Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2009 ПО ДЕЛУ N А62-3424/2009

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2009 г. по делу N А62-3424/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Логвина Л.Н. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2009 по делу N А62-3424/2009 (судья Борисова Л.В.), принятое
по заявлению ИП Логвина Л.Н.
к Межрайонной ИФНС N 8 по Смоленской области
о признании недействительным решения от 13.04.2009 N 454,
при участии:
- от заявителя: ИП Логвин Л.Н. - предприниматель (паспорт 66 08 N 460975 от 29.07.2009);
- от ответчика: Блинова Л.А. - представитель (доверенность от 25.05.2009 N 03-2/01097);
- установил:

индивидуальный предприниматель Логвин Леонид Николаевич (далее ИП Логвин Л.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Смоленской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.04.2009 N 454 в части взыскания земельного налога в сумме 42759 руб., начисления пени в сумме 9106 руб. и применения налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в сумме 855 руб., по пункту 1, 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2006 - 2008 г. г. в общей сумме 4134 руб., по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган расчетов авансовых платежей по земельному налогу за I - IV кв. 2006 г., 1 - IV кв. 2007 г., 1 - III кв. 2008 г. в сумме 45 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения от 13.04.2009 N 454 в части:
- пункта 1.5 штрафа по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по земельному налогу за 2006, 2007 г. г. в сумме 2280 руб. 65 коп.
- пункта 2.1 в части пени по земельному налогу в сумме 1060 руб. 62 коп.,
- пункта 3.1.1 в части уплаты недоимки по земельному налогу в сумме 2850 руб. 64 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом в части неудовлетворенных требований, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит его в этой части отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, апелляционная инстанция проверяет решение суда только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, изучив представленный отзыв, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении Межрайонной инспекцией ФНС России N 8 по Смоленской области выездной налоговой проверки предпринимателя Логвина Леонида Николаевича установлено: неуплата (неполная уплата) земельного налога за 2006, 2007, 2008 г. г. в сумме 42759 руб., удержание налоговым агентом и неперечисление налога на доходы физических лиц за 2007, 2008 г. г. в сумме 7868 руб., непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2006, 2007, 2008 г. г., непредставление в налоговый орган расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 1 - IV кв. 2006 г., 1 - IV кв. 2007 г., 1 - III кв. 2008 г.
Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 05.03.2009 N 15.
Решением от 13.04.2009 N 454 предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 412 руб., земельного налога в сумме 855 руб., по статье 123 НК РФ за неуплату НДФЛ вследствие занижения налоговой базы в сумме 1574 руб., по пункту 1, 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2006 - 2008 г. г. в общей сумме 4134 руб., по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 1 - IV кв. 2006 г., 1 - IV кв. 2007 г., 1 - III кв. 2008 г. в сумме 45 руб.
Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить земельный налог за 2006, 2007, 2008 г. г. в сумме 42759 руб. и пени в сумме 9106 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 7868 руб. и пени в сумме 2766 руб.
Предпринимателем в установленном порядке подана апелляционная жалоба на указанное выше решение в Управление ФНС России по Смоленской области.
Решением от 09.06.2009 N 143 Управлением ФНС России по Смоленской области апелляционная жалоба предпринимателя Логвина Л.Н. удовлетворена частично, решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Смоленской области от 13.04.2009 N 454 изменено, исключено из резолютивной части решения подпункт 2 пункта 1 (привлечение предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 855 руб.).
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решениями районного Совета депутатов Починковского городского поселения Починковского района Смоленской области от 18.08.2005 N 113 и от 17.11.2006 N 48 утверждены Положения о земельном налоге на территориях муниципальных образований Починковского муниципального района на 2006 год, 2007 год, которыми предусмотрен порядок, ставки, сроки уплаты, дополнительные налоговые льготы по земельному налогу.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ, статье 2 указанных выше Положений плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу статьи 390 НК РФ, статьи 4 Положений о земельном налоге на территориях муниципальных образований Починковского муниципального района налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Статьей 5 указанных выше Положений определено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, из смысла указанных выше правовых норм следует, что исчисление земельного налога физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, осуществляется самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Статьей 394 НК РФ, статьей 9 указанных Положений налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, в силу прямого указания Закона при исчислении земельного налога за земельный участок, используемый под магазином, должна применяться налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка, за земельный участок под жилым домом - 0,3% от кадастровой стоимости участка.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок, используемый предпринимателем под магазин, принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством N 110213 рег. N 212 от 16.04.1996 о предоставлении заявителю на праве собственности земельного участка общей площадью 913 кв. м по адресу: г. Починок Смоленской области, улица Красноармейская, д. 29.
Инспекцией направлены предпринимателю Логвину Леониду Николаевичу налоговые уведомления по уплате земельного налога за 2006 год от 13.02.2007 N 31738, за 2007 год от 29.08.2007 N 75824, от 04.02.2008 N 99181, от 05.07.2008 N 116994, от 30.11.2008 N 149646, в соответствии с которыми Логвину Л.Н. предложено уплачивать земельный налог по ставке 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: г. Починок Смоленской области, ул. Красноармейская, д. 29 (используемого под магазином), г. Починок Смоленской области, ул. Тихая, д. 20 (под жилым домом).
