Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 августа 2004 года Дело N А06-247У/4-13/04
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани, г. Астрахань,
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04
по иску Открытого акционерного общества "Русская икра", г. Астрахань, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани от 06.01.2004 N 136 о привлечении истца к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2002 г. в виде штрафа в сумме 95447 руб. 40 коп., доначислении налога - 477237 руб. и начислении пени - 141160 руб. 40 коп. и обжаловании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции отменено судебное решение от 22.03.2004, которым в удовлетворении указанных выше исковых требований отказано в связи с ошибочностью довода налогоплательщика, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно, ежегодно присоединяться. Судом апелляционной инстанции, в частности, указывается на то, что каждому спорному налоговому периоду соответствовал свой повышающий коэффициент, установленный Федеральными законами на конкретный календарный год, действие которых не продлевалось вновь принимаемыми Законами о федеральном бюджете, в связи с чем двойная или тройная индексация ставки налога неправомерна.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного акта, оставлении в силе судебного решения от 22.03.2004 как вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя ответчика, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что у истца налоговым органом проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и пропуска уплаты налога на землю за период с 2001 г. по 2003 г. Ответчиком было установлено представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2002 г., в которой была занижена ставка налога, что привело к неполной его уплате в сумме 477237 руб. На основании выявленных нарушений, зафиксированных в акте проверки, ответчиком вынесено оспоренное решение.
Отказывая в иске Открытому акционерному обществу "Русская икра" о признании данного решения налогового органа недействительным и незаконными действий должностных лиц ответчика, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Законом Российской Федерации "О плате за землю" с определением средних ставок налога установлены пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны установить конкретные налоговые ставки. Законами о федеральном бюджете, установившими поправочные коэффициенты, эти пределы изменены, увеличены конкретные налоговые ставки. Увеличение это произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае поправочный коэффициент является элементом налоговой ставки. Изложенное дало суду основание признать ошибочным довод налогоплательщика о том, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно ежегодно присоединяться, а также необоснованным перерасчет земельного налога за 2002 г. в сторону уменьшения.
Отменяя судебное решение, апелляционная инстанция, в частности, указала, что при исчислении налога следует учитывать распространение действия Федерального закона о бюджете на конкретный год. Нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов, не имеют обратной силы. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия нормы. Являясь непостоянной величиной, коэффициент влияет на размер налога, но не изменяет его ставку.
Данная правовая позиция является ошибочной.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 данного Закона Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено применение в 2003 г. коэффициента 1,8 к действующим в 2002 г. размерам арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставкам земельного налога.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы Федеральных законов содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его начисления.
Именно такая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03.
При таких обстоятельствах Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, судебное решение - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 5 п. 1), 288 (п. 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04 отменить. Решение того же суда от 22.03.2004 по настоящему делу оставить в силе. Кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 24 августа 2004 года Дело N А06-247У/4-13/04
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани, г. Астрахань,
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04
по иску Открытого акционерного общества "Русская икра", г. Астрахань, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани от 06.01.2004 N 136 о привлечении истца к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2002 г. в виде штрафа в сумме 95447 руб. 40 коп., доначислении налога - 477237 руб. и начислении пени - 141160 руб. 40 коп. и обжаловании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции отменено судебное решение от 22.03.2004, которым в удовлетворении указанных выше исковых требований отказано в связи с ошибочностью довода налогоплательщика, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно, ежегодно присоединяться. Судом апелляционной инстанции, в частности, указывается на то, что каждому спорному налоговому периоду соответствовал свой повышающий коэффициент, установленный Федеральными законами на конкретный календарный год, действие которых не продлевалось вновь принимаемыми Законами о федеральном бюджете, в связи с чем двойная или тройная индексация ставки налога неправомерна.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного акта, оставлении в силе судебного решения от 22.03.2004 как вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя ответчика, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что у истца налоговым органом проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и пропуска уплаты налога на землю за период с 2001 г. по 2003 г. Ответчиком было установлено представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2002 г., в которой была занижена ставка налога, что привело к неполной его уплате в сумме 477237 руб. На основании выявленных нарушений, зафиксированных в акте проверки, ответчиком вынесено оспоренное решение.
Отказывая в иске Открытому акционерному обществу "Русская икра" о признании данного решения налогового органа недействительным и незаконными действий должностных лиц ответчика, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Законом Российской Федерации "О плате за землю" с определением средних ставок налога установлены пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны установить конкретные налоговые ставки. Законами о федеральном бюджете, установившими поправочные коэффициенты, эти пределы изменены, увеличены конкретные налоговые ставки. Увеличение это произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае поправочный коэффициент является элементом налоговой ставки. Изложенное дало суду основание признать ошибочным довод налогоплательщика о том, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно ежегодно присоединяться, а также необоснованным перерасчет земельного налога за 2002 г. в сторону уменьшения.
Отменяя судебное решение, апелляционная инстанция, в частности, указала, что при исчислении налога следует учитывать распространение действия Федерального закона о бюджете на конкретный год. Нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов, не имеют обратной силы. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия нормы. Являясь непостоянной величиной, коэффициент влияет на размер налога, но не изменяет его ставку.
Данная правовая позиция является ошибочной.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 данного Закона Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено применение в 2003 г. коэффициента 1,8 к действующим в 2002 г. размерам арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставкам земельного налога.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы Федеральных законов содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его начисления.
Именно такая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03.
