Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2010 ПО ДЕЛУ N А72-960/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2010 г. по делу N А72-960/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от Базарносызганского районного потребительского общества - извещен, не явился,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области - Груздев Д.Е. доверенность от 07.05.2010 года N 16-03/236,
от Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - извещен, не явился,
от Администрации муниципального образования "Базарносызганский район" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 августа 2010 г., в зале N 7, апелляционную жалобу
Базарносызганского районного потребительского общества,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 мая 2010 года по делу N А72-960/2010, судья Рождествина Г.Б.,
по заявлению Базарносызганского районного потребительского общества, р.п. Базарный Сызган, Ульяновская область,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области, г. Инза, Ульяновская область,
третьи лица:
Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
Администрация муниципального образования "Базарносызганский район", р.п. Базарный Сызган, Ульяновская область,
о признании недействительными решений,

установил:

Базарносызганское районное потребительское общество, р.п. Базарный Сызган, Ульяновская область (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области (далее - ответчик, налоговый орган) N 2266/31483 от 03.11.2009 г. в части доначисления земельного налога за 2 квартал 2006 г. в сумме 2 144 руб.; N 2267/31484 от 03.11.2009 г. в части доначисления земельного налога за 3 квартал 2006 г. в сумме 2 169 руб.; N 2268/31485 от 03.11.2009 г. в части доначисления земельного налога за 2006 г. в сумме 3 996 руб.; N 2269/31428 от 30.10.2009 г. в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2007 г. в сумме 11 273 руб.; N 2270/31429 от 30.10.2009 г. в части доначисления земельного налога за 2 квартал 2007 г. в сумме 7 760 руб.; N 2271/31430 от 30.10.2009 г. в части доначисления земельного налога за 3 квартал 2007 г. в сумме 7 760 руб.; N 2187/31431 от 30.10.2009 г. о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ к штрафу 875,35 руб., начислении пени по состоянию на 30.10.2009 г. в размере 1 062,56 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2007 г. в размере 4 376,73 руб.; N 2272/31473 от 02.11.2009 г., в соответствии с которым предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 1 квартал 2008 г. в размере 17 402 руб., уплатить пени, указанные в п. 2 настоящего решения; N 2406/31475 от 02.11.2009 г., в соответствии с которым решено начислить пени в размере 3 170 руб., предложить уплатить недоимку по земельному налогу за 2 квартал 2008 г. в размере 18 192 руб.; N 2407/31476 от 02.11.2009 г. в соответствии с которым решено начислить пени в размере 2 565,97 руб., предложить уплатить недоимку по земельному налогу за 3 квартал 2008 г. в размере 18 192 руб.; N 2289/31477 от 02.11.2009 г., в соответствии с которым решено привлечь к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ к штрафу 3 538,6 руб., начислить пени по состоянию на 30.10.2009 г. в размере 1 882,67 руб., начислить недоимку по земельному налогу за 2008 г. в размере 18 189 руб. и предложить уплатить 17 693 руб. и взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ульяновской области судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 мая 2010 года заявление Базарносызганского районного потребительского общества удовлетворено частично. Суд признал недействительными решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Ульяновской области: N 2268/31485 от 03.11.2009 г. в части доначисления земельного налога за 2006 г. в сумме 100 руб.; N 2269/31428 от 30.10.2009 г. в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2007 г. в сумме 146 руб.; N 2270/31429 от 30.10.2009 г. в части доначисления земельного налога за 2 квартал 2007 г. в сумме 146 руб.; N 2271/31430 от 30.10.2009 г. в части доначисления земельного налога за 3 квартал 2007 г. в сумме 146 руб.; N 2187/31431 от 30.10.2009 г. в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2007 г. в сумме 147 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в соответствующей сумме, начисления соответствующих сумм пеней; N 2272/31473 от 02.11.2009 г. в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 1 квартал 2008 г. в сумме 326 руб.; начисления соответствующих сумм пеней; N 2406/31475 от 02.11.2009 г. в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2 квартал 2008 г. в сумме 326 руб., начисления соответствующих сумм пеней; N 2407/31476 от 02.11.2009 