Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2009 N 05АП-613/2009 ПО ДЕЛУ N А59-3894/08-С13

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2009 г. N 05АП-613/2009


Дело N А59-3894/08-С13


Резолютивная часть постановления оглашена 14 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области
на решение от 31.12.2008
судьи Д.
по делу N А59-3894/08-С13 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский Водоканал"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области
об оспаривании ненормативных правовых актов
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сахалинский Водоканал" (далее по тексту - "Заявитель", "Общество" или "Налогоплательщик") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее по тексту - "Налоговый орган" или "Инспекция"), с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными вынесенных Инспекцией решения от 25.09.2008 N 15-07/3235 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N 5471 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.10.2008, решения N 8588 от 12.12.2008 и постановления N 7922 от 12.12.2008 о взыскании налога, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Решением от 31.12.2008 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, МИФНС России N 1 по Сахалинской области просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Налоговый орган указывает на то, что Налогоплательщиком занижена сумма водного налога в результате неправомерного применения ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м, поскольку корректировка и установление лимитов водопользования на 2008 год Обществу не производилась и не утверждалась.
В лицензиях, выданных ООО "Сахалинский Водоканал", не указано целевое использование добываемых вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из водного объекта. Письмом Амурского бассейнового водного управления от 26.11.2007 N 3-в-1315 в отношении установления и корректировки лимитов водопользования ООО "Сахалинский Водоканал" было сообщено, что для установления объемов водопользования на 2008 и последующие годы предприятию необходимо получить новые правоустанавливающие документы. Между тем Налогоплательщиком не представлены согласованные лимиты (расчеты водопотребления) для водоснабжения населения с Отделом водных ресурсов по Сахалинской области.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ООО "Сахалинский Водоканал", Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
ООО "Сахалинский Водоканал" письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
17.04.2008 Обществом представлена в Инспекцию налоговая декларация по водному налогу за 1 квартал 2008 года, согласно которой сумма водного налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 1 397 498 руб., из них: 350 481 руб. за забор воды для целей питьевого водоснабжения населения. При этом по водоснабжению населения в разделе 2 по строке 100 налоговая ставка в рублях при заборе в пределах установленного лимита, а также при заборе сверх установленного лимита Обществом указана ставка 70 руб.
В ходе проведенной в соответствии со статьями 31, 88 Налогового кодекса РФ камеральной налоговой проверки представленной Обществом декларации Инспекцией установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ Налогоплательщиком занижена сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет в результате неправомерного применения ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м, забранной из водного объекта при отсутствии установленных в лицензиях на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), установленных для указанной цели.
Налоговым органом в ходе проверки произведен расчет подлежащей уплате Обществом суммы водного налога в соответствии с установленными пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ налоговыми ставками по Дальневосточному экономическому району в следующих размерах: при заборе воды из поверхностных водных объектов - 252 руб., из подземных водных объектов 306 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды. В результате, сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным Инспекции, составила 2 504 995 руб. ((1601,13 куб. м х 252) + (6867,68 куб. х 306)) вместо указанных Налогоплательщиком 1 397 498 руб. В связи с этим сумма неуплаченного (не полностью уплаченного) налога составила 1 107 497 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт N 2448 от 30.07.2008 и 25.09.2008 вынесено решение N 15-07/3235 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 221 449,4 руб., Обществу начислен водный налог в сумме 1 107 497 руб., по состоянию на 25.09.2008 пени в сумме 62 472, 06 руб.
На основании решения от 25.09.2008 N 15-07/3235 Инспекцией в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса РФ выставлено в адрес Налогоплательщика требование N 5471 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.10.2008, в соответствии с которым Обществу предложено уплатить 1 107 497 руб. водного налога, 62 472, 06 руб. пени и 221 449,4 руб. штрафа.
