Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 февраля 2006 года Дело N А56-6937/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А., при участии от ЗАО "Каппа Санкт-Петербург" Ворсуляк О.В. (доверенность от 30.01.2006), Юдиной Л.Н. (доверенность от 28.11.2005), рассмотрев 01.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2005 по делу N А56-6937/2005,
Закрытое акционерное общество "Каппа Санкт-Петербург" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 26.01.2005 N 7.
Решением суда от 04.07.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2005 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы налогового законодательства, а именно Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), статей 5, 56, 247, 274, 284, 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Областного закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (далее - Закон N 24-ОЗ), поскольку статья 7 Закона N 24-ОЗ, установившая льготу по налогу на прибыль, решением Ленинградского областного суда от 04.11.2004 по делу N 3-188/2004 признана не соответствующей федеральному законодательству и не действующей с 01.01.2004. Это решение оставлено в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило оставить в силе судебные акты как законные и обоснованные, так как использование льготы, предоставленной ранее действовавшим законодательством, относится к длящимся налоговым правоотношениям, к которым не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество 28.10.2004 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года, в которой заявило льготу по налогу на прибыль, поступающему в территориальный бюджет, как организация, осуществляющая инвестиционную деятельность в соответствии с договором "Об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области" от 16.12.97, заключенным с Правительством Ленинградской области.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и вынесла решение от 26.01.2005 N 7 об отказе в привлечении общества к ответственности и доначислении 1969548 руб. налога на прибыль. Основанием для вынесения решения послужил вывод налоговой инспекции о том, что согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 163-ФЗ) дополнительные льготы по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены органами субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.07.2001, но не позднее 01.01.2004. Следовательно, у общества отсутствуют основания для применения льготы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Судебные инстанции, удовлетворяя требование общества, указали, что использование обществом льготы по налогу на прибыль образует длящиеся правоотношения. В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 5 НК РФ не допускается придание обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика. Налогоплательщик вправе пользоваться льготой в 2004 году, поэтому Закон N 163-ФЗ в данном случае не подлежит применению.
Суд кассационной инстанции считает вывод судов обоснованным.
Как видно из материалов дела, общество и Правительство Ленинградской области заключили договор от 16.12.97 "Об осуществлении инвестиционной деятельности", согласно которому общество осуществляет инвестиции в соответствии с инвестиционным проектом "Строительство завода по производству гофрированного картона и упаковочных изделий из него в городе Всеволожске Ленинградской области", а Правительство Ленинградской области предоставляет определенные налоговые льготы, в том числе освобождение от уплаты налога на прибыль на 100%, полученную от реализации продукции, произведенной на созданных производственных мощностях на период фактической окупаемости инвестиций, и на 50% в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости инвестиций. Окончание срока окупаемости инвестиций согласно пункту 2.4 договора установлено в 4 квартале 2003 года.
Указанные положения договора соответствовали нормам Закона N 24-ОЗ. Так, согласно пункту 1 "а" статьи 7 Закона N 24-ОЗ к инвесторам применяется режим налогообложения, предусматривающий снижение платежей по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а именно на период фактической окупаемости инвестиций (но не превышающий срок окупаемости, предусмотренный проектом перед началом инвестирования) в размере 100 процентов по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных в ходе реализации инвестиционного проекта производственных мощностях.
Пунктом 1 "б" статьи 7 Закона N 24-ОЗ предусмотрено, что инвесторам предоставляется льгота по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных в ходе реализации проекта, зачисляемому в областной бюджет, в размере 50 процентов при объеме инвестиций свыше 300 миллиардов рублей в течение двух лет после завершения периода окупаемости инвестиций.
Общество пользовалось льготой по налогу на прибыль, установленной пунктом 1 "а" статьи 7 Закона N 24-ОЗ до 01.10.2003 - даты окончания фактического срока окупаемости инвестиционного проекта. Начиная с 01.10.2003 общество пользовалось льготой по пункту 1 "б" статьи 7 названного Закона.