Согласно справке Территориального (Межрайонного) отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Смоленской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:14:0320113:31 площадью 913 кв. м, расположенного по адресу: г. Починок, ул. Красноармейская, д. 29, на 01.01.2006 составила 950 213 руб. 88 коп., на 01.01.2009 - 5 117 173 руб. 27 коп.
Как установлено судом, предпринимателем Логвиным Л.Н. 28.05.2007 уплачена сумма 3136 руб. 81 коп. по налоговому уведомлению налогового органа от 13.02.2007 N 31738 по двум земельным участкам из расчета 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков, в том числе по земельному участку по адресу: г. Починок, ул. Красноармейская, д. 29 - 2850 руб. 64 коп., по земельному участку по адресу: г. Починок, ул. Тихая, д. 20 - 286 руб. 17 коп.
По остальным налоговым уведомлениям, направленным налоговым органом предпринимателю Логвину Л.Н., уплата земельного налога не производилась.
Таким образом, за предпринимателем Логвиным Л.Н. образовалась задолженность по уплате земельного налога за 2006 год по земельному участку по адресу: г. Починок, ул. Красноармейская, д. 29, используемому для предпринимательской деятельности, в сумме (950213 руб. 88 коп. x 1,5%) - (950213 руб. 88 коп. x 0,3%) = 11402 руб. 57 коп., за 2007 г. - 14253 руб. 21 коп. (950213 руб. 88 коп. x 1,5%), за 2008 г. - 14253 руб. 21 коп. (950213 руб. 88 коп. x 1,5%). Суммы
С учетом изложенного, доначисление предпринимателю земельного налога за 2006, 2007, 2008 г. г. в сумме 39908 руб. 99 коп. с учетом уплаченного налога, исчисленные от этой суммы пени по статье 75 НК РФ в размере 8045 руб. 38 коп. произведено налоговым органом обоснованно.
Кроме того, в обязанности налогоплательщиков согласно статье 23 НК РФ входит представление в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Подобная норма предусмотрена и статьей 13 Положений о земельном налоге на территориях муниципальных образований Починковского муниципального района Смоленской области.
Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 2 ст. 398 НК РФ).
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об обоснованном применении к предпринимателю налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 НК в сумме 143 руб., по пункту 2 статьи 119 НК РФ в сумме 3991 руб. за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу, по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган авансовых расчетов по земельному налогу в сумме 45 руб., является правомерным.
Вместе с тем, в данном случае суд первой инстанции посчитал возможным применить положения ст. ст. 112, 114 НК РФ и снизить размер взыскиваемых штрафных санкций.
Для решения вопроса о законности ненормативного акта налогового органа представляется недостаточным только констатация факта правонарушения без учета иных обстоятельств.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.99 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.
Статьей 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения налоговых санкций (штрафов) не меньше, чем в два раза, по сравнению с размером, установленным статьями главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Учитывая, что п. 3 ст. 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в ст. 112 НК РФ. К ним относятся, в том числе, и иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
При этом, рассматривая возможность снижения налоговой санкции, суд в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" определено, что предел снижения налоговой санкции суд устанавливает по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, личности налогоплательщика, его материального положения).
В качестве смягчающих обстоятельств судом первой инстанции были учтены нахождение у предпринимателя на иждивении дочери, являющейся студенткой IV курса Стоматологического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленская государственная медицинская академия" платной формы обучения, кредитные обязательства предпринимателя, связанные с осуществлением своей предпринимательской деятельности, в связи с чем согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ, суд снизил размер штрафа, подлежащего взысканию по пункту 2 статьи 119 НК РФ, в 20 раз.
Исходя из изложенного, учитывая указанные обстоятельства, а также характер совершенного налогового правонарушения, степень его общественной опасности, тяжесть содеянного, применение судом первой инстанции норм ст. 112 и ст. 114 НК РФ следует признать обоснованным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии задолженности по уплате налогов, о чем свидетельствует справка Инспекции от 06.07.2007 N 609, являлся обоснованием позиции предпринимателя по делу, оценен судом первой инстанции правильно.
Что касается ссылок предпринимателя на то, что налоговым органом направлялись уведомления, согласно которым ему был предложен к уплате земельный налог по ставке 0,3% от кадастровой стоимости, в том числе и по спорному земельному участку не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку в силу положений налогового законодательства и Положений о земельном налоге на территориях муниципальных образований Починковского муниципального района предприниматель обязан исчислять земельный налог самостоятельно с земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Кроме того, как пояснил представитель налогового органа в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, данные уведомления направлялись Логвину Л.Н. как физическому лицу с учетом сведений, предоставленных органами Роснедвижимости.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2009 по делу N А62-3424/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
О.Г.ТУЧКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)