Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2009 N 09АП-4483/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-71924/08-76-317

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2009 г. N 09АП-4483/2009-АК


Дело N А40-71924/08-76-317
Резолютивная часть постановления объявлена "14" апреля 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме "17" апреля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Голобородько В.Я.
судей Солоповой Е.А., Окуловой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красиковой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной
инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2009 года
по делу N А40-71924/08-76-317, принятое судьей Чебурашкиной Н.П.,
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Оренбургнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 046 037 руб., о взыскании процентов в размере 32 921 руб.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Толстых В.В. по дов. N 582 от 24.12.2008;
- от заинтересованного лица - Астапов Ф.А. по дов. N 94 от 03.09.2008.
установил:

Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившегося в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 046 037 руб. и обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ОАО "Оренбургнефть" проценты, 1 046 037 руб. страховых взносов с начислением процентов в размере 62 326 руб. 37 коп.
Решением суда от 05.02.2009 г. требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Оренбургнефть" требований, указывая на то, что при вынесении решения судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение по делу.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ОАО "Оренбургнефть" обратилось с заявлением N 05-05/0300и от 11.06.2008 г. в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 с просьбой произвести возврат переплаты по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 046 037 руб., которая по платежному поручению N 03994 от 06.03.2008 г. ошибочно направлена на страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Налоговый орган письмом от 25.06.2008 г. N 52-12-11/20785 отказал в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на то, что правила, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. Указанной статьей не предусмотрено, что ее правила распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не являются налогом и сбором. Статья 25 Федерального закона N 167-ФЗ возлагает на налоговый орган контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
Федеральным законом N 167-ФЗ не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, а также не установлено, что зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела документы, дана правильная оценка представленным доказательствам, а также обстоятельствам, послужившим основанием для вынесения оспариваемого решения.
Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" налоговые органы признаны администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 г. N 116Н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации" возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора поступлений в бюджет, полномочия которого устанавливаются согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ и приложению 11 к Приказу Минфина России от 21.12.2005 г. N 152Н. Указанными приложениями предусмотрено, что администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ N 167, органы Пенсионного фонда РФ вправе осуществить возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Данная норма применима к иным отношениям, которые не касаются возврата страховых взносов в случае их излишней уплаты, в том числе в связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации. Иных полномочий по возврату страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ данным Законом РФ N 167-ФЗ не установлено.
Таким образом, поскольку в нормах Закона РФ N 167 не устанавливается порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ применимы положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 78 НК РФ "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени".
Согласно пункту 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 г. N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, налоговые органы должны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами Федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к ПФР.
В совместном Письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28.07.2005 г. N 02-14-10а/2275/42-7.1/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством функции по проведению возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, порядок проведения возврата регламентируется нормами Налогового кодекса РФ.
Иное толкование норм законодательства - неопределение органа государственной власти, уполномоченного производить возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, а также неустановление порядка проведения такого возврата привело бы к ущемлению права страхователей на возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, предусмотренного ст. 24 Закона РФ N 167-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Пункт 8 статьи 78 НК РФ определяет, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения установленного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 ст. 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Указанные нормы распространяются и на несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов. Правомерность позиции ОАО "Оренбургнефть" подтверждается Определением ВАС РФ от 18.12.2007 N 16460/07.
В судебном заседании представитель инспекции ссылался на наличие у заявителя недоимки, что подтверждается налоговым органом состоянием расчетов на 26.12.2008. По мнению налогового органа, данные обстоятельства препятствуют проведению возврата излишне уплаченных страховых взносов на ОПС в размере 1 046 037 рублей. При этом инспекция не оспаривает факт имеющейся у заявителя переплаты.