Льгота, установленная пунктом 1 "б" статьи 7 Закона N 24-ОЗ, относится к дополнительным льготам по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, право устанавливать которые предоставлено субъектам Российской Федерации пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль).
В связи с введением в действие главы 25 НК РФ Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) было установлено, что льготы, предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Статьей 3 Закона N 163-ФЗ в Закон N 110-ФЗ были внесены изменения, и в соответствии с новой редакцией Закона N 110-ФЗ льготы, установленные в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль на 01.07.2001, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004.
Вместе с тем в соответствии со статьей 8 Закона N 163-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением статей 4, 6 и 7.
Однако согласно абзацу первому пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Закон N 163-ФЗ официально опубликован 16.12.2004. Следовательно, положения названного Закона подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть не ранее 16.01.2005.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Учитывая, что в соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по налогу на прибыль, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 163-ФЗ, является период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а его первым числом - 01.01.2005.
Кроме того, суды правомерно указали на то, что изменения, внесенные в статью 2 Закона N 110-ФЗ Законом N 163-ФЗ, ухудшают положение общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на прибыль в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю в соответствии с Законом N 24-ОЗ. Названное право на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, возникших при предоставлении обществу права на использование льготы по налогу на прибыль, которые выходят за пределы одного налогового периода.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.
В связи с этим использование льготы по налогу, предоставленной обществу ранее действующим законодательством, относится к длящимся правоотношениям и к ним не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налоговой инспекции о невозможности применения льготы по налогу на прибыль с 01.01.2004 в силу решения Ленинградского областного суда от 04.11.2004 по делу N 3-188/2004, оставленного без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2.
Согласно указанным судебным актам признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 01.01.2004 статья 7 Закона N 24-ОЗ в редакции Областного закона от 22.07.2003 N 57-ОЗ с изменениями, внесенными Областными законами от 25.11.2003 N 100-ОЗ, от 12.03.2004 N 18-ОЗ и от 08.10.2004 N 75-ОЗ, поскольку особый порядок исчисления прибыли для установления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности, установленный Законом N 24-ОЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2004, не соответствует порядку исчисления прибыли, установленному статьями 247, 274, 284, 286 НК РФ. В этих судебных актах указано, что статья 7 Закона N 24-ОЗ должна быть признана недействующей с момента введения в действие, то есть с 1 января 2004 года, поскольку главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации законодательным органам власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право устанавливать особый порядок формирования налоговой базы при понижении ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации. Льготы, предусмотренные для инвесторов статьей 7 областного закона, по смыслу статьи 6 Закона о налоге на прибыль являются дополнительными, а потому в соответствии с указанными выше требованиями федерального законодательства не могут действовать позднее 1 января 2004 года. Оспариваемая же статья областного закона вступила в силу с 1 января 2004 года.
Решением Ленинградского Областного суда признана не соответствующей требованиям федерального законодательства редакция Закона N 24-ОЗ, вступившая в силу с 01.01.2004. При этом ранее действовавшие редакции закона не были предметом рассмотрения суда. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 239.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании нормативного акта незаконным влечет признание его недействующим со дня вступления решения в законную силу, то есть в данном случае с 02.03.2005.
Вместе с тем отношения по применению льготы по налогу на прибыль по пункту 1 "б" статьи 7 Закона N 24-ОЗ возникли у налогоплательщика до 01.01.2004, то есть, как уже указывалось ранее, возникли длящиеся налоговые правоотношения. Поскольку льгота по налогу на прибыль предоставлена обществу на основании нормативного акта, который не признан незаконным, отношения по применению льготы носят длящийся характер, учитывая приведенные выше обстоятельства, суды сделали правильный вывод об обоснованном применении обществом льготы за 9 месяцев 2004 года.