При таких обстоятельствах Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, судебное решение - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 5 п. 1), 288 (п. 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04 отменить. Решение того же суда от 22.03.2004 по настоящему делу оставить в силе. Кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2004 N А06-247У/4-13/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 августа 2004 года Дело N А06-247У/4-13/04
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани, г. Астрахань,
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04
по иску Открытого акционерного общества "Русская икра", г. Астрахань, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани от 06.01.2004 N 136 о привлечении истца к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2002 г. в виде штрафа в сумме 95447 руб. 40 коп., доначислении налога - 477237 руб. и начислении пени - 141160 руб. 40 коп. и обжаловании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции отменено судебное решение от 22.03.2004, которым в удовлетворении указанных выше исковых требований отказано в связи с ошибочностью довода налогоплательщика, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно, ежегодно присоединяться. Судом апелляционной инстанции, в частности, указывается на то, что каждому спорному налоговому периоду соответствовал свой повышающий коэффициент, установленный Федеральными законами на конкретный календарный год, действие которых не продлевалось вновь принимаемыми Законами о федеральном бюджете, в связи с чем двойная или тройная индексация ставки налога неправомерна.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного акта, оставлении в силе судебного решения от 22.03.2004 как вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя ответчика, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что у истца налоговым органом проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и пропуска уплаты налога на землю за период с 2001 г. по 2003 г. Ответчиком было установлено представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2002 г., в которой была занижена ставка налога, что привело к неполной его уплате в сумме 477237 руб. На основании выявленных нарушений, зафиксированных в акте проверки, ответчиком вынесено оспоренное решение.
Отказывая в иске Открытому акционерному обществу "Русская икра" о признании данного решения налогового органа недействительным и незаконными действий должностных лиц ответчика, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Законом Российской Федерации "О плате за землю" с определением средних ставок налога установлены пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны установить конкретные налоговые ставки. Законами о федеральном бюджете, установившими поправочные коэффициенты, эти пределы изменены, увеличены конкретные налоговые ставки. Увеличение это произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае поправочный коэффициент является элементом налоговой ставки. Изложенное дало суду основание признать ошибочным довод налогоплательщика о том, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно ежегодно присоединяться, а также необоснованным перерасчет земельного налога за 2002 г. в сторону уменьшения.
Отменяя судебное решение, апелляционная инстанция, в частности, указала, что при исчислении налога следует учитывать распространение действия Федерального закона о бюджете на конкретный год. Нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов, не имеют обратной силы. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия нормы. Являясь непостоянной величиной, коэффициент влияет на размер налога, но не изменяет его ставку.
Данная правовая позиция является ошибочной.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 данного Закона Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено применение в 2003 г. коэффициента 1,8 к действующим в 2002 г. размерам арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставкам земельного налога.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы Федеральных законов содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его начисления.
Именно такая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03.
При таких обстоятельствах Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, судебное решение - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 5 п. 1), 288 (п. 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04 отменить. Решение того же суда от 22.03.2004 по настоящему делу оставить в силе. Кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 августа 2004 года Дело N А06-247У/4-13/04
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани, г. Астрахань,
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04
по иску Открытого акционерного общества "Русская икра", г. Астрахань, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Астрахани от 06.01.2004 N 136 о привлечении истца к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2002 г. в виде штрафа в сумме 95447 руб. 40 коп., доначислении налога - 477237 руб. и начислении пени - 141160 руб. 40 коп. и обжаловании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции отменено судебное решение от 22.03.2004, которым в удовлетворении указанных выше исковых требований отказано в связи с ошибочностью довода налогоплательщика, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно, ежегодно присоединяться. Судом апелляционной инстанции, в частности, указывается на то, что каждому спорному налоговому периоду соответствовал свой повышающий коэффициент, установленный Федеральными законами на конкретный календарный год, действие которых не продлевалось вновь принимаемыми Законами о федеральном бюджете, в связи с чем двойная или тройная индексация ставки налога неправомерна.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного акта, оставлении в силе судебного решения от 22.03.2004 как вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя ответчика, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что у истца налоговым органом проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и пропуска уплаты налога на землю за период с 2001 г. по 2003 г. Ответчиком было установлено представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2002 г., в которой была занижена ставка налога, что привело к неполной его уплате в сумме 477237 руб. На основании выявленных нарушений, зафиксированных в акте проверки, ответчиком вынесено оспоренное решение.
Отказывая в иске Открытому акционерному обществу "Русская икра" о признании данного решения налогового органа недействительным и незаконными действий должностных лиц ответчика, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Законом Российской Федерации "О плате за землю" с определением средних ставок налога установлены пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны установить конкретные налоговые ставки. Законами о федеральном бюджете, установившими поправочные коэффициенты, эти пределы изменены, увеличены конкретные налоговые ставки. Увеличение это произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае поправочный коэффициент является элементом налоговой ставки. Изложенное дало суду основание признать ошибочным довод налогоплательщика о том, что действие поправочных коэффициентов ограничено календарным годом и не должно последовательно ежегодно присоединяться, а также необоснованным перерасчет земельного налога за 2002 г. в сторону уменьшения.
Отменяя судебное решение, апелляционная инстанция, в частности, указала, что при исчислении налога следует учитывать распространение действия Федерального закона о бюджете на конкретный год. Нормы, регулирующие порядок установления поправочных коэффициентов, не имеют обратной силы. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия нормы. Являясь непостоянной величиной, коэффициент влияет на размер налога, но не изменяет его ставку.
Данная правовая позиция является ошибочной.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 данного Закона Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено применение в 2003 г. коэффициента 1,8 к действующим в 2002 г. размерам арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставкам земельного налога.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы Федеральных законов содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его начисления.
Именно такая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03.
При таких обстоятельствах Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, судебное решение - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 5 п. 1), 288 (п. 2), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 25 - 31.05.2004 по делу N А06-247У/4-13/04 отменить. Решение того же суда от 22.03.2004 по настоящему делу оставить в силе. Кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)