Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Борисовой Т.С., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2011 года по делу N А57-15953/2010, судья Огнищева Ю.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Балаковский порт"
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области,
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области N 100 от 29.09.2010
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Балаковский порт" - Миронова Р.В., по доверенности от 01.06.2011, Глотова В.Р., по доверенности от 01.06.2011,
от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Фроловой Н.И., по доверенности N 1 от 10.01.2011,
от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Фроловой Н.И., по доверенности N 05-17/178 от 30.12.2010
установил:
открытое акционерное общество "Балаковский порт" (далее - ОАО "Балаковский порт", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России N 2 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) N 100 от 29.09.2010 о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности в части:
доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, доначисления пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, доначисления штрафа по земельному налогу в сумме 939 559 рублей, в части начисленных штрафных санкций: по п. 1 ст. 122 НК РФ сумме 53 431 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 337 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 163 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 62 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 112 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 415 172 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 314 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), всего в сумме 469 591 рублей, уменьшив общий размер штрафных санкций до 47 000 рублей, в том числе: по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 5 353 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 36 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 21 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 7 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 16 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 41 535 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 32 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц).
Решением суда первой инстанции от 07.04.2011 заявление общество удовлетворено. Признано недействительным решение N 100 от 29.09.2010 Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, доначисления пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, начисления штрафа по земельному налогу (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в сумме 939 559 рублей.
Также признано недействительным решение N 100 от 29.09.2010 Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисленных штрафных санкций: по п. 1 ст. 122 НК РФ сумме 53 431 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 337 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 163 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 62 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 112 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 415172 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 314 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), а всего в сумме 469 591 руб., уменьшив общий размер штрафных санкций до 47 000 рублей, в том числе: по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 5 353 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 36 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 21 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 7 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 16 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 41 535 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 32 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц).
Налоговый орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой обжалует решение суда первой инстанции в части признании недействительным решения налогового органа о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, доначисления пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, начисления штрафа по земельному налогу (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в сумме 939 559 рублей, просит решение от 07.04.2011 в данной части отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ОАО "Балаковский порт" в данной части отказать.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, настаивает на ее удовлетворении.
Представители ОАО "Балаковский порт" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой части. От лиц, участвующих в деле возражений не поступило.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Балаковский порт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, водного налога, земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2008 по 31.12.2009; единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - за период с 01.01.2008 по 31.12.2009; налога на доходы физических лиц - за период с 29.09.2009 по 08.07.2010; по вопросу полноты и своевременности представления сведений налога на доходы физических лиц за 2009.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 100 от 31.08.2010, на основании которого, после рассмотрения материалов налоговой проверки принято решение от 29.09.2010 N 100 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением заявителю предложено уплатить, в том числе недоимку по земельному налогу в сумме 4 697 795 рублей, пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ (по земельному налогу) в сумме 939 559 рублей.
Кроме того, данным решением начислены штрафные санкции: по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 53 431 руб. (штраф по НДС) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 337 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 163 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 62 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 112 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС) по ст. 123 НК РФ в сумме 415172 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц) по ст. 123 НК РФ в сумме 314 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц) всего в сумме 469 591 рублей.
Не согласившись с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в УФНС по Саратовской области. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 26.11.2010 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение от 29.09.2010 N 100 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" утверждено.
ОАО "Балаковский порт" полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 29.09.2010 N 100 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обжаловало данное решение в Арбитражный суд Саратовской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на то, что налогоплательщик законно и обоснованно производил платежи по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером 64:40:020116:2, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Речной порт, площадью 180500 кв. м.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного, наследуемого владения.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Уполномоченным органом по государственной кадастровой оценке являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Судами обеих инстанций установлено, что ОАО "Балаковский порт" в проверяемом периоде (2008 - 2009 год) в соответствии с п. 1 ст. 388 и п. 1 ст. 389 гл. 31 "Земельный налог" НК РФ являлось плательщиком земельного налога, объектом налогообложения которого являются земельные участки с кадастровыми номерами: 64:40:010175:0005, 64:40:020116:0057, 64:40:010230:0007, 64:40:020116:0002, 64:40:010177:0001, находящиеся у общества в постоянном (бессрочном) пользовании.
В результате анализа сведений, представленных Управлением Роснедвижимости по Саратовской области в налоговый орган в электронном виде, о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО "Балаковский порт", а также кадастровых выписок, налоговым органом в ходе проверки было установлено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008 составила:
с кадастровым номером - 64:40:020116:0057 - 174423606,6 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010230:0007 - 95803,52 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:020116:0002 - 65288655 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010175:0005 по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость отсутствует, так как земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.10.2008,
с кадастровым номером - 64:40:010177:0001 - 6210000 руб.
По состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость указанных земельных участков составила:
с кадастровым номером - 64:40:020116:0057 - 267110973,99 руб.,
с кадастровым номером -64:40:010230:0007 - 759780,32 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:020116:0002 - 113715 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010175:0005 -2353780,80 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010177:0001 - 6210000 руб.
Кроме того, в налоговый орган поступили сведения, что земельные участки с кадастровым номером 64:40:020116:2 и с кадастровым номером 64:40:020116:57 имеют одинаковое местоположение, и являются одним и тем же земельным участком.
Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки пришел к выводу, что по состоянию на 2008 - 2009 действительным являлся земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57, общей площадью 169391 кв. м, и при исчислении налогооблагаемой базы по земельному налогу за проверяемый период учел кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:57.
В ходе налоговой проверки было подтверждено, что земельный налог за спорный земельный участок обществом в 2008 - 2009 годах своевременно уплачивался налогоплательщиком, исходя из кадастровой стоимости земельного участка N 64:40:020116:0002.
При этом налоговый орган, пришел к выводу, что кадастровая стоимость участка 64:40:020116:0002 не может повторно участвовать в формировании налоговой базы по земельному налогу ОАО "Балаковский порт" за проверяемый период и уменьшил сумму доначисленного земельного налога, а именно: размер доначисленного земельного налога составил 4 697 795 руб., в том за 2008 год в сумме 1635757 руб. (2615087 руб. - 979330 руб.), за 2009 год - 3 062 038 руб. (3063743 руб. - 1705 руб.).
Таким образом, из обжалуемого решения налогового органа следует, что при исчислении налогооблагаемой базы по земельному налогу за проверяемый период, налоговый орган принял во внимание кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:0057.
Суд первой инстанции посчитал данный вывод налогового органа необоснованным и незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Балаковский порт" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:0002, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Речной порт, площадью 180500 кв. м, на основании Постановления объединенной администрации города и района от 01.07.1994 N 855 "Об отводе в постоянное пользование Балаковскому речному порту фактически занимаемых в натуре (на местности) земельных участков ", что подтверждается Государственным актом на право собственности на землю N САР-40-000929
Вышеуказанный земельный участок состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской от 13.09.2010 N 6440/201/10-3322, в которой в "особых отметках" имеется указание - "Свидетельство о государственной регистрации права от 13.02.2006 г. N 64 АБ N 273034". Указанный земельный участок является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.02.2006 N 64 АБ N 273034.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судами обеих инстанций установлено, что земельный участок под кадастровым номером 64:40:020116:0002, расположенный по адресу: г. Балаково, Речной порт, площадью 180500 кв. м, предоставлен ОАО "Балаковский порт" в постоянное бессрочное пользование на основании постановления Объединенной администрации г. Балаково и Балаковского района Саратовской области N 855 от 01.07.1994 "Об отводе в постоянное пользование Балаковскому речному порту фактически занимаемых в натуре (на местности) земельных участков". Указанный участок зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается выпиской N 26/128/2010-187 от 15.10.2010.
Земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57, расположенный по адресу: г. Балаково, пр. Приморский, 17, площадью 169391 кв. м, регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не проходил.
Балаковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области письмом исх. 130 от 23 сентября 2010 года сообщил, что земельные участки с кадастровым номером 64:40:020116:2 и с кадастровым номером 64:40:020116:57 имеют одинаковое местоположение, и являются одним и тем же земельным участком. При этом, Балаковский отдел Росреестра в письме от 23.09.2010 (т.е. после составления акта проверки от 31.08.2010) указал, что по состоянию на 2008 - 2009 г. действительным являлся земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57.
Между тем, в уведомлении Росреестра по Саратовской области от 15.10.2010 N 26/128/2010-186 указано, что сведения о правах на объект: земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57 - отсутствуют, а согласно Выписке из ЕГРП от 15.10.2010 N 26/128/2010-187 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:0002.