г. в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 3 квартал 2008 г. в сумме 326 руб., начисления соответствующих сумм пеней; N 2289/31477 от 02.11.2009 г. в части доначисления и предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2008 г. в сумме 324 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в соответствующей сумме, начисления соответствующих сумм пеней. В остальной части заявление Базарносызганского районного потребительского общества суд оставил без удовлетворения. Суд восстановил срок на обжалование решений, признав причину пропуска Базарносызганским районным потребительским обществом срока на подачу заявления уважительным. Заявление Базарносызганского районного потребительского общества о взыскании судебных расходов суд удовлетворил частично в размере 10 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе заявитель считает не обоснованными доводы суда первой инстанции о том, что заявитель не представил с заявлением все необходимые документы и сам виноват, что должностные лица администрации не соблюдают требования закона, и во время не изъяли, документально, у него земельные участки. Указывает, что на момент обращения с заявлением об отказе от земельных участков никаких документов на них не было собственником (администрацией) изготовлено, и, соответственно, заявитель не мог их представить. Органы местного самоуправления являются властными структурами, изъятие земельных участков находится в их компетенции. В обязанности заявителя не входит контроль за соблюдением ими норм закона. Заявление об отказе было подано, а то, что оно не было в соответствии с законом надлежащим образом рассмотрено не вина заявителя.
Представитель налогового органа считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители заявителя и третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и исследовано судом первой инстанции налогоплательщиком в налоговый орган были представлены уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 2, 3, кварталы 2006 года, 1, 2, 3 кварталы 2007 года, 1, 2, 3 кварталы 2008 года, уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2006, 2007, 2008 гг. с нулевой налоговой базой.
Налоговым органом по результатам проверки уточненных налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу 14 сентября 2009 года составлены акты: N 2336/2801 (2 квартал 2006 г.), N 2328/2802 (3 квартал 2006 г.), N 2338/2803 (2006 год), N 2331/2804 (1 квартал 2007 г.), N 2337/2805 (2 квартал 2007 г.), N 2345/2806 (3 квартал 2007 г.), N 2347/2807 (2007 год), N 2356/2808 (1 квартал 2008 г.), N 2359/2809 (2 квартал 2008 г.), N 2342/2810 (3 квартал 2008 г.), N 2373/2811 (2008 г.) и приняты решения: N 2267/31484 от 03.11.2009 г., N 2271/31430 от 30.10.2009 г. N 2272/31473 от 02.11.2009 г., N 2266/31483 от 03.11.2009 г., N 2187/31431 от 30.10.2009 г., N 2407/31476 от 02.11.2009 г., N 2269/31428 от 30.10.2009 г., N 2268/31485 от 03.11.2009 г., N 2406/31575 от 02.11.2009 г., N 2289/31477 от 02.11.2009 г., N 2270/31429 от 30.10.2009 г.
Решением налогового органа N 2266/31483 от 03.11.2009 г. налогоплательщику начислен земельный налог за 2 квартал 2006 года в сумме 11 248 руб., решением N 2267/31484 от 03.11.2009 г. заявителю начислен земельный налог за 3 квартал 2006 года в сумме 11 273 руб., решением N 2268/31485 от 03.11.2009 г. заявителю начислен земельный налог за 2006 год в сумме 13 006 руб., решением N 2269/31428 от 30.10.2009 г. начислен земельный налог за 1 квартал 2007 года в сумме 11 273 руб., решением N 2270/31429 от 30.10.2009 г. начислен земельный налог за 2 квартал 2007 года в сумме 11 273 руб., решением налогового органа N 2271/31430 от 30.10.2009 г. начислен земельный налог за 3 квартал 2007 года в сумме 11 273 руб., решением N 2187/31431 от 30.10.2009 г. заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 875,35 руб., начислены пени в сумме 1 062,56 руб., предложено уплатить земельный налог за 2007 год в сумме 4 376,73 руб., решением N 2272/31473 от 02.11.2009 г. начислен земельный налог за 1 квартал 2008 года в сумме 18 192 руб., предложено уплатить недоимку в размере 17 402 руб., заявителю решением налогового органа N 2406/31475 от 02.11.2009 г. предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 18 192 руб., пени в размере 3 170,41 руб. Решением налогового органа N 2407/31476 от 02.11.2009 г. заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 3 квартал 2008 года в сумме 18 192 руб., пени в размере 2 565,97 руб., решением N 2289/31477 от 02.11.2009 г. заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3 538,60 руб., с предложением уплатить недоимку по земельному налогу за 2008 год в сумме 17 693 руб., пени в размере 1 882,67 руб.
