Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2008 ПО ДЕЛУ N А48-1334/07-15

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2008 г. по делу N А48-1334/07-15


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А48-1334/07-15,
установил:

открытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" (далее по тексту - ОАО "АПК "Орловская Нива") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла в проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в сумме 128 067 руб. 12 коп. в счет уплаты задолженности по этому налогу в территориальный бюджет за 2005 год, в размере 1 286 156 руб. в счет уплаты пени по налогу на прибыль в территориальный бюджет, и в проведении возврата налога на прибыль, уплаченного в федеральный бюджет, в размере 107 003 руб., НДС в сумме 477 447 руб., а также об обязании инспекции устранить нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в части территориального бюджета в размере 128 067 руб. 12 коп. в счет погашения задолженности по уплате того же налога в тот же бюджет за 2005 год, принятия решения о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в размере 1 286 156 руб. в счет погашения задолженности по уплате пени по тому же налогу в тот же бюджет и принятия решений о возврате из федерального бюджета суммы налога на прибыль 107 003 руб., суммы налога на добавленную стоимость - 477 447 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.06.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.02.2008 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении заявитель уточнил требования и просил признать незаконным отказ Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла по письму исх. N 10/09/04663 от 16.03.2007 в возврате НДС в сумме 477 447 руб., в возврате налога на прибыль в территориальный бюджет в размере 1 286 156 руб. 00 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб. и обязать Инспекцию ФНС России по Советскому району г. Орла устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" путем:
- - признания исполненной обязанности по уплате налога на прибыль по платежному поручению N 3173 от 18.10.1999 на сумму 299 000 руб., по платежному поручению N 3181 от 19.10.1999 на сумму 201 055 руб., по платежному поручению N 3119 от 15.10.1999 на сумму 1 407 494 руб., признания исполненной обязанности по уплате НДС по платежному поручению N 3230 от 22.10.1999 на сумму 603 092 руб.;
- - признать незаконными действия налогового органа по начислению в лицевом счете заявителя 16.11.2004: НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп. и в сумме 25 387 руб., а всего НДС в размере 502 834 руб. 60 коп., а также пени по НДС в сумме 33 421 руб. 33 коп. и в сумме 1 764 руб. 40 коп., а всего пени в размере 35 185 руб. 73 коп., налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 102 648 руб. 85 коп. и в сумме 4 354 руб. 15 коп., а всего в размере 107 003 руб., а также пени в сумме 10 613 руб. 89 коп. и в сумме 448 руб. 04 коп., а всего пени в размере 11 061 руб. 93 коп., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 407 494 руб. и в сумме 6 729 руб. 12 коп., а всего налога в сумме 1 414 223 руб. 12 коп., а также пени в сумме 6 731 руб. 31 коп., в сумме 20 892 руб. 42 коп. и в сумме 43 766 руб. 06 коп., а всего пени по налогу в размере 71 389 руб. 84 коп.;
- - признать незаконными действия по проведению 16.11.2004 налоговым органом: зачета недоимки по НДС в размере 502 834 руб. 60 коп. в счет имеющейся у заявителя переплаты по НДС по состоянию на 20.10.2004; зачета недоимки по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб. в счет имеющейся у заявителя переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет по состоянию на 30.10.2004; зачета недоимки по налогу на прибыль в территориальный бюджет в размере 401 128 руб. 50 коп. за счет имеющейся переплаты по налогу на 28.10.2004 и зачета недоимки по налогу в размере 1 013 094 руб. в счет оплаты заявителем текущих платежей по этому налогу;
- - обязать налоговый орган принять решения: о зачете НДС в сумме 502 834 руб. 60 коп. КБК 18210301000010000160 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по НДС; о зачете налога прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб. КБК 18210101011010000110 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по налогу на прибыль в федеральный бюджет; о зачете суммы налога на прибыль в территориальный бюджет в размере в сумме 1 414 223 руб. 12 коп. КБК 18210101012020000110 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по налогу на прибыль в территориальный бюджет.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 решение суда изменено. Признан незаконным выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.2007 отказ Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла в возврате НДС в сумме 477 447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408 919 руб. 50 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., как не соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Инспекцию ФНС России по Советскому району г. Орла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" и произвести предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации действия по зачету (возврату) НДС в сумме 477 447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408 919 руб. 50 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб. с учетом состояния расчетов ОАО "АПК "Орловская Нива" по указанным налогам с соответствующими бюджетами на момент исполнения судебного акта. В остальной части в удовлетворении требований ОАО "АПК "Орловская Нива" отказано.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по Советскому району г. Орла просит постановление суда в части удовлетворенных требований отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения 29.01.2007 сверки расчетов с бюджетом за 2005 - 2006 годы ОАО "АПК "Орловская Нива" выявило, что Инспекция ФНС России по Советскому району г. Орла отразила в лицевых счетах организации к начислению выведенные из отсрочки суммы налога на добавленную стоимость - 477 447 руб. 60 коп., налога на прибыль в части федерального бюджета - 107 003 руб., налога на прибыль в части территориального бюджета - 1 414 223 руб. 12 коп., которые были уплачены обществом в октябре 1999 года через ОРФ АКБ "СБС-Агро", но не зачислены им на счета по учету доходов бюджета.
