заемные средства возвращены ООО "Дым Отечества" в полном объеме с учетом процентов путем перечисления денежных средств на расчетный счет заявителя. Передача заемных средств в качестве вклада в уставной капитал заемщика, либо переход прав участников не осуществлялся.
К аналогичным выводам суд пришел исследовав представленные договоры займов N 44-23,12/III-26 от 28.11.2006, N 45-23,12/III-26 от 28.11.2006, N 50-24,11/III-26 от 04.12.2006, N 49-24,11/III-26 от 21.12.2006, N 52-24,12/III-26 от 04.12.2006, N 66-13,12/III-26 от 14.12.2006, N 67-13,12/III-26 от 14.12.2006, N 68-13,12/III-26 от 14.12.2006, N 30-06/III-27 от 03.06.2006, N 32-06/III-27 от 18.06.2006 и соответствующих платежных поручений, приложенных к ним, а также договоры от 28.11.2006 N 82-11/26-Р, N 83-11/26-Р, N 84-11/26-Р, 85-11/26-Р, 86-11/26-Р и 87-11/26-Р.
Следовательно, невозможность учета денежных средств, выданных ООО "Дым Отечества", ООО "Фирма "Влад" на основании договоров займа в размере 63 750 000 рублей, 32 000 000 рублей, 30 000 000 рублей и дебиторскую задолженность ООО "Арсеналремонтстрой" в размере 71836 583,11 рублей при расчете чистых активов в размере налоговым органом необоснованна.
Таким образом, размер чистых активов организатора азартных игр ООО "И-Эм-Си" рассчитан верно и превышает установленный минимальный размер 600 000 000 рублей.
На основании изложенного, суд считает, что вынесенное МИФНС России N 49 по г. Москве предписание N 37 от 25.11.2008 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и подлежит признанию недействительным и отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 1 - 13, 15, 17, 27, 29, 48, 49, 64 - 68, 71, 75, 81, 167 - 170, 176, 180, 181, 189, 197, 200, 201 АПК РФ,
решил:

Признать незаконным и отменить полностью Предписание МИФНС России N 49 по г. Москве N 37 от 25.11.2008 о немедленном прекращении деятельности организатора азартных игр.
Проверено на соответствие ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Возвратить заявителю из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционной суд.
Судья
Ю.Л.БЫКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)