Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2004 N Ф03-А73/04-2/523

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 01 апреля 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/523


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска на решение от 13.10.2003, постановление от 16.12.2003 по делу N А73-7292/2003-19 (АИ-1/1334) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ковэс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска о признании недействительным уведомления от 14.05.2003 N 23 "о невозможности применения упрощенной системы налогообложения".
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 01.04.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Ковэс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 14.05.2003 N 23, которым Обществу отказано в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 13.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2003, требования Общества удовлетворены в полном объеме, уведомление налогового органа признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что отказ налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения ущемляет его права и законные интересы и ставит субъекта предпринимательской деятельности в неравное положение по сравнению с другими юридическими лицами, применяющими указанный выше режим налогообложения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд применил закон, не подлежащий применению. Налоговый орган исходит из того, что специальные налоговые режимы введены Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ с 1 января 2003 года. Поскольку на момент регистрации Общества в качестве юридического лица, действие указанного Закона на него не распространялось, то у последнего отсутствовало право на применение упрощенной системы налогообложения, поэтому ему обоснованно отказано в применении данной системы налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонили как необоснованные и просили решение суда первой и постановление апелляционной инстанций оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 18.12.2002 Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серия 27 N 000701091.
10.12.2002 ООО "Ковэс" обратилось в налоговый орган с заявлением о постановке на налоговый учет, одновременно заявив о применении упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением от 25.12.2002 N 84 инспекция по налогам и сборам известила налогоплательщика о возможности применения с 01.01.2003 указанной системы налогообложения.
14.05.2003 уведомлением N 23 налоговый орган сообщил Обществу о невозможности применения с 1 июля 2003 года упрощенной системы налогообложения, обосновав тем, что на момент регистрации юридического лица, на него не распространялось действие Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ.
Не согласившись с указанным уведомлением, налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, обе судебные инстанции исходили из того, что уведомление от 14.05.2003 N 23, которым Общество извещено о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.07.2003, затрагивает права плательщика налогов в сфере осуществляемой им экономической деятельности и противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" от 24.07.2002 N 104-ФЗ, вступившим в силу с 30 августа 2002 года, с 1 января 2003 года введена в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ.
Данная система налогообложения, согласно статье 346.11 Налогового кодекса РФ, применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.13 указанного Кодекса подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
При этом право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе, предоставляется субъектам предпринимательской деятельности на добровольной основе.
Из материалов дела следует, что Общество в декабре 2002 года обратилось в инспекцию по налогам и сборам с заявлением о государственной регистрации в качестве юридического лица и одновременно заявило о применении упрощенной системы налогообложения.
Упомянутыми выше законодательными актами предусмотрено право вновь созданным организациям, являющимся субъектами предпринимательской деятельности, применять упрощенную систему налогообложения с момента их создания. В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год, а в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ право на ее применение возможно с 01.01.2003.
Таким образом, у ООО "Ковэс", обратившегося в налоговый орган с вышеназванным заявлением, как у вновь созданного юридического лица, право на применение специального режима налогообложения возникло с 1 января 2003 года.
Правильно установив фактические обстоятельства настоящего спора, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства и применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд обеих инстанций сделал правомерный вывод о том, что инспекция по налогам и сборам не имела правовых оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.07.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. В этой связи решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.10.2003, постановление апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7292/2003-19 (АИ-1/1334) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 01 апреля 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/523


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска на решение от 13.10.2003, постановление от 16.12.2003 по делу N А73-7292/2003-19 (АИ-1/1334) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ковэс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска о признании недействительным уведомления от 14.05.2003 N 23 "о невозможности применения упрощенной системы налогообложения".
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 01.04.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Ковэс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 14.05.2003 N 23, которым Обществу отказано в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 13.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2003, требования Общества удовлетворены в полном объеме, уведомление налогового органа признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что отказ налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения ущемляет его права и законные интересы и ставит субъекта предпринимательской деятельности в неравное положение по сравнению с другими юридическими лицами, применяющими указанный выше режим налогообложения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд применил закон, не подлежащий применению. Налоговый орган исходит из того, что специальные налоговые режимы введены Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ с 1 января 2003 года. Поскольку на момент регистрации Общества в качестве юридического лица, действие указанного Закона на него не распространялось, то у последнего отсутствовало право на применение упрощенной системы налогообложения, поэтому ему обоснованно отказано в применении данной системы налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонили как необоснованные и просили решение суда первой и постановление апелляционной инстанций оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 18.12.2002 Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серия 27 N 000701091.
10.12.2002 ООО "Ковэс" обратилось в налоговый орган с заявлением о постановке на налоговый учет, одновременно заявив о применении упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением от 25.12.2002 N 84 инспекция по налогам и сборам известила налогоплательщика о возможности применения с 01.01.2003 указанной системы налогообложения.
14.05.2003 уведомлением N 23 налоговый орган сообщил Обществу о невозможности применения с 1 июля 2003 года упрощенной системы налогообложения, обосновав тем, что на момент регистрации юридического лица, на него не распространялось действие Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ.
Не согласившись с указанным уведомлением, налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, обе судебные инстанции исходили из того, что уведомление от 14.05.2003 N 23, которым Общество извещено о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.07.2003, затрагивает права плательщика налогов в сфере осуществляемой им экономической деятельности и противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" от 24.07.2002 N 104-ФЗ, вступившим в силу с 30 августа 2002 года, с 1 января 2003 года введена в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ.
Данная система налогообложения, согласно статье 346.11 Налогового кодекса РФ, применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.13 указанного Кодекса подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
При этом право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе, предоставляется субъектам предпринимательской деятельности на добровольной основе.
Из материалов дела следует, что Общество в декабре 2002 года обратилось в инспекцию по налогам и сборам с заявлением о государственной регистрации в качестве юридического лица и одновременно заявило о применении упрощенной системы налогообложения.
Упомянутыми выше законодательными актами предусмотрено право вновь созданным организациям, являющимся субъектами предпринимательской деятельности, применять упрощенную систему налогообложения с момента их создания. В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год, а в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ право на ее применение возможно с 01.01.2003.
Таким образом, у ООО "Ковэс", обратившегося в налоговый орган с вышеназванным заявлением, как у вновь созданного юридического лица, право на применение специального режима налогообложения возникло с 1 января 2003 года.
Правильно установив фактические обстоятельства настоящего спора, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства и применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд обеих инстанций сделал правомерный вывод о том, что инспекция по налогам и сборам не имела правовых оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.07.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. В этой связи решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.10.2003, постановление апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7292/2003-19 (АИ-1/1334) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)