Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.05.2005 N А72-1462/04-7/214

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 24 мая 2005 года Дело N А72-1462/04-7/214

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Форш", г. Ульяновск,
на решение от 25.01.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1462/04-7/214
по заявлению Закрытого акционерного общества "Форш", г. Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании недействительным решения налогового органа N 17 от 21.01.2004,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 25 января 2005 г. Арбитражного суда Ульяновской области решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска N 17 от 21.01.2004 признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2002 г. в сумме 173128 руб., за 2003 г. в сумме 165098,46 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в указанных суммах и штрафных санкций за неполную уплату земельного налога в сумме 90416,89 руб.
В остальной части требования Закрытого акционерного общества "Форш" оставлены без удовлетворения.
Судом также частично удовлетворено встречное требование налогового органа о взыскании налоговых санкций, наложенных в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1000 руб.
В остальной части требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебные акт.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленных Закрытым акционерным обществом налоговых деклараций по земельному налога за 2002 - 2003 гг. установлено неправильное применение ставок земельного налога без учета ежегодной индексации.
Налоговым органом указывается, что земельный налог на городские земли исчисляется в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на основании средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91, начиная с 1992 года ежегодно индексируемых с учетом поправочных коэффициентов.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 17 от 21.01.2004 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм земельного налога за 2002 - 2003 гг. в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 101428,80 руб.
Кроме этого заявителю доначислен земельный налог в сумме 507144 руб. и выставлены требования N N 3, 4 от 21.01.2004 об уплате земельного налога, пени и штрафных санкций до 31.01.2004.
Кассационная инстанция признает законными выводы суда в силу того, что в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1.8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории г. Ульяновска ставки земельного налога были установлены решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога на 1999 г.".
Данным решением Ульяновская городская Дума формально установила ставки лишь на 1999 г. Однако фактически решение Думы от 19 мая 1999 г. N 95 действовало и по истечении 1999 г., так как Ульяновской городской Думой иные ставки земельного налога на 2000 г. и 2001 г. не устанавливались. Кроме того, Ульяновская городская Дума сочла свое решение от 19 мая 1999 г. N 95 действующим и в 2003 г. Это видно из решения Ульяновской городской Думы от 19 ноября 2003 г. N 140 "Об утверждении территориально-экономического зонирования г. Ульяновска", в п. 3 которого указано следующее: "Считать утратившими силу решения Ульяновской городской Думы от 19 мая 1999 г. N 95 "О ставках земельного налога на 1999 г." с 1 января 2004 года".
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о применении в 2002 г. ставок земельного налога, установленных решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95, признав необоснованным доначисление налоговым органом суммы налога в размере 173128 руб.
В части применения размера ставки в 2003 г. суд обоснованно признал, что налоговым органом правомерно произведено доначисление налога в пределах сумм, определенных по ставке, установленной решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95. Однако в части доначисления суммы налога, превысившего пределы сумм, определенных по указанной ставке, действия налогового органа правомерно признаны безосновательными, так как противоречат положениям решения Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95.
Также признается законным решение суда в части привлечения налогоплательщика к ответственности, поскольку налоговым органом не учтен размер фактически произведенной уплаты налога.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.01.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1462/04-7/2147 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 мая 2005 года Дело N А72-1462/04-7/214

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Форш", г. Ульяновск,
на решение от 25.01.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1462/04-7/214
по заявлению Закрытого акционерного общества "Форш", г. Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании недействительным решения налогового органа N 17 от 21.01.2004,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 25 января 2005 г. Арбитражного суда Ульяновской области решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска N 17 от 21.01.2004 признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2002 г. в сумме 173128 руб., за 2003 г. в сумме 165098,46 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в указанных суммах и штрафных санкций за неполную уплату земельного налога в сумме 90416,89 руб.
В остальной части требования Закрытого акционерного общества "Форш" оставлены без удовлетворения.
Судом также частично удовлетворено встречное требование налогового органа о взыскании налоговых санкций, наложенных в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1000 руб.
В остальной части требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебные акт.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленных Закрытым акционерным обществом налоговых деклараций по земельному налога за 2002 - 2003 гг. установлено неправильное применение ставок земельного налога без учета ежегодной индексации.
Налоговым органом указывается, что земельный налог на городские земли исчисляется в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на основании средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91, начиная с 1992 года ежегодно индексируемых с учетом поправочных коэффициентов.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 17 от 21.01.2004 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм земельного налога за 2002 - 2003 гг. в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 101428,80 руб.
Кроме этого заявителю доначислен земельный налог в сумме 507144 руб. и выставлены требования N N 3, 4 от 21.01.2004 об уплате земельного налога, пени и штрафных санкций до 31.01.2004.
Кассационная инстанция признает законными выводы суда в силу того, что в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1.8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории г. Ульяновска ставки земельного налога были установлены решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога на 1999 г.".
Данным решением Ульяновская городская Дума формально установила ставки лишь на 1999 г. Однако фактически решение Думы от 19 мая 1999 г. N 95 действовало и по истечении 1999 г., так как Ульяновской городской Думой иные ставки земельного налога на 2000 г. и 2001 г. не устанавливались. Кроме того, Ульяновская городская Дума сочла свое решение от 19 мая 1999 г. N 95 действующим и в 2003 г. Это видно из решения Ульяновской городской Думы от 19 ноября 2003 г. N 140 "Об утверждении территориально-экономического зонирования г. Ульяновска", в п. 3 которого указано следующее: "Считать утратившими силу решения Ульяновской городской Думы от 19 мая 1999 г. N 95 "О ставках земельного налога на 1999 г." с 1 января 2004 года".
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о применении в 2002 г. ставок земельного налога, установленных решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95, признав необоснованным доначисление налоговым органом суммы налога в размере 173128 руб.
В части применения размера ставки в 2003 г. суд обоснованно признал, что налоговым органом правомерно произведено доначисление налога в пределах сумм, определенных по ставке, установленной решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95. Однако в части доначисления суммы налога, превысившего пределы сумм, определенных по указанной ставке, действия налогового органа правомерно признаны безосновательными, так как противоречат положениям решения Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95.
Также признается законным решение суда в части привлечения налогоплательщика к ответственности, поскольку налоговым органом не учтен размер фактически произведенной уплаты налога.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.01.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1462/04-7/2147 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)