Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2004 N А66-6590-03

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 июля 2004 года Дело N А66-6590-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 26.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение от 21.11.2003 (судья Рощина С.В.) и постановление апелляционной инстанции от 12.05.2004 (судьи Пугачев А.А. Кожемятова Л.Н., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-6590-03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Тверьагроснабкомплект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 18.06.2003 N 10-12/3380 о внесении изменений в решение от 11.04.2001 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом.
Решением арбитражного суда от 21.11.2003 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.04.2004 постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
При повторном рассмотрении дела апелляционная инстанция постановлением от 12.05.2004 оставила решение суда 21.11.2003 без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговым органом правомерно внесены изменения в решение от 11.04.2000 N 11 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом, поскольку изменения в отражении характера поступивших платежей вызвано наличием у предприятия задолженности по уплате дополнительных платежей при исчислении налога на прибыль, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, действующей в отчетном квартале. Данные платежи подлежат включению в сумму недоимки и не могут быть уплачены (списаны) в составе задолженности по пеням и штрафам.
Общество и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением налоговой инспекции от 11.04.2000 Обществу предоставлено право на реструктуризацию его задолженности по обязательным платежам в бюджет в размере 643 тыс. руб., в том числе пеней и штрафов на сумму 193 тыс. руб., перед местным бюджетом.
В соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности платежи уплачиваются поквартально.
В декабре 2002 года у налогоплательщика образовалась переплата по налогу на прибыль, которая по просьбе Общества зачтена налоговым органом следующим образом: 31336 руб. - в счет погашения задолженности по налогу на прибыль, вошедшую в сумму реструктуризированной задолженности перед федеральным бюджетом; 38600 руб. - в счет погашения задолженности перед городским бюджетом и 51400 руб. в счет задолженности по дополнительному платежу по налогу на прибыль.
В 2003 году, 18.06.2003, налоговой инспекцией вынесено решение от 11.04.2000 N 10-12/3380 о внесении изменений в решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом, и изменении графика реструктуризации путем исключения из суммы задолженности по пеням и штрафам перед местным бюджетом 51400 руб. - суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль (ошибочно включенных в состав задолженности по пеням и штрафам) и отражении указанной суммы в составе задолженности по налогу на прибыль перед местным бюджетом.
Посчитав незаконным изменение графика реструктуризации в одностороннем порядке, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения налогового органа недействительным.
Суды признали недействительным решение налогового органа, и кассационная инстанция считает, что такое решение судов отмене не подлежит.
По мнению суда кассационной инстанции, является законным и обоснованным довод налогового органа об отсутствии правовых оснований для списания начисленных сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Законность этой позиции налогового органа подтверждается положениями статьи 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002, нормами постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам" и Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам, утвержденных приказом МНС РФ от 30 апреля 2002 г. N БГ-3-29/235, а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О, о правовой природе дополнительных платежей по налогу на прибыль.
В соответствии с названными актами Конституционного Суда РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в ноябре 2002 года направило территориальным налоговым органам письмо от 20.11.2002 N ОС-6-29/1796@, в соответствии с которым дополнительные платежи по налогу на прибыль являются по своей природе налоговыми платежами, поэтому задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включается в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов, в связи с чем налоговым органам предложено осуществить соответствующую корректировку графиков погашения задолженности. Эти разъяснения даны исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О.
Таким образом, дополнительные платежи по налогу на прибыль, не относясь к пеням и штрафам, не могут учитываться в составе этой задолженности и быть списаны в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам" и Правилами списания суммы задолженности по пеням и штрафам, утвержденными приказом МНС РФ от 30 апреля 2002 г. N БГ-3-29/235.
В то же время судами установлено, что согласно акту сверки по дополнительным платежам, составленному налоговой инспекцией по состоянию на 10.04.2000 (л.д. 25), задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль составляла всего 51400 руб. и была включена в состав задолженности по пеням и штрафам, в том числе по местному бюджету - в сумме 8116 руб., по региональному бюджету - в сумме 43284 руб.
Решением от 16.12.2002 N 713 (л.д. 45) налоговая инспекция по заявлению налогоплательщика (л.д. 44) осуществила зачет за счет образовавшейся у Общества переплаты налога на прибыль и направила сумму 51400 руб. на уплату дополнительных платежей по налогу на прибыль, включенных в реструктурированную задолженность. Таким образом, задолженность по дополнительным платежам погашена Обществом в полном объеме.
Поскольку в вышеуказанных нормативных актах речь идет о недопустимости списания дополнительных платежей в составе задолженности по пеням и штрафам, поскольку они являются налоговыми платежами, задолженность по которым должна быть погашена налогоплательщиком, то зачет налоговым органом образовавшейся у налогоплательщика переплаты в сумме 51400 руб. в счет уплаты задолженности по дополнительным платежам является погашением указанной задолженности за счет средств налогоплательщика и не противоречит указанным нормам.
Кроме того, последующим решением налогового органа от 10.11.2003 N 10-37/6456 (л.д. 26) задолженность в сумме 51400 руб. по дополнительным платежам распределена между местным и региональным бюджетом, соответственно 8116,96 руб. и 43283,94 руб. Следовательно, незаконность решения налоговой инспекции от 18.06.2003 в части дополнительных платежей в сумме 43283,94 руб. подтверждена самим налоговым органом.
Погашение всей суммы задолженности по дополнительным платежам путем зачета произведено налоговым органом перед местным бюджетом, и решение от 18.06.2003 об изменении графика погашения задолженности также касается только местного бюджета. Вместе с тем согласно акту сверки от 10.04.2000 при общей сумме задолженности по пеням и штрафам перед местным бюджетом - 38300 руб., подлежащей реструктуризации, налоговой инспекцией принято решение об исключении из ее состава и включении в состав задолженности по налогу суммы 51400 руб., которая почти в два раза ее превышает.
При таких обстоятельствах решение налоговой инспекции от 18.06.2003 об исключении уплаченной налогоплательщиком суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам и включение ее в состав задолженности по налогу на прибыль обоснованно признано судами недействительным.
Руководствуясь статьями 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.11.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 12.05.2004 по делу N А66-6590-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
КОЧЕРОВА Л.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)