Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Вышняк Н.Г., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление дочернего общества с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" (ул. Базисная, 19, г. Ижевск, 426034) от 25.01.2010 N 562-23юр-07 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.06.2009 по делу N А71-3574/2009-А31, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2009 по тому же делу по заявлению дочернего общества с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (ул. Ворошилова, 35, г. Ижевск, 426039) о признании частично незаконным ее решения от 26.12.2008 N 12-28/215дсп.
Суд
установил:
дочернее общество с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике о признании недействительным решения от 26.12.2008 N 12-28/215дсп, в том числе в части доначисления сумм пени по налогу на доходы физических лиц в размере 363 руб. и 403 руб. 60 коп. штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц.
Названное решение принято по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 2006 года по 2007 год, в ходе которой было установлено, что налогоплательщиком неправомерно не исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц с оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами, произведенных работникам общества, так как согласно ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" данные выплаты не относятся к доходам, освобождаемым от обложения налогом на доходы.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.06.2009, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009, в удовлетворении требований общества в указанной части отказано. Судами признано обоснованным начисление обществу налоговым органом пени и штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 24.12.2009 оставил без изменения указанные судебные акты.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос о пересмотре в порядке надзора судебных актов в части отказа в признании незаконным доначисления ему сумм пени по налогу на доходы физических лиц в размере 363 руб., штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 403 руб. 60 коп., поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют требованиям статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и являются следствием ограничительного толкования норм материального права.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к передаче дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в проверяемом периоде налогоплательщик произвел оплату дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в общей сумме 11 919 руб. 81 коп. Налог на доходы физических лиц с указанных выплат общество не исчислило и не удержало.
По мнению общества, произведенные им выплаты относятся к числу "иных выплат и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством" и налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового Кодекса Российской Федерации не облагаются.
Отклоняя доводы общества, суды исходили из того, что указанные выше нормы Кодекса не предусматривают, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами налогом на доходы не облагается. Данные выплаты к государственным пособиям не относятся, так как не предусмотрены Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). При этом суды указали, что данный перечень является исчерпывающим. Расширительное толкование законодательства о налогах и сборах недопустимо.
В результате суды пришли к выводу, что, суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставленные работникам по уходу за детьми-инвалидами, облагаются налогом на доходы в общеустановленном порядке.
Вместе с тем анализ судебной практики показал отсутствие единообразия при рассмотрении арбитражными судами аналогичных споров.
Согласно иной позиции, отраженной в судебных актах, суммы оплаты дополнительных дней отпуска прямо предусмотрены статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", оплата дополнительных дней отдыха работникам, имеющим детей-инвалидов, как и все иные выплаты, осуществляемые за счет средств фонда обязательного социального страхования, преследуют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Так, арбитражные суды Северо-Западного округа, принимая судебные акты по делу N А05-8987/2009, в схожей ситуации установили, что гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, является по своей сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Указанная гарантия, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством (статьей 262 ТК РФ), не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, такая оплата как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ обложению НДФЛ не подлежит.
Арбитражные суды Московского округа, принимая судебные акты по делу N А40-49262/08-129-176, признали, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, следовательно, отсутствуют основания для удержания налога на доходы физических лиц с сумм выплат работнику предприятия.
Арбитражными судами Московского округа по делам N А40-67984/06-14-386, N А40-82750/05-116-637, Северо-Кавказского округа по делу N А53-16755/2006-С5-34 указано на отсутствие исчерпывающего характера перечня выплат, приведенных в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации
С учетом изложенного в целях выработки единообразного применения арбитражными судами положений статей 346.1, 346.2 и 346.3 Кодекса, судебная коллегия усматривает основания для передачи данного дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-3574/2009-А31 для пересмотра в порядке надзора решения от 29.06.2009, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2009 по тому же делу.
Предложить сторонам по делу представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на данное определение до 17 мая 2010.