Как установлено п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляют налоговые органы, которые проводят проверку расчетов и деклараций по страховым взносам на ОПС (п. п. 2, 6 ст. 24 Закона 167-ФЗ). При выявлении задолженности за страхователями сообщают об этом в органы Пенсионного фонда РФ (п. 2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ). Все остальные контрольные функции возложены на Пенсионный фонд РФ, который является страховщиком по данному виду страхования (ст. 5 Закона N 167-ФЗ). Именно он регистрирует плательщиков взносов (страхователей), осуществляет учет поступивших страховых взносов, проводит проверки страхователей по вопросам достоверности представленных ими сведений о трудовом стаже и доходе застрахованных лиц, взыскивает недоимки, пени, штрафы (ст. ст. 13, 25, 25.1 Закона N 167-ФЗ).
Орган Пенсионного фонда РФ вправе производить взыскание недоимки, пени и штрафа по страховым взносам только на основании представленных налоговой инспекцией сведений о наличии задолженности у страхователя. Самостоятельное взыскание сумм недоимки по страховым взносам на ОПС является незаконным и выходит за пределы полномочий налогового органа, что подтверждается судебной практикой.
Исходя из указанного ОКАТО 36401000000 данная недоимка относится к обособленному подразделению ОАО "Оренбургнефть", находившемуся на территории Самарской области, которое в 2006 г. ликвидировано, о чем свидетельствует уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица от 06.02.2006 г.
Данная недоимка согласно имеющимся актам сверки расчетов по состоянию на 01.10.2005 г. и на 01.12.2005 г. имела место более 3-х лет назад, в момент существования обособленного подразделения.
Налоговый орган, исходя из актов сверки, знал о недоимке, но не воспользовался своими правами, предусмотренными ст. ст. 46, 47, 69 НК РФ на взыскание указанной недоимки в период существования обособленного подразделения, до его ликвидации.
Кроме того, с учетом положений ч. 6 ст. 13 АПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки, начисленных пеней и штрафов составляет три года. Задолженность по налогам и пеням, образовавшаяся за пределами трехлетнего срока, не может быть взыскана налоговым органом, в том числе путем зачета имеющейся переплаты, поскольку этот период находится за пределами срока исковой давности.
Налоговый орган в качестве подтверждения правомерности своих доводов ссылается на Письмо ФНС РФ от 01.12.2008 г. N ММ-6-1/873@ и необходимость страхователя согласовывать свои действия по возврату излишне уплаченных страховых взносов с территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Данный довод также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку заявителем в материалы дела представлены письмо от 11.09.2008 г. N 05-05/0450и, направленное ОАО "Оренбургнефть" в адрес Управления ПФ РФ в г. Бугуруслане и ответ на него от 29.09.2008 г. N 3610.
Инспекция также указывает на неправильный расчет процентов, произведенный заявителем, считая ошибочным расчет в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ исходя из 360 дней.
Данный довод налогового органа необоснован, поскольку в соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 г. N 13/14 при расчете годовых процентов число дней в году принимается равным 360.
Инспекция также указывает на невозможность проведения возврата страховых взносов на ОПС в размере 1 046 037 рублей, излишне уплаченных заявителем, в связи с тем, что по состоянию расчетов с бюджетом на 01.01.2009 г. у заявителя числится недоимка по НДПИ с объемов добытого газового конденсата (КБК 18210701013011000110), которая составляет 155 273 506 руб., которая образовалась в связи с представлением заявителем уточненных налоговых деклараций за 2006 - 2007 гг.
Данный довод налогового органа необоснован, поскольку ОАО "Оренбургнефть" 16 декабря 2008 г. представило уточненные декларации по НДПИ за 2006 и 2007 годы, в том числе в части деятельности ОАО "Оренбурггеология", которое присоединено к ОАО "Оренбургнефть".
Уточнения связаны с изменением порядка обложения НДПИ газового конденсата. В ранее представленных налоговых декларациях объем добытого газового конденсата включен в объем добытой нефти, расчет налога с газового конденсата произведен по ставке НДПИ - нефть. НДПИ в бюджет перечислен своевременно.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель в 2006 - 2007 своевременно перечислил в бюджет НДПИ, в большем размере, чем предусмотрено налоговым законодательством. В результате представленных уточнений по КБК 18210701013011000110 (НДПИ газовый конденсат) образовалась недоимка, указанная инспекцией, а по КБК 18210701011012000110 (НДПИ нефть) переплата в размере 344 676 387,49 рублей, превышающая сумму недоимки.
В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки производится налоговым органом самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты налога.
Указанные положения не препятствуют налогоплательщику представить в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. ОАО "Оренбургнефть" 22.12.2008 г. письмом N 05-05/0581 и обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.
Инспекцией зачет указанной суммы до настоящего времени не произведен.
Кроме того, зачет страховых взносов на ОПС в счет уплаты НДПИ противоречит пп. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, которым установлено, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Таким образом, зачет производится в рамках одного бюджета.
Страховые взносы поступают в государственный внебюджетный фонд - бюджет Пенсионного фонда РФ и формируют средства на выплату пенсий застрахованным лицам (абз. 7 ст. 3 Закона 167-ФЗ), носят персонифицированный и возмездный характер, поскольку они в конечном итоге возвращаются пенсионерам в виде трудовых пенсий (абз. 7 ст. 3, п. 1 ст. 10 Закона 167-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству. Нормы материального права правильно применены судом.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, однако, они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2009 по делу N А40-71924/08-76-317 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО

Судьи:
Е.А.СОЛОПОВА
Н.О.ОКУЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)