Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.12.2005 ПО ДЕЛУ N А72-1409/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 6 декабря 2005 года Дело N А72-1409/05


Закрытое акционерное общество "Ульяновский комбинат строительных материалов", г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконным отказа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и о признании незаконным решения Инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель просил суд обязать налоговый орган принять измененные декларации и произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 г. в размере 108192 руб. в счет предстоящих платежей за землю.
Арбитражным судом Ульяновской области в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика, которым признана Инспекция Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району г. Ульяновска.
Решением от 29.07.2005 Арбитражного суда Ульяновской области отказ Инспекции Федеральной налоговой службы России Засвияжскому району г. Ульяновска в принятии уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 г., представленной заявителем, признан незаконным.
Суд обязал налоговый орган принять измененные декларации.
Судом также признано незаконным решение N 17-04 от 16.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В обоснование решения судом сделан вывод о наличии излишне уплаченных сумм налога за 2001 г. и отсутствии задолженности по земельному налогу за 2002 - 2003 годы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа налоговым органом в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2001 г., в части обязания налогового органа принять к исполнению уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 г. и произведения зачета излишне уплаченных сумм налога за 2001 г. в размере 108192 руб. в счет предстоящих платежей за землю.
Также налоговый орган просит отменить решение суда в части признания недействительным решения Налоговой инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о доначислении сумм земельного налога за 2003 г. в размере 1069397,13 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций в размере 164902,58 руб.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, признает подлежащим его отмене в обжалуемой части с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2003 г. Закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов" в адрес налогового органа направлены измененные декларации по земельному налогу за 2001 - 2002 гг. В дополнении к представленным декларациям направлено письмо о проведении зачета сумм переплаты по земельному налогу за 2001 - 2002 гг.
Измененная декларация за 2002 г. принята и рассмотрена Инспекцией МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска. По результатам проверки вынесено решение N 443-04 от 26.09.2003 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Измененная декларация за 2001 г. получена налоговым органом 25.11.2003, в связи с этим в адрес налогоплательщика направлено письмо, исходящий N 16-04-12/13305, содержащее сведения о том, что измененная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 г. не может быть принята к исполнению в связи с проведенной на данный налоговый период выездной налоговой проверкой (акт от 07.03.2002 N 16-02-21/93).
03.11.2003 в адрес ответчика были направлены измененные декларации по земельному налогу за 2003 г.
16.01.2004 налоговым органом вынесено решение N 17-04ДСП от 06.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в совершении налогового правонарушения". В решении отражены сведения о доначислении в лицевую карточку земельного налога на 2003 г. в сумме 1363455 руб. 71 коп.
Арбитражный суд Ульяновской области, признавая незаконным отказ налогового органа в принятии уточненных деклараций за 2001 г. и решение Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04, указал, что налогоплательщиком земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Ульяновской городской Думы от 19.05.99 N 95 "О ставках земельного налога", с увеличением по коэффициенту 1,8, принятому Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ на 2003 год.
Кассационная инстанция признает решение суда в части уплаты заявителем земельного налога за 2001 г. неправомерным и принятым с нарушением положения п. 2 (п/п. 15) ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной областей, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов, производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое налоговым органом решение Арбитражного суда Ульяновской области в части уплаты земельного налога за 2001 г. и 2003 г. принято без учета указанных обстоятельств, в связи с чем дело подлежит направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.07.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1409/05 отменить в части признания незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району, г. Ульяновск, в принятии к исполнению уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2001 г., в части обязания налогового органа принять к исполнению уточненные декларации по земельному налогу за 2001 г. и произведения зачета излишне уплаченных сумм налога за 2001 г. в размере 108192 руб. в счет признания недействительным решения Инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о доначислении сумм земельного налога за 2003 г. в размере 1069397,13 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций 164902,58 руб.
В указанных частях дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)