В связи с добровольным неисполнением Обществом требования N 5471 от 27.10.2008 и отсутствием/недостаточностью денежных средств на счетах Налогоплательщика в банках Налоговым органом в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса РФ 12.12.2008 приняты решение N 8588 и постановление N 7922 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика) сборов - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя о взыскании 1 107 497 руб. налога, 62 472, 06 руб. пени и 221 449,4 руб. штрафа.
Не согласившись с принятыми Инспекцией решением N 15-07/3235 от 25.09.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требованием N 5471 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.10.2008, решением N 8588 и постановлением N 7922 от 12.12.2008 о взыскании налога, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения водным налогом являются виды водопользования.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими указанные отношения, являются Водный кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии", а также Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2004 N 710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности".
Указанными нормативными актами предусмотрено, что водопользование осуществляется на основании лицензии, выданной уполномоченным органом, и договора пользования водным объектом (лицензионного соглашения).
В соответствии со статьей 49 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование должна содержать сведения о лимитах водопользования.
Согласно подпункту 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ одним из объектов налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.
Налоговые ставки водного налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования установлены пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.
Общество имеет лицензии на водопользование (поверхностные водные объекты) ЮСХ 00664 БВВЗО, ЮСХ 00663 БРВИО, и лицензии на право пользования недрами ЮСХ 00582 ВЭ, ЮСХ 00580 ВЭ, ЮСХ 00588 ВЭ, ЮСХ 00584 ВЭ, ЮСХ 00589 ВЭ, ЮСХ 00585 ВЭ, ЮСХ 00592 ВЭ, ЮСХ 00593 ВЭ, ЮСХ 00591 ВЭ, ЮСХ 00590 ВЭ, ЮСХ 000595 ВЭ, ЮСХ 00601 ВЭ, ЮСХ 00583 ВЭ, ЮСХ 00594 ВЭ, ЮСХ 00581 ВЭ, ЮСХ 00587 ВЭ, ЮСХ 00598 ВЭ, ЮСХ 00599 ВЭ, ЮСХ 00586 ВЭ, ЮСХ 00597 ВЭ, ЮСХ 00600 ВЭ.
Согласно приложениям 4 к лицензиям ЮСХ 00664 БВВЗО, ЮСХ 00663 БРВИО на водопользование (поверхностные водные объекты) Обществу установлены лимиты забора воды на 2006 - 2007 гг.
В письме Федерального агентства по недропользованию от 19.05.2005 N ПС-03-33/2686 "О лицензировании подземных водных объектов" лицензирующий орган разъяснил, что лицензией на право пользования недрами с целью добычи подземных вод установлен их предельно допустимый водозабор кубических метров в сутки. Установление ежегодных лимитов водопотребления подземных вод не требуется.
При этом установления в лицензиях на право пользования недрами и приложениям к ним лимитов водоснабжения населения действующим законодательством не предусмотрено.
После вступления в силу Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ правовые основания взимания водного налога в отношении пользования подземными водными объектами не изменились.
Предусмотренные указанными приложениями 4 к лицензиям на водопользование ЮСХ 00664 БВВЗО, ЮСХ 00663 БРВИО лимиты водопотребления были применены Обществом также при расчете водного налога за 1 квартал 2008 года.
Вышеперечисленными лицензиями лимиты для водоснабжения населения на 2008 год установлены не были.
При этом пунктом 3 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Таким образом, нормой пункта 3 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ специально установлена ставка (70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта) при уплате водного налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в целях водоснабжения населения.
Установление лимитов забора воды из водных объектов водопользования для водоснабжения населения действующим законодательством не предусмотрено.
Доказательств сверхлимитного забора Обществом воды из водного объекта Налоговым органом не установлено.
В связи с этим коллегией не принимается как не соответствующий вышеназванным положениям Налогового кодекса РФ довод Инспекции в апелляционной жалобе о том, что в имеющихся у Общества лицензиях отсутствуют согласованные лимиты (расчеты водопотребления) для водоснабжения населения. В спорном случае при заборе Обществом воды из водного объекта для целей водоснабжения населения подлежит применению установленная пунктом 3 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ ставка водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
В связи с этим вынесенные Инспекцией решения от 25.09.2008 N 15-07/3235 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N 5471 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.10.2008, решения N 8588 от 12.12.2008 и постановления N 7922 от 12.12.2008 о взыскании налога, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя являются недействительными как не соответствующие Налоговому кодексу РФ.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:

решение от 31.12.2008 по делу N А59-3894/08-С13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)