Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011
по делу N А65-22261/2010
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан к государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чистопольский детский дом" (ОГРН 1021607555463, ИНН 1652005902), при участии третьих лиц - федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о взыскании недоимки по земельному налогу, пени и штрафа в сумме 898 804,09 руб.,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чистопольский детский дом" (далее - ГОУ "Чистопольский детский дом", учреждение) недоимки по земельному налогу, пени и штрафа в сумме 898 804,09 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 заявление инспекции удовлетворено частично, с учреждения в доход соответствующего бюджета взыскан земельный налог за 1 квартал 2010 года в размере 161 180 руб., пени в размере 1 398,56 руб. В остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 отменить в части отказа во взыскании с учреждения недоимки по земельному налогу, пени и штрафа в сумме 736 225,53 руб., принять по делу новый судебный акт.
Инспекция указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год и расчета по авансовым платежам за 1 квартал 2010 года, представленным ГОУ "Чистопольский детский дом" 17.05.2010.
В ходе проверок налоговым органом было установлено занижение земельного налога за 2009 год в сумме 586 752,65 руб. и за 1 квартал 2010 года в сумме 161 180 руб. Данное занижение было вызвано тем, что при исчислении налога налогоплательщик исходил из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:42:201102:26 в размере 62 079 руб., в то время как, по мнению инспекции, налог подлежал исчислению исходя из кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 64 533 864,00 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 30.06.2010 N 2.11-24/1590 и решение от 30.06.2010 N 2.11-24/1589.
Решением от 30.06.2010 N 2.11-24/1590 учреждению начислены пени в размере 1 398,56 руб. по состоянию на 30.06.2010 и предложено уплатить земельный налог в размере 161 180 руб.
Решением от 30.06.2010 N 2.11-24/1589 налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 128 943,80 руб., начислил пени в размере 20 529,08 руб. и предложил уплатить недоимку по земельному налогу в размере 644 719,00 руб. В адрес ГОУ "Чистопольский детский дом" налоговым органом направлены требования N 1161 и N 1164 по состоянию на 23.07.2010.
В связи с неисполнением данных требований, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В судебном заседании в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГОУ "Чистопольский детский дом" признало требование налогового органа о взыскании земельного налога за 1 квартал 2010 года в размере 161 180,00 руб. и пени на него в размере 1 398,56 руб. обоснованным.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно приняли признание указанного требования налогового органа обоснованным, в остальной части в удовлетворении заявленных требований налогового органа отказано, исходя из следующего.
Требование о взыскании земельного налога за 2009 год, пени на него и штрафа за неполную уплату земельного налога суды правомерно признали не подлежащим удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Исходя из статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Как видно из материалов дела, учреждение, исчисляя земельный налог, руководствовалось кадастровой стоимостью по спорному земельному участку, указанной в кадастровом паспорте земельного участка по состоянию на 01.01.2009 в размере 62 079,08 руб.
Письмом от 08.12.2010 N 15-12/28126, направленным в адрес ГОУ "Чистопольский детский дом" по его запросу, Управление Росреестра по Республике Татарстан подтвердило, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:42:201102:26 по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка - 62 079,08 руб.
Из положений пунктов 11 и 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
Налоговый орган, обосновывая начисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 64 533 864,00 руб., ссылаясь на сведения, полученные из органов Роснедвижимости, представил в материалы дела выписки из программы АИС налог.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно не приняли данные выписки в связи с тем, что они не могут служить доказательством правомерности доначисления земельного налога за 2009 год, поскольку в этих выписках указано, что датой оценки кадастровой стоимости является 01.01.2010, соответственно требования инспекции о взыскании земельного налога за 2009 год, пени на него и штрафа правомерно оставлены судами без удовлетворения.
Довод налогового органа, изложенный в кассационной жалобе о том, что в соответствии с Законом Республики Татарстан от 23.12.2008 N 129-ЗРТ, вступившим в силу с 01.01.2009, изменены границы Чистопольского муниципального района, в связи с чем, оздоровительный лагерь "Березка", находящийся в собственности учреждения стал оцениваться как земли населенных пунктов с удельным показателем 1 455,36 руб./кв. м с 01.01.2009 является необоснованным.
Ссылка налогового органа на то, что ГОУ "Чистопольский детский дом" стало известно об извещении изменения кадастровой стоимости в апреле 2010 года из ответа от 26.04.2010 N 373 Чистопольского филиала ФГУ "ЗКП" на запрос, не влияет на законность выводов судов первой и апелляционной инстанции, поскольку согласно письму Управления Росреестра по Республике Татарстан от 08.12.2010 N 15-12/28126 земельный участок с кадастровым номером 16:42:201102:26 по состоянию на 01.01.2009 имеет кадастровую стоимость земельного участка 62 079,08 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к мнению о том, что налоговый орган не доказал правомерность доначисления земельного налога за 2009 год, пени на него и штрафа, поскольку не доказал, что учреждение должно исходить при исчислении налога из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:42:201102:26 в размере 64 533 864,00 руб., а не из кадастровой стоимости в размере 62 079 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 по делу N А65-22261/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2011 ПО ДЕЛУ N А65-22261/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. по делу N А65-22261/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011
по делу N А65-22261/2010
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан к государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чистопольский детский дом" (ОГРН 1021607555463, ИНН 1652005902), при участии третьих лиц - федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о взыскании недоимки по земельному налогу, пени и штрафа в сумме 898 804,09 руб.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Чистопольский детский дом" (далее - ГОУ "Чистопольский детский дом", учреждение) недоимки по земельному налогу, пени и штрафа в сумме 898 804,09 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 заявление инспекции удовлетворено частично, с учреждения в доход соответствующего бюджета взыскан земельный налог за 1 квартал 2010 года в размере 161 180 руб., пени в размере 1 398,56 руб. В остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 отменить в части отказа во взыскании с учреждения недоимки по земельному налогу, пени и штрафа в сумме 736 225,53 руб., принять по делу новый судебный акт.
