Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 июля 2003 г. Дело N А36-249/2-02
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы ОАО "НЛМК" и Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка на Решение от 06.02.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 по делу N А36-249/2-02,
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным пп. 1.1 п. 1 Решения Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка (далее - Инспекция) от 22.10.2002 N 73-р в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 8225490 руб., пп. 2.1 "а" п. 2 в части предложения уплатить указанный штраф, пп. 2.1 "б" п. 2 решения в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 41127450 руб., пп. 2.1 "г" п. 2 решения в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 5334400 руб.
Решением от 06.02.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2003 (с учетом разъяснений резолютивной части постановления - Определение от 02.06.2003) Решение суда от 06.02.2003 изменено.
Апелляционная инстанция признала недействительным Решение Инспекции от 22.10.2002 N 73-р в части:
- пп. 1 п. 1.1 решения в части привлечения к ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 7708690 руб.;
- пп. 2.1 "а" решения в части предложения ОАО "НЛМК" уплатить штраф в сумме 7708690 руб.;
- пп. 2.1 "б" п. 2 решения в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 38543450 руб.;
- пп. 2.1 "г" п. 2 решения в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 5015200 руб.
В остальной части удовлетворения требований ОАО "НЛМК" отказала.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить Решение суда от 06.02.2003 в полном объеме и Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 в части признания недействительным Решения Инспекции от 22.10.2002 N 73-р и принять новое решение.
В кассационной жалобе ОАО "НЛМК" просит отменить Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 в части отказа в признании недействительным Решения Инспекции от 22.10.2002 N 73-р (в части: пп. 1 п. 1.1 в части привлечения к ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 516800 руб.; пп. 2.1 "а" п. 2 в части предложения уплатить штраф в сумме 516800 руб.; пп. 2.1 "б" п. 2 в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 2584000 руб.; пп. 2.1 "г" п. 2 в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на прибыль 319200 руб.).
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ОАО "НЛМК", кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что ОАО "НЛМК" передало Комитету по управлению муниципальным имуществом безвозмездно в муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры в 2001 г. на сумму 7382800 руб., что привело, по мнению налогового органа, к неуплате налога на прибыль в сумме 2584000 руб., в связи с чем Решением Инспекции от 22.10.2002 N 73-р начислена пеня в сумме 319200 руб. (пп. 2.1 "г" п. 2), штрафа в сумме 516800 руб. (пп. 1 п. 1.1).
Признавая решение налогового органа законным и обоснованным в этой части, апелляционная инстанция правомерно исходила из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления. Данный порядок распространяется как на принимающую, так и на передающую объекты сторону. У передающей стороны убытки от безвозмездной передачи основных фондов и иного имущества не уменьшают налоговую базу при расчете налога на прибыль в соответствии с п. 2.4 Инструкции N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений). Такая корректировка производится по строке 4.5 Справки "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", предусмотренной Приложением N 4 к Инструкции N 62.
Принимающая сторона - Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Липецка - является бюджетной организацией и в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы", изданной на основе Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) не учитывает при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) стоимость безвозмездно полученных основных фондов и иного имущества, используемых им по прямому назначению для осуществления основной уставной деятельности, финансируемой из бюджета.
Сумма стоимости объектов фактически отражена в бухгалтерском учете ОАО "НЛМК" по дебету счета 80 "Прибыли и убытки". Однако корректировка прибыли для целей налогообложения по строке 4.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" на сумму убытка от реализации и безвозмездной передачи основных средств и иного имущества, увеличивающего прибыль для целей налогообложения не произведена.
В результате этого, в нарушение п. 6 ст. 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 (с учетом изменений и дополнений), налогооблагаемая прибыль ОАО "НЛМК" в 2001 г. занижена на сумму убытков от безвозмездной передачи основных средств и иного имущества в муниципальную собственность в размере 7382,8 тыс. руб., что привело к неуплате налога на прибыль в 2001 году в сумме 2584 тыс. руб.
Инспекция посчитала, что ОАО "НЛМК" неправомерно использовала льготу на финансирование капитальных вложений при покупке сельскохозяйственной техники и при переводе молодняка в основное стадо в 2000 - 2001 годах, которые использовались в деятельности сельскохозяйственных подразделений ОАО "НЛМК" на сумму 106988000 руб., что привело к занижению налога на прибыль в сумме 38543450 руб., в связи с чем Решением N 73-р начислена пеня в сумме 5015200 руб. и штраф в сумме 7708690 руб.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, уменьшается на суммы, направленные предприятием сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы при условии полного использования ими суммы доначисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При этом, применение льготы также не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
Иных условий, при которых льгота на финансирование капитальных вложений может быть использована, законодательство о налогах и сборах не содержит.
Таким образом, льгота на финансирование капитальных вложений производственного назначения может быть предоставлена в размере производственных (оплаченных) предприятием затрат и расходов за счет прибыли, остающейся в его распоряжении, независимо от отраслевой принадлежности капитальных вложений производственного назначения.
Все вышеперечисленные условия были соблюдены ОАО "НЛМК" при уменьшении налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений.
Следовательно, в этой части решение налогового органа правомерно признано судом недействительным.
