Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 декабря 2006 года Дело N Ф08-6354/2006-2627А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Байрамова Мурсал Бакир-Оглы и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на решение от 09.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-8134/2005, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Байрамов М.Б. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 10.08.2005 N 947 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, а также о признании незаконными действий налоговой инспекции по отказу в переводе предпринимателя на упрощенную систему налогообложения (уточненные требования).
Решением от 09.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2006, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что Байрамов М.Б. является вновь зарегистрированным предпринимателем и в силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации он вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006. По мнению заявителя, налоговая инспекция обоснованно отказала предпринимателю в возможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 18.07.2005. Согласно протоколу осмотра принадлежащего предпринимателю магазина "Мурсал" от 18.11.2005 сумма выручки за период с 13.07.2005 по 19.07.2005 составила 10977 рублей, что свидетельствует об отсутствии у Байрамова М.Б. намерения прекращать предпринимательскую деятельность.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Байрамов М.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.03.2000 (свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.). По заявлению предпринимателя от 12.07.2005 о прекращении предпринимательской деятельности налоговая инспекция приняла решение от 14.07.2005 N 2740, Байрамову М.Б. выдано свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 14.07.2005 N 405072119500025 и уведомление о снятии его с 14.07.2005 с учета в налоговом органе по месту его жительства.
18.07.2005 Байрамов М.Б. вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации N 30507211990016) и поставлен на налоговый учет (уведомление от 18.07.2005, свидетельство серии 07 N 00332635). В день регистрации и постановки на налоговый учет предприниматель представил в налоговую инспекцию заявление о применении им упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации, полученное налоговой инспекцией 18.07.2005.
Уведомлением от 10.08.2005 N 947 налоговая инспекция сообщила предпринимателю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку заявление подано не одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет: налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 18.07.2005 (л.д. 8).
Посчитав уведомление от 10.08.2005 N 947 и действия налоговой инспекции по отказу в переводе предпринимателя на упрощенную систему налогообложения незаконными и нарушающими права, Байрамов М.Б. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2.2.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, установлено, что постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Для постановки на учет в налоговом органе физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП по форме согласно приложению N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и N 439".
Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (использованием ранее присвоенного ИНН), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать (направить по почте) Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации по установленной форме и Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме N 09-2-3 одновременно со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Ограничения в применении упрощенной системы налогообложения установлены частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств того, что к предпринимателю применимо одно из указанных в данной статье ограничений, налоговый орган не представил.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предприниматель подал одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, принятием оспариваемого уведомления налоговый орган препятствует предпринимателю в применении упрощенной системы налогообложения.
Отсутствие у Байрамова М.Б. намерения прекращать предпринимательскую деятельность не может рассматриваться как основание для запрета указанному лицу применять определенную систему налогообложения. Факт осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя может свидетельствовать о совершении лицом административного правонарушения.
Судебные инстанции полно, всесторонне исследовали обстоятельства дела, дали им соответствующую правовую оценку. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 09.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-8134/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2006 N Ф08-6354/2006-2627А ПО ДЕЛУ N А20-8134/2005
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 декабря 2006 года Дело N Ф08-6354/2006-2627А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Байрамова Мурсал Бакир-Оглы и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на решение от 09.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-8134/2005, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Байрамов М.Б. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 10.08.2005 N 947 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, а также о признании незаконными действий налоговой инспекции по отказу в переводе предпринимателя на упрощенную систему налогообложения (уточненные требования).
Решением от 09.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2006, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что Байрамов М.Б. является вновь зарегистрированным предпринимателем и в силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации он вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006. По мнению заявителя, налоговая инспекция обоснованно отказала предпринимателю в возможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 18.07.2005. Согласно протоколу осмотра принадлежащего предпринимателю магазина "Мурсал" от 18.11.2005 сумма выручки за период с 13.07.2005 по 19.07.2005 составила 10977 рублей, что свидетельствует об отсутствии у Байрамова М.Б. намерения прекращать предпринимательскую деятельность.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Байрамов М.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.03.2000 (свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.). По заявлению предпринимателя от 12.07.2005 о прекращении предпринимательской деятельности налоговая инспекция приняла решение от 14.07.2005 N 2740, Байрамову М.Б. выдано свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 14.07.2005 N 405072119500025 и уведомление о снятии его с 14.07.2005 с учета в налоговом органе по месту его жительства.
18.07.2005 Байрамов М.Б. вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации N 30507211990016) и поставлен на налоговый учет (уведомление от 18.07.2005, свидетельство серии 07 N 00332635). В день регистрации и постановки на налоговый учет предприниматель представил в налоговую инспекцию заявление о применении им упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации, полученное налоговой инспекцией 18.07.2005.
Уведомлением от 10.08.2005 N 947 налоговая инспекция сообщила предпринимателю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку заявление подано не одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет: налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 18.07.2005 (л.д. 8).
Посчитав уведомление от 10.08.2005 N 947 и действия налоговой инспекции по отказу в переводе предпринимателя на упрощенную систему налогообложения незаконными и нарушающими права, Байрамов М.Б. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2.2.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, установлено, что постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Для постановки на учет в налоговом органе физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП по форме согласно приложению N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и N 439".
Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (использованием ранее присвоенного ИНН), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать (направить по почте) Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации по установленной форме и Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме N 09-2-3 одновременно со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Ограничения в применении упрощенной системы налогообложения установлены частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств того, что к предпринимателю применимо одно из указанных в данной статье ограничений, налоговый орган не представил.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предприниматель подал одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, принятием оспариваемого уведомления налоговый орган препятствует предпринимателю в применении упрощенной системы налогообложения.
Отсутствие у Байрамова М.Б. намерения прекращать предпринимательскую деятельность не может рассматриваться как основание для запрета указанному лицу применять определенную систему налогообложения. Факт осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя может свидетельствовать о совершении лицом административного правонарушения.
Судебные инстанции полно, всесторонне исследовали обстоятельства дела, дали им соответствующую правовую оценку. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-8134/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)