Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 августа 2003 года Дело N А26-1386/03-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Пастуховой М.В., Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Кондопога" адвоката Сергунина А.К. (доверенность от 07.07.2003), рассмотрев 21.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2003 по делу N А26-1386/03-25 (судья Васильева Л.А.),
Открытое акционерное общество "Кондопога" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге (далее - инспекция) от 07.02.2003 N 11 и незаконными действий инспекции об отказе в признании права на льготу по налогу на прибыль, предусмотренную статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.93).
Решением суда от 03.04.2003 требования заявителя удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом Закона от 19.02.93, а также положений подпункта "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль).
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение суда без изменения.
Инспекция в установленном порядке извещена о месте и времени слушания дела, однако ее представитель в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом измененной налоговой декларации по налогу на прибыль от фактической прибыли за 1999 год, результаты которой отражены в акте от 20.01.2003 б/н. По итогам камеральной проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом вынесено решение от 07.02.2003 N 11 об отказе в привлечении общества к ответственности. Названным решением обществу доначислен налог на прибыль, поскольку оно заявило льготу по налогу на прибыль в сумме 123413 тыс. руб. на финансирование капитальных вложений непроизводственного назначения (строительство объектов социально-культурной сферы), а по Закону о налоге на прибыль льготируется только финансирование капитальных вложений производственного назначения.
Инспекция посчитала неправомерным применение обществом налоговой льготы, предусмотренной статьей 5 Закона от 19.02.93, поскольку она не является льготой прямого действия.
Общество, считая, что решение налогового органа незаконно и ограничивает его право на применение льготы по налогу на прибыль, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 названного кодекса состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
Кроме того, наряду с льготами, установленными подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, действует льгота, установленная статьей 5 Закона от 19.02.93. Этой нормой предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона от 19.02.93, направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В названной норме нет указания на то, что эта льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона о налоге на прибыль. Не содержится в ней и каких-либо ограничений или условий по ее применению.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной статьей 5 Закона от 19.02.03. Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, действующие только в отношении льготы, предусмотренной этим законом, не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства о налогах и сборах, в частности статьей 5 Закона от 19.02.93.
Довод налогового органа о том, что в статье 5 Закона от 19.02.93 указано лишь на возможность предоставления льгот, также не принимается кассационной инстанцией, поскольку основан на произвольном и неверном толковании формулировки данной нормы закона.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2003 по делу N А26-1386/03-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге Республики Карелия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2003 N А26-1386/03-25
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2003 года Дело N А26-1386/03-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Пастуховой М.В., Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Кондопога" адвоката Сергунина А.К. (доверенность от 07.07.2003), рассмотрев 21.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2003 по делу N А26-1386/03-25 (судья Васильева Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кондопога" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге (далее - инспекция) от 07.02.2003 N 11 и незаконными действий инспекции об отказе в признании права на льготу по налогу на прибыль, предусмотренную статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.93).
Решением суда от 03.04.2003 требования заявителя удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом Закона от 19.02.93, а также положений подпункта "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль).
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение суда без изменения.
Инспекция в установленном порядке извещена о месте и времени слушания дела, однако ее представитель в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом измененной налоговой декларации по налогу на прибыль от фактической прибыли за 1999 год, результаты которой отражены в акте от 20.01.2003 б/н. По итогам камеральной проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом вынесено решение от 07.02.2003 N 11 об отказе в привлечении общества к ответственности. Названным решением обществу доначислен налог на прибыль, поскольку оно заявило льготу по налогу на прибыль в сумме 123413 тыс. руб. на финансирование капитальных вложений непроизводственного назначения (строительство объектов социально-культурной сферы), а по Закону о налоге на прибыль льготируется только финансирование капитальных вложений производственного назначения.
Инспекция посчитала неправомерным применение обществом налоговой льготы, предусмотренной статьей 5 Закона от 19.02.93, поскольку она не является льготой прямого действия.
Общество, считая, что решение налогового органа незаконно и ограничивает его право на применение льготы по налогу на прибыль, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 названного кодекса состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
Кроме того, наряду с льготами, установленными подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, действует льгота, установленная статьей 5 Закона от 19.02.93. Этой нормой предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона от 19.02.93, направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В названной норме нет указания на то, что эта льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона о налоге на прибыль. Не содержится в ней и каких-либо ограничений или условий по ее применению.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной статьей 5 Закона от 19.02.03. Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, действующие только в отношении льготы, предусмотренной этим законом, не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства о налогах и сборах, в частности статьей 5 Закона от 19.02.93.
Довод налогового органа о том, что в статье 5 Закона от 19.02.93 указано лишь на возможность предоставления льгот, также не принимается кассационной инстанцией, поскольку основан на произвольном и неверном толковании формулировки данной нормы закона.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2003 по делу N А26-1386/03-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кондопоге Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ПАСТУХОВА М.В.
КЛИРИКОВА Т.В.
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ПАСТУХОВА М.В.
КЛИРИКОВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)