Судом апелляционной инстанции дана оценка всем заявленным доводам по рассматриваемым вопросам, в том числе и по изложенным в кассационных жалобах, поскольку в них, по существу, повторяется все то, на что участники процесса ссылались ранее, и это отражено в принятом судом апелляционной инстанции судебном акте.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 04.04.2003 по делу N А36-249/2-02 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2003 N А36-249/2-02
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 8 июля 2003 г. Дело N А36-249/2-02
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы ОАО "НЛМК" и Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка на Решение от 06.02.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 по делу N А36-249/2-02,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным пп. 1.1 п. 1 Решения Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка (далее - Инспекция) от 22.10.2002 N 73-р в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 8225490 руб., пп. 2.1 "а" п. 2 в части предложения уплатить указанный штраф, пп. 2.1 "б" п. 2 решения в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 41127450 руб., пп. 2.1 "г" п. 2 решения в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 5334400 руб.
Решением от 06.02.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2003 (с учетом разъяснений резолютивной части постановления - Определение от 02.06.2003) Решение суда от 06.02.2003 изменено.
Апелляционная инстанция признала недействительным Решение Инспекции от 22.10.2002 N 73-р в части:
- пп. 1 п. 1.1 решения в части привлечения к ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 7708690 руб.;
- пп. 2.1 "а" решения в части предложения ОАО "НЛМК" уплатить штраф в сумме 7708690 руб.;
- пп. 2.1 "б" п. 2 решения в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 38543450 руб.;
- пп. 2.1 "г" п. 2 решения в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 5015200 руб.
В остальной части удовлетворения требований ОАО "НЛМК" отказала.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить Решение суда от 06.02.2003 в полном объеме и Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 в части признания недействительным Решения Инспекции от 22.10.2002 N 73-р и принять новое решение.
В кассационной жалобе ОАО "НЛМК" просит отменить Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 в части отказа в признании недействительным Решения Инспекции от 22.10.2002 N 73-р (в части: пп. 1 п. 1.1 в части привлечения к ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 516800 руб.; пп. 2.1 "а" п. 2 в части предложения уплатить штраф в сумме 516800 руб.; пп. 2.1 "б" п. 2 в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 2584000 руб.; пп. 2.1 "г" п. 2 в части предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога на прибыль 319200 руб.).
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ОАО "НЛМК", кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что ОАО "НЛМК" передало Комитету по управлению муниципальным имуществом безвозмездно в муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры в 2001 г. на сумму 7382800 руб., что привело, по мнению налогового органа, к неуплате налога на прибыль в сумме 2584000 руб., в связи с чем Решением Инспекции от 22.10.2002 N 73-р начислена пеня в сумме 319200 руб. (пп. 2.1 "г" п. 2), штрафа в сумме 516800 руб. (пп. 1 п. 1.1).
Признавая решение налогового органа законным и обоснованным в этой части, апелляционная инстанция правомерно исходила из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления. Данный порядок распространяется как на принимающую, так и на передающую объекты сторону. У передающей стороны убытки от безвозмездной передачи основных фондов и иного имущества не уменьшают налоговую базу при расчете налога на прибыль в соответствии с п. 2.4 Инструкции N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений). Такая корректировка производится по строке 4.5 Справки "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", предусмотренной Приложением N 4 к Инструкции N 62.
Принимающая сторона - Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Липецка - является бюджетной организацией и в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы", изданной на основе Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) не учитывает при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) стоимость безвозмездно полученных основных фондов и иного имущества, используемых им по прямому назначению для осуществления основной уставной деятельности, финансируемой из бюджета.
Сумма стоимости объектов фактически отражена в бухгалтерском учете ОАО "НЛМК" по дебету счета 80 "Прибыли и убытки". Однако корректировка прибыли для целей налогообложения по строке 4.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" на сумму убытка от реализации и безвозмездной передачи основных средств и иного имущества, увеличивающего прибыль для целей налогообложения не произведена.
В результате этого, в нарушение п. 6 ст. 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27.12.91 (с учетом изменений и дополнений), налогооблагаемая прибыль ОАО "НЛМК" в 2001 г. занижена на сумму убытков от безвозмездной передачи основных средств и иного имущества в муниципальную собственность в размере 7382,8 тыс. руб., что привело к неуплате налога на прибыль в 2001 году в сумме 2584 тыс. руб.
Инспекция посчитала, что ОАО "НЛМК" неправомерно использовала льготу на финансирование капитальных вложений при покупке сельскохозяйственной техники и при переводе молодняка в основное стадо в 2000 - 2001 годах, которые использовались в деятельности сельскохозяйственных подразделений ОАО "НЛМК" на сумму 106988000 руб., что привело к занижению налога на прибыль в сумме 38543450 руб., в связи с чем Решением N 73-р начислена пеня в сумме 5015200 руб. и штраф в сумме 7708690 руб.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, уменьшается на суммы, направленные предприятием сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы при условии полного использования ими суммы доначисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При этом, применение льготы также не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
Иных условий, при которых льгота на финансирование капитальных вложений может быть использована, законодательство о налогах и сборах не содержит.
Таким образом, льгота на финансирование капитальных вложений производственного назначения может быть предоставлена в размере производственных (оплаченных) предприятием затрат и расходов за счет прибыли, остающейся в его распоряжении, независимо от отраслевой принадлежности капитальных вложений производственного назначения.
Все вышеперечисленные условия были соблюдены ОАО "НЛМК" при уменьшении налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений.
Следовательно, в этой части решение налогового органа правомерно признано судом недействительным.
Судом апелляционной инстанции дана оценка всем заявленным доводам по рассматриваемым вопросам, в том числе и по изложенным в кассационных жалобах, поскольку в них, по существу, повторяется все то, на что участники процесса ссылались ранее, и это отражено в принятом судом апелляционной инстанции судебном акте.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 04.04.2003 по делу N А36-249/2-02 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)