Таким образом, судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2005 по делу N А56-6937/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2006 ПО ДЕЛУ N А56-6937/2005
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2006 года Дело N А56-6937/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А., при участии от ЗАО "Каппа Санкт-Петербург" Ворсуляк О.В. (доверенность от 30.01.2006), Юдиной Л.Н. (доверенность от 28.11.2005), рассмотрев 01.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2005 по делу N А56-6937/2005,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Каппа Санкт-Петербург" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 26.01.2005 N 7.
Решением суда от 04.07.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2005 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы налогового законодательства, а именно Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), статей 5, 56, 247, 274, 284, 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Областного закона Ленинградской области от 22.07.97 N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (далее - Закон N 24-ОЗ), поскольку статья 7 Закона N 24-ОЗ, установившая льготу по налогу на прибыль, решением Ленинградского областного суда от 04.11.2004 по делу N 3-188/2004 признана не соответствующей федеральному законодательству и не действующей с 01.01.2004. Это решение оставлено в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило оставить в силе судебные акты как законные и обоснованные, так как использование льготы, предоставленной ранее действовавшим законодательством, относится к длящимся налоговым правоотношениям, к которым не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество 28.10.2004 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года, в которой заявило льготу по налогу на прибыль, поступающему в территориальный бюджет, как организация, осуществляющая инвестиционную деятельность в соответствии с договором "Об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области" от 16.12.97, заключенным с Правительством Ленинградской области.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и вынесла решение от 26.01.2005 N 7 об отказе в привлечении общества к ответственности и доначислении 1969548 руб. налога на прибыль. Основанием для вынесения решения послужил вывод налоговой инспекции о том, что согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 163-ФЗ) дополнительные льготы по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены органами субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.07.2001, но не позднее 01.01.2004. Следовательно, у общества отсутствуют основания для применения льготы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Судебные инстанции, удовлетворяя требование общества, указали, что использование обществом льготы по налогу на прибыль образует длящиеся правоотношения. В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 5 НК РФ не допускается придание обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика. Налогоплательщик вправе пользоваться льготой в 2004 году, поэтому Закон N 163-ФЗ в данном случае не подлежит применению.
Суд кассационной инстанции считает вывод судов обоснованным.
Как видно из материалов дела, общество и Правительство Ленинградской области заключили договор от 16.12.97 "Об осуществлении инвестиционной деятельности", согласно которому общество осуществляет инвестиции в соответствии с инвестиционным проектом "Строительство завода по производству гофрированного картона и упаковочных изделий из него в городе Всеволожске Ленинградской области", а Правительство Ленинградской области предоставляет определенные налоговые льготы, в том числе освобождение от уплаты налога на прибыль на 100%, полученную от реализации продукции, произведенной на созданных производственных мощностях на период фактической окупаемости инвестиций, и на 50% в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости инвестиций. Окончание срока окупаемости инвестиций согласно пункту 2.4 договора установлено в 4 квартале 2003 года.
Указанные положения договора соответствовали нормам Закона N 24-ОЗ. Так, согласно пункту 1 "а" статьи 7 Закона N 24-ОЗ к инвесторам применяется режим налогообложения, предусматривающий снижение платежей по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а именно на период фактической окупаемости инвестиций (но не превышающий срок окупаемости, предусмотренный проектом перед началом инвестирования) в размере 100 процентов по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных в ходе реализации инвестиционного проекта производственных мощностях.
Пунктом 1 "б" статьи 7 Закона N 24-ОЗ предусмотрено, что инвесторам предоставляется льгота по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных в ходе реализации проекта, зачисляемому в областной бюджет, в размере 50 процентов при объеме инвестиций свыше 300 миллиардов рублей в течение двух лет после завершения периода окупаемости инвестиций.
Общество пользовалось льготой по налогу на прибыль, установленной пунктом 1 "а" статьи 7 Закона N 24-ОЗ до 01.10.2003 - даты окончания фактического срока окупаемости инвестиционного проекта. Начиная с 01.10.2003 общество пользовалось льготой по пункту 1 "б" статьи 7 названного Закона.