Не согласившись с решениями налогового органа в части начисления налога, пени и штрафов заявитель оспорил их в апелляционном порядке в УФНС России по Ульяновской области.
УФНС России по Ульяновской области жалоба налогоплательщика была удовлетворена частично. Решением УФНС России по Ульяновской области N 16-15-12/00638 от 22.01.2010 г. пункт 2 резолютивной части решения налогового органа от 30.10.2009 г. N 2269/31428 изложен в следующей редакции: "доначислить сумму земельного налога за 1 квартал 2007 г. в размере 1 1085 руб.". Решением N 16-15-12/00644 от 22.01.2010 г. пункт 2 резолютивной части решения налогового органа от 30.10.2009 г. N 2270/31429 изложен в следующей редакции: "доначислить сумму земельного налога за 2 квартал 2007 г. в размере 11 085 руб.". Решением УФНС России по Ульяновской области N 16-15-12/00646 от 22.01.2010 г. пункт 2 резолютивной части решения налогового органа от 30.10.2009 г. N 2271/31430 изложен в следующей редакции: "доначислить сумму земельного налога за 3 квартал 2007 г. в размере 11 085 руб.". Решением УФНС России по Ульяновской области N 16-15-12/00637 от 22.01.2010 г. пункт 2 резолютивной части решения налогового органа от 03.11.2009 г. N 2266/31483 изложен в следующей редакции: "доначислить сумму земельного налога за 2 квартал 2006 г. в размере 11 085 руб.", решением N 16-15-12/00648 от 22.01.2010 г. пункт 2 резолютивной части решения налогового органа от 03.11.2009 г. N 2267/31484 изложен в следующей редакции: "доначислить сумму земельного налога за 3 квартал 2006 г. в размере 11 085 руб.", решением N 16-15-12/00640 от 22.01.2010 г. пункт 2 резолютивной части решения налогового органа от 03.11.2009 г. N 2268/31485 изложен в следующей редакции: "доначислить сумму земельного налога за 2006 г. в размере 12 842 руб.".
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа, обратился в арбитражный суд Ульяновской области, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены в части.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пункт 1 статьи 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. С учетом положений гражданского законодательства права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации на праве постоянного (бессрочного) пользования после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", возникает и прекращается с даты государственной регистрации соответственно возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставлено организации до вступления в силу указанного Закона, оно признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации. В этом случае налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, которые в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации": в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Суд установил, что представленные заявителем в материалы дела документы свидетельствует о том, что право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками предоставлено обществу в отсутствие каких-либо нарушений законодательства, ущемления прав и законных интересов третьих лиц.