Инспекция указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год и расчета по авансовым платежам за 1 квартал 2010 года, представленным ГОУ "Чистопольский детский дом" 17.05.2010.
В ходе проверок налоговым органом было установлено занижение земельного налога за 2009 год в сумме 586 752,65 руб. и за 1 квартал 2010 года в сумме 161 180 руб. Данное занижение было вызвано тем, что при исчислении налога налогоплательщик исходил из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:42:201102:26 в размере 62 079 руб., в то время как, по мнению инспекции, налог подлежал исчислению исходя из кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 64 533 864,00 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 30.06.2010 N 2.11-24/1590 и решение от 30.06.2010 N 2.11-24/1589.
Решением от 30.06.2010 N 2.11-24/1590 учреждению начислены пени в размере 1 398,56 руб. по состоянию на 30.06.2010 и предложено уплатить земельный налог в размере 161 180 руб.
Решением от 30.06.2010 N 2.11-24/1589 налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 128 943,80 руб., начислил пени в размере 20 529,08 руб. и предложил уплатить недоимку по земельному налогу в размере 644 719,00 руб. В адрес ГОУ "Чистопольский детский дом" налоговым органом направлены требования N 1161 и N 1164 по состоянию на 23.07.2010.
В связи с неисполнением данных требований, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В судебном заседании в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГОУ "Чистопольский детский дом" признало требование налогового органа о взыскании земельного налога за 1 квартал 2010 года в размере 161 180,00 руб. и пени на него в размере 1 398,56 руб. обоснованным.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно приняли признание указанного требования налогового органа обоснованным, в остальной части в удовлетворении заявленных требований налогового органа отказано, исходя из следующего.
Требование о взыскании земельного налога за 2009 год, пени на него и штрафа за неполную уплату земельного налога суды правомерно признали не подлежащим удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Исходя из статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Как видно из материалов дела, учреждение, исчисляя земельный налог, руководствовалось кадастровой стоимостью по спорному земельному участку, указанной в кадастровом паспорте земельного участка по состоянию на 01.01.2009 в размере 62 079,08 руб.
Письмом от 08.12.2010 N 15-12/28126, направленным в адрес ГОУ "Чистопольский детский дом" по его запросу, Управление Росреестра по Республике Татарстан подтвердило, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:42:201102:26 по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка - 62 079,08 руб.
Из положений пунктов 11 и 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
Налоговый орган, обосновывая начисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 64 533 864,00 руб., ссылаясь на сведения, полученные из органов Роснедвижимости, представил в материалы дела выписки из программы АИС налог.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно не приняли данные выписки в связи с тем, что они не могут служить доказательством правомерности доначисления земельного налога за 2009 год, поскольку в этих выписках указано, что датой оценки кадастровой стоимости является 01.01.2010, соответственно требования инспекции о взыскании земельного налога за 2009 год, пени на него и штрафа правомерно оставлены судами без удовлетворения.
Довод налогового органа, изложенный в кассационной жалобе о том, что в соответствии с Законом Республики Татарстан от 23.12.2008 N 129-ЗРТ, вступившим в силу с 01.01.2009, изменены границы Чистопольского муниципального района, в связи с чем, оздоровительный лагерь "Березка", находящийся в собственности учреждения стал оцениваться как земли населенных пунктов с удельным показателем 1 455,36 руб./кв. м с 01.01.2009 является необоснованным.
Ссылка налогового органа на то, что ГОУ "Чистопольский детский дом" стало известно об извещении изменения кадастровой стоимости в апреле 2010 года из ответа от 26.04.2010 N 373 Чистопольского филиала ФГУ "ЗКП" на запрос, не влияет на законность выводов судов первой и апелляционной инстанции, поскольку согласно письму Управления Росреестра по Республике Татарстан от 08.12.2010 N 15-12/28126 земельный участок с кадастровым номером 16:42:201102:26 по состоянию на 01.01.2009 имеет кадастровую стоимость земельного участка 62 079,08 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к мнению о том, что налоговый орган не доказал правомерность доначисления земельного налога за 2009 год, пени на него и штрафа, поскольку не доказал, что учреждение должно исходить при исчислении налога из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:42:201102:26 в размере 64 533 864,00 руб., а не из кадастровой стоимости в размере 62 079 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 по делу N А65-22261/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)