Принимая во внимание наличие у ОАО "АПК "Орловская Нива" задолженности в указанных суммах, инспекция самостоятельно произвела зачет имеющейся у общества переплаты по НДС в сумме 2 972 207 руб. в счет погашения недоимки по НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп., зачет переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в счет погашения задолженности по этому же налогу в сумме 1 414 223 руб. 12 коп., зачет переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 240 997 руб. 70 коп. в счет погашения задолженности по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 107 003 руб.
ОАО "АПК "Орловская Нива", полагая, что обязанность по уплате упомянутых сумм налога на прибыль и НДС им исполнена, а, следовательно, у инспекции отсутствовали законные основания для отражения данных сумм к начислению, направило в Инспекцию ФНС России по Советскому району г. Орла заявление N 317 от 09.03.2007 о возврате ему суммы излишне уплаченного НДС в размере 477 447 руб., заявление N 318 от 09.03.2007 о зачете переплаты по налогу на прибыль в части территориального бюджета в счет недоимки по данному налогу в сумме 128 067 руб. 12 коп. и о возврате на расчетный счет организации излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 1 286 156 руб., заявление N 319 от 09.03.2007 о возврате на его расчетный счет излишне уплаченного налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб.
Письмом от 16.03.2007 N 10-09/04663 инспекция уведомила общество об оставлении данных заявлений без исполнения, поскольку отсутствует переплата по налогу на прибыль в части территориального и федерального бюджетов, а также по НДС. Кроме того, указала, что уплата данных налогов производилась обществом через ОРФ АКБ СБС "Агро" и РД ПСБ "СОТЭФ", которые согласно Приказам Банка России от 10.06.2004 N ОД-472 и от 04.03.2004 N ОД-107 были исключены из списка государственной регистрации кредитных организаций.
Считая, что отказ инспекции в проведении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов по указанным заявлениям не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ОАО "АПК "Орловская Нива" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по причине пропуска заявителем 3-месячного срока подачи заявления, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ и отсутствия уважительных причин для его восстановления, а также по причине пропуска 3-годичного срока зачета спорных сумм налогов, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
Изменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отказ Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла в возврате НДС в сумме 477 447 руб., в возврате налога на прибыль в территориальный бюджет в размере 1 286 156 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб., выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.2007, по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен налогоплательщиком путем подачи в арбитражный суд заявления в порядке ст. 198 АПК РФ.
Частью 4 указанной статьи предусмотрен трехмесячный срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с подобным заявлением. Срок исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении прав и законных интересов и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин.
Оспариваемый ненормативный правовой акт (отказ Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла в возврате налогов, выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.2007) издан налоговым органом 16.03.2007 года. Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу 10.04.2007 года.
Таким образом, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование отказа Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла в возврате налогов, выраженного в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.2007, налогоплательщиком не пропущен.
Частично удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что зачет произведен инспекцией в счет погашения задолженности по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Согласно п. 3, 9 ст. 46 Налогового кодекса РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.
По смыслу пунктов 3, 9 статьи 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
В силу п. 5 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных данным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Согласно п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты, что ограничивает во времени право налогоплательщика на подачу заявления о возврате суммы переплаты или ее зачет в счет будущих платежей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П, данная норма непосредственно не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки и задолженности по пеням.
Вместе с тем в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Так, согласно пункту 3 его статьи 46 налоговый орган вправе в течение 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и иной задолженности, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Статьей 113 установлен общий трехлетний срок давности с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, и по истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 115 "Давность взыскания налоговых санкций" налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Таким образом, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, предусмотренных Кодексом.
Недоимка, в погашение которой налоговый орган путем зачета направил переплату по налогам возникла в 1999 году, в связи с чем к моменту проведения зачета - 16.11.2004, истекли как сроки для бесспорного взыскания налога, установленные ст. 46 НК РФ, так и сроки для обращения в арбитражный суд применительно к ст. 48 НК РФ, доказательства принятия мер принудительного взыскания спорной задолженности, в том числе в судебном порядке, инспекцией не представлены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в возврате (зачете) спорных сумм налогов, выраженного в письме инспекции исх. N 10/09/04663 от 16.03.2007.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А48-1334/07-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)