Председательствующий судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
Н.Г.ВЫШНЯК
Судья
С.М.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 16.04.2010 N ВАС-1798/10 ПО ДЕЛУ N А71-3574/2009-А31
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2010 г. N ВАС-1798/10
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Вышняк Н.Г., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление дочернего общества с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" (ул. Базисная, 19, г. Ижевск, 426034) от 25.01.2010 N 562-23юр-07 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.06.2009 по делу N А71-3574/2009-А31, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2009 по тому же делу по заявлению дочернего общества с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (ул. Ворошилова, 35, г. Ижевск, 426039) о признании частично незаконным ее решения от 26.12.2008 N 12-28/215дсп.
Суд
установил:
дочернее общество с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике о признании недействительным решения от 26.12.2008 N 12-28/215дсп, в том числе в части доначисления сумм пени по налогу на доходы физических лиц в размере 363 руб. и 403 руб. 60 коп. штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц.
Названное решение принято по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 2006 года по 2007 год, в ходе которой было установлено, что налогоплательщиком неправомерно не исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц с оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами, произведенных работникам общества, так как согласно ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" данные выплаты не относятся к доходам, освобождаемым от обложения налогом на доходы.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.06.2009, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009, в удовлетворении требований общества в указанной части отказано. Судами признано обоснованным начисление обществу налоговым органом пени и штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 24.12.2009 оставил без изменения указанные судебные акты.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос о пересмотре в порядке надзора судебных актов в части отказа в признании незаконным доначисления ему сумм пени по налогу на доходы физических лиц в размере 363 руб., штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 403 руб. 60 коп., поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют требованиям статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и являются следствием ограничительного толкования норм материального права.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к передаче дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в проверяемом периоде налогоплательщик произвел оплату дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в общей сумме 11 919 руб. 81 коп. Налог на доходы физических лиц с указанных выплат общество не исчислило и не удержало.
По мнению общества, произведенные им выплаты относятся к числу "иных выплат и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством" и налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового Кодекса Российской Федерации не облагаются.
Отклоняя доводы общества, суды исходили из того, что указанные выше нормы Кодекса не предусматривают, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами налогом на доходы не облагается. Данные выплаты к государственным пособиям не относятся, так как не предусмотрены Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). При этом суды указали, что данный перечень является исчерпывающим. Расширительное толкование законодательства о налогах и сборах недопустимо.
В результате суды пришли к выводу, что, суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставленные работникам по уходу за детьми-инвалидами, облагаются налогом на доходы в общеустановленном порядке.
Вместе с тем анализ судебной практики показал отсутствие единообразия при рассмотрении арбитражными судами аналогичных споров.
Согласно иной позиции, отраженной в судебных актах, суммы оплаты дополнительных дней отпуска прямо предусмотрены статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", оплата дополнительных дней отдыха работникам, имеющим детей-инвалидов, как и все иные выплаты, осуществляемые за счет средств фонда обязательного социального страхования, преследуют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Так, арбитражные суды Северо-Западного округа, принимая судебные акты по делу N А05-8987/2009, в схожей ситуации установили, что гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, является по своей сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Указанная гарантия, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством (статьей 262 ТК РФ), не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, такая оплата как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ обложению НДФЛ не подлежит.
Арбитражные суды Московского округа, принимая судебные акты по делу N А40-49262/08-129-176, признали, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, следовательно, отсутствуют основания для удержания налога на доходы физических лиц с сумм выплат работнику предприятия.
Арбитражными судами Московского округа по делам N А40-67984/06-14-386, N А40-82750/05-116-637, Северо-Кавказского округа по делу N А53-16755/2006-С5-34 указано на отсутствие исчерпывающего характера перечня выплат, приведенных в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации
С учетом изложенного в целях выработки единообразного применения арбитражными судами положений статей 346.1, 346.2 и 346.3 Кодекса, судебная коллегия усматривает основания для передачи данного дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-3574/2009-А31 для пересмотра в порядке надзора решения от 29.06.2009, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2009 по тому же делу.
Предложить сторонам по делу представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на данное определение до 17 мая 2010.
Председательствующий судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
Н.Г.ВЫШНЯК
Судья
С.М.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)