Поскольку указанное право у заявителя возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", оно признается юридически действительным и влечет установленные действующим законодательством последствия, в частности обязанность исчислять и уплачивать земельный налог, в том числе по следующим земельным участкам:
- Базарносызганское городское поселение: кадастровый номер земельного участка (73: 01: 020122: 16), адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Нагорная, 53; площадь 1 1340 кв. м. Земельный участок выделен Постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 4 от 18.01.1993 г. в пользование для существующего хлебозавода и автогаража, что подтверждается государственным актом, перечнем ранее учтенных участков, кадастровой выпиской о земельном участке. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. составляла 930 787 руб. Право постоянного бессрочного пользования на данный участок прекращено постановлением Главы Администрации МО "Базарносызганский район" N 4 от 11.01.2008 г.;
- Кадастровый номер земельного участка 73: 01: 020118: 29, адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Кооперативная, 28; площадь 1730 кв. м. Земельный участок выделен Постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 4 от 18.01.1993 г. для существующих складов и административного здания, что подтверждается государственным актом, кадастровой выпиской, кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 141 998 руб., на 01.01.2008 г. - 974 959 руб. Право постоянного бессрочного пользования на данный участок прекращено постановлением Главы Администрации МО "Базарносызганский район" N 46-П от 11.03.2009 г.
Кадастровый номер земельного участка 73: 01: 020111: 24, адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Авдеева, 63; площадь 1475 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 4 от 18.01.1993 г. для существующих зданий столовой и универсального магазина, что подтверждается государственным актом, перечнем ранее учтенных участков и кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 569 940 руб., на 01.01.2008 г. 463 504 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 020214: 26), адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Заводская, 3; площадь 8100 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы администрации р.п. Базарный Сызган N 30 от 01.06.1993 г. для строительства базы, что подтверждается указанным постановлением, государственным актом, перечнем ранее учтенных участков и кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 664 848 руб., на 01.01.2008 г. - 2 545 344 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 020118: 16), адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Ульяновская, 36; площадь 352 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 4 от 18.01.1993 г. для складов и автогаражей, что подтверждается государственным актом, перечнем ранее учтенных участков и кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 28 892 руб., на 01.01.2008 г. 124 516,48 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 010301: 23), адрес: Ульяновская область, Базарносызганский район, д. Чириково; площадь 70 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 1 от 11.01.1993 г. под существующий магазин "товары повседневного спроса", что подтверждается указанным постановлением, перечнем ранее учтенных участков кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 16 590 руб., на 01.01.2008 г. 4 062,80 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 010402: 45), адрес местонахождения: Ульяновская область, Базарносызганский район, с. Красная Сосна; площадь 120 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 1 от 11.01.1993 г. под существующий магазин "товары повседневного спроса", что подтверждается указанным постановлением, перечнем ранее учтенных участков, кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 28 440 руб., на 01.01.2008 г. - 8 026,80 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 010101: 25), адрес местонахождения: Ульяновская область, Базарносызганский район, пос. Дальнее Поле; площадь 20 кв. м. Земельный участок выделан постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 1 от 11.01.1993 г. под существующий магазин "товары повседневного спроса", что подтверждается указанным постановлением, перечнем ранее учтенных участков, кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.97 г. - 861 руб., на 01.01.2008 г. 1 105,60 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 020121: 42), адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Нагорная, 3; площадь 1278 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 4 от 18.01.1993 г. для складов и автогаражей, продовольственного магазина N 7, что подтверждается государственным актом, перечнем ранее учтенных участков и кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 493 819 руб., на 01.01.2008 г. - 509 883,66 руб.
Папузинское сельское поселение:
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 030702: 49), адрес: Ульяновская область, Базарносызганский район, с. Юрловка; площадь 840 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 5 от 12.05.1993 г. под существующую пекарню, что подтверждается указанным постановлением, перечнем ранее учтенных участков, кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г.- 15 212 руб., на 01.01.2008 г. - 47 115,60 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 030801: 23), адрес: Ульяновская область, Базарносызганский район, с. Иевлевка; площадь 100 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 5 от 12.05.1993 г. под существующий магазин повседневного спроса, что подтверждается указанным постановлением, перечнем ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала, кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 320 руб., на 01.01.2008 г. - 5 791 руб.
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 030703: 12), адрес местонахождения: Ульяновская область, Базарносызганский район, с. Юрловка; площадь 1426 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 5 от 12.05.1993 г. под существующий промтоварный магазин, что подтверждается указанным постановлением, перечнем ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала, кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. - 25 825 руб., на 01.01.2008 г. - 79 984,34 руб.