Льгота, установленная пунктом 1 "б" статьи 7 Закона N 24-ОЗ, относится к дополнительным льготам по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, право устанавливать которые предоставлено субъектам Российской Федерации пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль).
В связи с введением в действие главы 25 НК РФ Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) было установлено, что льготы, предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Статьей 3 Закона N 163-ФЗ в Закон N 110-ФЗ были внесены изменения, и в соответствии с новой редакцией Закона N 110-ФЗ льготы, установленные в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль на 01.07.2001, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004.
Вместе с тем в соответствии со статьей 8 Закона N 163-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением статей 4, 6 и 7.
Однако согласно абзацу первому пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Закон N 163-ФЗ официально опубликован 16.12.2004. Следовательно, положения названного Закона подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть не ранее 16.01.2005.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Учитывая, что в соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по налогу на прибыль, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 163-ФЗ, является период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а его первым числом - 01.01.2005.
Кроме того, суды правомерно указали на то, что изменения, внесенные в статью 2 Закона N 110-ФЗ Законом N 163-ФЗ, ухудшают положение общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на прибыль в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю в соответствии с Законом N 24-ОЗ. Названное право на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, возникших при предоставлении обществу права на использование льготы по налогу на прибыль, которые выходят за пределы одного налогового периода.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.
В связи с этим использование льготы по налогу, предоставленной обществу ранее действующим законодательством, относится к длящимся правоотношениям и к ним не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налоговой инспекции о невозможности применения льготы по налогу на прибыль с 01.01.2004 в силу решения Ленинградского областного суда от 04.11.2004 по делу N 3-188/2004, оставленного без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2005 N 33-Г05-2.
Согласно указанным судебным актам признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 01.01.2004 статья 7 Закона N 24-ОЗ в редакции Областного закона от 22.07.2003 N 57-ОЗ с изменениями, внесенными Областными законами от 25.11.2003 N 100-ОЗ, от 12.03.2004 N 18-ОЗ и от 08.10.2004 N 75-ОЗ, поскольку особый порядок исчисления прибыли для установления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности, установленный Законом N 24-ОЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2004, не соответствует порядку исчисления прибыли, установленному статьями 247, 274, 284, 286 НК РФ. В этих судебных актах указано, что статья 7 Закона N 24-ОЗ должна быть признана недействующей с момента введения в действие, то есть с 1 января 2004 года, поскольку главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации законодательным органам власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право устанавливать особый порядок формирования налоговой базы при понижении ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации. Льготы, предусмотренные для инвесторов статьей 7 областного закона, по смыслу статьи 6 Закона о налоге на прибыль являются дополнительными, а потому в соответствии с указанными выше требованиями федерального законодательства не могут действовать позднее 1 января 2004 года. Оспариваемая же статья областного закона вступила в силу с 1 января 2004 года.
Решением Ленинградского Областного суда признана не соответствующей требованиям федерального законодательства редакция Закона N 24-ОЗ, вступившая в силу с 01.01.2004. При этом ранее действовавшие редакции закона не были предметом рассмотрения суда. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 239.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании нормативного акта незаконным влечет признание его недействующим со дня вступления решения в законную силу, то есть в данном случае с 02.03.2005.
Вместе с тем отношения по применению льготы по налогу на прибыль по пункту 1 "б" статьи 7 Закона N 24-ОЗ возникли у налогоплательщика до 01.01.2004, то есть, как уже указывалось ранее, возникли длящиеся налоговые правоотношения. Поскольку льгота по налогу на прибыль предоставлена обществу на основании нормативного акта, который не признан незаконным, отношения по применению льготы носят длящийся характер, учитывая приведенные выше обстоятельства, суды сделали правильный вывод об обоснованном применении обществом льготы за 9 месяцев 2004 года.
Таким образом, судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2005 по делу N А56-6937/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КОРПУСОВА О.А.
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)