Данные обстоятельства свидетельствую о том, что регистрация права произошла в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:0002.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании изложенного, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что при исчислении налогооблагаемой базы по земельному налогу за проверяемый период, необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:0002, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 2 по Саратовской области N 100 от 29.09.2010 о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности в части доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, начисления штрафа по земельному налогу в сумме 939 559 рублей.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2011 года по делу N А57-15953/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2011 ПО ДЕЛУ N А57-15953/2011
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2011 г. по делу N А57-15953/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Борисовой Т.С., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2011 года по делу N А57-15953/2010, судья Огнищева Ю.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Балаковский порт"
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области,
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области N 100 от 29.09.2010
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Балаковский порт" - Миронова Р.В., по доверенности от 01.06.2011, Глотова В.Р., по доверенности от 01.06.2011,
от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Фроловой Н.И., по доверенности N 1 от 10.01.2011,
от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Фроловой Н.И., по доверенности N 05-17/178 от 30.12.2010
установил:
открытое акционерное общество "Балаковский порт" (далее - ОАО "Балаковский порт", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России N 2 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) N 100 от 29.09.2010 о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности в части:
доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, доначисления пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, доначисления штрафа по земельному налогу в сумме 939 559 рублей, в части начисленных штрафных санкций: по п. 1 ст. 122 НК РФ сумме 53 431 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 337 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 163 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 62 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 112 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 415 172 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 314 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), всего в сумме 469 591 рублей, уменьшив общий размер штрафных санкций до 47 000 рублей, в том числе: по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 5 353 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 36 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 21 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 7 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 16 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 41 535 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 32 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц).
Решением суда первой инстанции от 07.04.2011 заявление общество удовлетворено. Признано недействительным решение N 100 от 29.09.2010 Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, доначисления пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, начисления штрафа по земельному налогу (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в сумме 939 559 рублей.
Также признано недействительным решение N 100 от 29.09.2010 Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисленных штрафных санкций: по п. 1 ст. 122 НК РФ сумме 53 431 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 337 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 163 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 62 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 112 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 415172 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 314 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), а всего в сумме 469 591 руб., уменьшив общий размер штрафных санкций до 47 000 рублей, в том числе: по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 5 353 руб. (штраф по НДС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 36 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 21 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 7 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС), по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 16 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС), по ст. 123 НК РФ в сумме 41 535 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц), по ст. 123 НК РФ в сумме 32 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц).
Налоговый орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой обжалует решение суда первой инстанции в части признании недействительным решения налогового органа о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, доначисления пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, начисления штрафа по земельному налогу (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в сумме 939 559 рублей, просит решение от 07.04.2011 в данной части отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ОАО "Балаковский порт" в данной части отказать.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, настаивает на ее удовлетворении.
Представители ОАО "Балаковский порт" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой части. От лиц, участвующих в деле возражений не поступило.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Балаковский порт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, водного налога, земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2008 по 31.12.2009; единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - за период с 01.01.2008 по 31.12.2009; налога на доходы физических лиц - за период с 29.09.2009 по 08.07.2010; по вопросу полноты и своевременности представления сведений налога на доходы физических лиц за 2009.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 100 от 31.08.2010, на основании которого, после рассмотрения материалов налоговой проверки принято решение от 29.09.2010 N 100 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением заявителю предложено уплатить, в том числе недоимку по земельному налогу в сумме 4 697 795 рублей, пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ (по земельному налогу) в сумме 939 559 рублей.
Кроме того, данным решением начислены штрафные санкции: по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 53 431 руб. (штраф по НДС) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 337 руб. (штраф по ЕСН в части ФБ РФ) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 163 руб. (штраф по ЕСН в части ФСС) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 62 руб. (штраф по ЕСН в части ФФОМС) по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 112 руб. (штраф по ЕСН в части ТФОМС) по ст. 123 НК РФ в сумме 415172 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц) по ст. 123 НК РФ в сумме 314 руб. (штраф по налогу на доходы физ. лиц) всего в сумме 469 591 рублей.
Не согласившись с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в УФНС по Саратовской области. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 26.11.2010 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение от 29.09.2010 N 100 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" утверждено.
ОАО "Балаковский порт" полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 29.09.2010 N 100 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обжаловало данное решение в Арбитражный суд Саратовской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на то, что налогоплательщик законно и обоснованно производил платежи по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером 64:40:020116:2, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Речной порт, площадью 180500 кв. м.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного, наследуемого владения.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Уполномоченным органом по государственной кадастровой оценке являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Судами обеих инстанций установлено, что ОАО "Балаковский порт" в проверяемом периоде (2008 - 2009 год) в соответствии с п. 1 ст. 388 и п. 1 ст. 389 гл. 31 "Земельный налог" НК РФ являлось плательщиком земельного налога, объектом налогообложения которого являются земельные участки с кадастровыми номерами: 64:40:010175:0005, 64:40:020116:0057, 64:40:010230:0007, 64:40:020116:0002, 64:40:010177:0001, находящиеся у общества в постоянном (бессрочном) пользовании.
В результате анализа сведений, представленных Управлением Роснедвижимости по Саратовской области в налоговый орган в электронном виде, о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО "Балаковский порт", а также кадастровых выписок, налоговым органом в ходе проверки было установлено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008 составила:
с кадастровым номером - 64:40:020116:0057 - 174423606,6 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010230:0007 - 95803,52 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:020116:0002 - 65288655 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010175:0005 по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость отсутствует, так как земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.10.2008,
с кадастровым номером - 64:40:010177:0001 - 6210000 руб.
По состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость указанных земельных участков составила:
с кадастровым номером - 64:40:020116:0057 - 267110973,99 руб.,
с кадастровым номером -64:40:010230:0007 - 759780,32 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:020116:0002 - 113715 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010175:0005 -2353780,80 руб.,
с кадастровым номером - 64:40:010177:0001 - 6210000 руб.
Кроме того, в налоговый орган поступили сведения, что земельные участки с кадастровым номером 64:40:020116:2 и с кадастровым номером 64:40:020116:57 имеют одинаковое местоположение, и являются одним и тем же земельным участком.
Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки пришел к выводу, что по состоянию на 2008 - 2009 действительным являлся земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57, общей площадью 169391 кв. м, и при исчислении налогооблагаемой базы по земельному налогу за проверяемый период учел кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:57.
В ходе налоговой проверки было подтверждено, что земельный налог за спорный земельный участок обществом в 2008 - 2009 годах своевременно уплачивался налогоплательщиком, исходя из кадастровой стоимости земельного участка N 64:40:020116:0002.
При этом налоговый орган, пришел к выводу, что кадастровая стоимость участка 64:40:020116:0002 не может повторно участвовать в формировании налоговой базы по земельному налогу ОАО "Балаковский порт" за проверяемый период и уменьшил сумму доначисленного земельного налога, а именно: размер доначисленного земельного налога составил 4 697 795 руб., в том за 2008 год в сумме 1635757 руб. (2615087 руб. - 979330 руб.), за 2009 год - 3 062 038 руб. (3063743 руб. - 1705 руб.).
Таким образом, из обжалуемого решения налогового органа следует, что при исчислении налогооблагаемой базы по земельному налогу за проверяемый период, налоговый орган принял во внимание кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:0057.
Суд первой инстанции посчитал данный вывод налогового органа необоснованным и незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Балаковский порт" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:0002, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Речной порт, площадью 180500 кв. м, на основании Постановления объединенной администрации города и района от 01.07.1994 N 855 "Об отводе в постоянное пользование Балаковскому речному порту фактически занимаемых в натуре (на местности) земельных участков ", что подтверждается Государственным актом на право собственности на землю N САР-40-000929
Вышеуказанный земельный участок состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской от 13.09.2010 N 6440/201/10-3322, в которой в "особых отметках" имеется указание - "Свидетельство о государственной регистрации права от 13.02.2006 г. N 64 АБ N 273034". Указанный земельный участок является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.02.2006 N 64 АБ N 273034.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судами обеих инстанций установлено, что земельный участок под кадастровым номером 64:40:020116:0002, расположенный по адресу: г. Балаково, Речной порт, площадью 180500 кв. м, предоставлен ОАО "Балаковский порт" в постоянное бессрочное пользование на основании постановления Объединенной администрации г. Балаково и Балаковского района Саратовской области N 855 от 01.07.1994 "Об отводе в постоянное пользование Балаковскому речному порту фактически занимаемых в натуре (на местности) земельных участков". Указанный участок зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается выпиской N 26/128/2010-187 от 15.10.2010.
Земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57, расположенный по адресу: г. Балаково, пр. Приморский, 17, площадью 169391 кв. м, регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не проходил.
Балаковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области письмом исх. 130 от 23 сентября 2010 года сообщил, что земельные участки с кадастровым номером 64:40:020116:2 и с кадастровым номером 64:40:020116:57 имеют одинаковое местоположение, и являются одним и тем же земельным участком. При этом, Балаковский отдел Росреестра в письме от 23.09.2010 (т.е. после составления акта проверки от 31.08.2010) указал, что по состоянию на 2008 - 2009 г. действительным являлся земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57.
Между тем, в уведомлении Росреестра по Саратовской области от 15.10.2010 N 26/128/2010-186 указано, что сведения о правах на объект: земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:57 - отсутствуют, а согласно Выписке из ЕГРП от 15.10.2010 N 26/128/2010-187 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:0002.
Данные обстоятельства свидетельствую о том, что регистрация права произошла в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:0002.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании изложенного, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что при исчислении налогооблагаемой базы по земельному налогу за проверяемый период, необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:0002, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 2 по Саратовской области N 100 от 29.09.2010 о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности в части доначисления земельного налога в сумме 4 697 795 рублей, пени по земельному налогу в сумме 519 686 рублей, начисления штрафа по земельному налогу в сумме 939 559 рублей.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 апреля 2011 года по делу N А57-15953/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)