Должниковское сельское поселение:
Кадастровый номер земельного участка (73: 01: 030301: 65), адрес: Ульяновская область, Базарносызганский район, с. Должниково; площадь 1450 кв. м. Земельный участок выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 1 от 11.01.1993 г. под существующий торговый центр, что подтверждается указанным постановлением, перечнем ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала, кадастровой выпиской. Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2006 г. - 38 976 руб. Распоряжением Главы Администрации Муниципального образования "Базарносызганский район" от 26.10.2006 г. N 138-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Базарносызганского райпо на указанный земельный участок.
Кадастровая стоимость земельных участков определена налоговым органом на основании сведений, представленных Управлением Роснедвижимости по Ульяновской области в письмах от 15.09.2009 г. N 05/3512, от 16.06.2009 г. N 05/2230, от 22.04.2010 г. N 05/1745.
Заявитель возражает против начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 73: 01: 020122: 16. Земельный участок с указанным кадастровым номером, расположенный по адресу: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Нагорная, 53; площадь 11340 кв. м выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 4 от 18.01.1993 г. в пользование для существующего хлебозавода и автогаража, что подтверждается государственным актом, перечнем ранее учтенных участков, кадастровой выпиской о земельном участке. Право постоянного бессрочного пользования на данный участок прекращено постановлением Главы Администрации МО "Базарносызганский район" N 4 от 11.01.2008 г., поэтому в 2008 г. земельный налог налоговым органом по данному участку не начислялся.
В уточненных налоговых декларациях по земельному налогу за 2006 г. и 2007 г., представленных в налоговый орган 13.07.2007 г. и 12.07.2007 г. заявитель указал кадастровую стоимость участка в размере 930 787 руб. Техническая ошибка Управления недвижимости по Ульяновской области не может влиять на порядок исчисления налога, установленный законом.
Заявитель частично не согласен с начислением земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 73:01:020214:26 и 73:01:020121:42 поскольку он письменно отказался от одного земельного участка, а другой просил изъять в связи с длительным не использованием в хозяйственной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 73: 01: 020214: 26, расположенный по адресу: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Заводская, 3; площадь 8100 кв. м выделен постановлением Главы администрации р.п. Базарный Сызган N 30 от 01.06.1993 г. для строительства базы, что подтверждается указанным постановлением, государственным актом, перечнем ранее учтенных участков и кадастровой выпиской.
Земельный участок с кадастровым номером 73: 01: 020121: 42, расположенный по адресу: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Нагорная, 3; площадь 1278 кв. м выделен постановлением Главы Администрации р.п. Базарный Сызган N 4 от 18.01.1993 г. для складов и автогаражей, продовольственного магазина N 7, что подтверждается государственным актом, перечнем ранее учтенных участков и кадастровой выпиской.
В соответствии с п. 1 ст. ст. 45, 53 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса. Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения соответствующего права.
При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользовании земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ пункт 3 статьи 53 изложен в следующей редакции: при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагаются кадастровая карта (план) земельного участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения.
Таким образом, подача заявления об отказе землепользователя от принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не влечет прекращения данного права до принятия органом местного самоуправления соответствующего решения, которое и служит основанием для освобождения землепользователя от прав и обязанностей на соответствующий земельный участок и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Арбитражный суд установил, что администрация МО "Базарносызганский район" сообщила, что нормативно-правовые акты об изъятии земельных участков: кадастровый номер 73:01:020214:26 (р.п. Базарный Сызган, ул. Заводская, 3), кадастровый номер 73:01:020121:42 (р.п. Базарный Сызган, ул. Нагорная, 3), находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании Базарносызганского райпо, не принимались.
Согласно позиции заявителя, им были поданы нулевые декларации, так как ни органами исполнительной власти, ни налоговыми органами до сведения организации государственная оценка не доведена.
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Сведения о кадастровой стоимости единицы земель населенных пунктов Ульяновской области, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения, утверждены Постановлением Главы Администрации Ульяновской области от 08.01.2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области" (опубликовано в газете "Ульяновская правда" в период с 14.01.2004 г. по 10.02.2004 г.) и Постановлением Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области" (опубликовано в газете "Ульяновская правда" 17.12.2008 г.).
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации") по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
С 01.01.2008 г. внесены изменения в п. 14 ст. 396 НК РФ, согласно которого по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Заявитель, как установил суд, в проверяемом периоде не обращался с заявлением в орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с указанным порядком.
Уточненные налоговые декларации по земельному налогу с нулевой налоговой базой со 2 кв. 2006 г. по 2008 г. заявитель подал 02.06.2009 г. Первичные налоговые декларации были поданы в налоговый орган с начислением налога и указанием той же кадастровой стоимости, которую применил и налоговый орган.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель имел возможность самостоятельно определить налоговую базу и уплатить земельный налог в отношении принадлежащих ему на праве пользования земельных участков, однако не исполнил установленную законом обязанность, поэтому у налогового органа имелись правовые основания для доначисления земельного налога, пеней и налоговых санкций за неуплату налога за указанные периоды.
Заявитель сослался на неправильное указание налоговым органом площади земельных участков с кадастровыми номерами 73: 01: 030801: 23, 73: 01: 010101: 25, 73: 01:010402:45,73:01:010301:23. Как установлено арбитражным судом неправильное указание площади земельных участков не повлекло неправильное исчисление налога, так как при расчете налога налоговый орган использовал сведения о кадастровой стоимости участков, предоставленные Управлением недвижимости, определенной из правильной площади.
Податель жалобы считает, что судом проигнорированы доводы заявителя о допущенных налоговым органом при проведении проверки нарушений ст. 88 НК РФ, что существенно нарушило права налогоплательщика.
Как усматривается из материалов дела, камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций налогоплательщика, поданных в налоговый орган 02.06.2009 г., была начата 02.06.2009 г. окончена 14.09.2009 г., о чем указано в актах проверки. При этом, период проверки указан налоговым органом с учетом времени составления актов проверки, поскольку все акты оформлены 14.09.2009 г. Налоговым органом не допущено нарушение сроков проведения камеральной проверки и составления актов.
Заявитель указал, что налоговый орган при принятии решений не учел имеющуюся у налогоплательщика переплату по земельному налогу, предъявив справку по оплате земельного налога за проверяемый период и платежные документы, приобщенные судом к материалам дела (том 5 листы 114-118). Согласно данных заявителя земельный налог должен быть исчислен в сумме 60 564 руб., оплата составила 103 292,27 руб.
Суд установил, что налоговый орган начислил земельный налог в общей сумме 152 125 руб. При этом данный спор относится к начислениям за 1 кв. 2006 г. и переплаты по ОКАТО 73202805000. Заявителем сумма налога в размере 103 292,27 руб. оплачена за три года - 2006 - 2008 гг., в том числе за 1 кв. 2006 г. При расчете переплаты заявитель не учитывает начисления по налоговой декларации за 1 кв. 2006 г., которые составляют по данным ответчика с учетом корректирующих деклараций 14 541 руб. У налогоплательщика имелась переплата в размере 8 999 руб., которая не была учтена, так как переплата была произведена по ОКАТО, по которому доначисления не производились (том 7 лист 12).
Из имеющихся в материалах дела лицевой карточки по земельному налогу ОКАТО 73202805000, актов сверки расчетов за периоды с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г., с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г., с 01.01.2009 г. по 02.11.2009 г. следует, что переплата в сумме 8 999 руб. возникла в 2009 г. путем уменьшения налога в сумме 7 311 руб., пеней в сумме 837,05 руб. Согласно лицевой карточки по земельному налогу уменьшение произведено 02.12.2009 г., следовательно, данная переплата не могла быть учтена при вынесении оспариваемых решений.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 мая 2010 года по делу N А72-960/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)