Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 января 2003 г. Дело N А36-185/10-02
Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному району г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2002 по делу N А36-185/10-02,
ОАО "Липецкэлектросвязь", в настоящее время преобразованное путем присоединения в филиал "Липецкэлектросвязь" ОАО "Центртелеком" (в дальнейшем Общество), обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному району г. Липецка (в дальнейшем Инспекция) о признании недействительным решения руководителя Инспекции N 173 от 28.06.2002.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2002 признано недействительным решение руководителя Инспекции N 173 от 28.06.2002.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда по мотивам неправильного применения норм материального права.
По мнению Инспекции, судом неправильно применены нормы, регулирующие льготы по налогу на прибыль.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что судебное решение не подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что в июле 2002 Инспекцией проведена камеральная проверка правильности исчисления налога на прибыль Обществом по итогам 2001 года.
В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что Общество необоснованно заявило льготу в размере 73364714 руб., поскольку она превышает чистую (нераспределенную) прибыль по отчету о прибылях и убытках (строка 190), а также неправильно применило льготу по налогу на прибыль, направленную на погашение убытков предшествующих лет. По результатам проверки составлен акт от 04.06.2002 и 28.06.2002 руководителем Инспекции принято решение N 173 о взыскании с Общества заниженных сумм налога на прибыль в размере 6572951 руб. дополнительного платежа за 4 квартал 2001 года в сумме 410809 руб., пени в сумме 269178 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 891970 руб.
Из расчета налога от фактической прибыли за 2001 год следует, что Обществом заявлена льгота по налогу на прибыль в сумме 73364714 руб., в том числе взносы на благотворительные цели - 113646 руб., на содержание находящихся на балансе объектов здравоохранения - 47837 руб., объектов жилищного фонда - 238000 руб., на покрытие убытков 1998 г. - 23807804 руб., на финансирование капитальных вложений 49157427 руб.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе и в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
Таким образом, для применения указанной льготы необходима совокупность следующих условий: 1) льгота предоставляется только предприятиям сферы материального производства; 2) капитальные вложения должны быть связаны с развитием собственной производственной базы; 3) на финансирование капитальных вложений должна быть направлена прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия; 4) должно иметь место полное использование предприятия сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исчисление фактической суммы налога на прибыль производится исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.
Поэтому судом правильно сделан вывод о том, что льготы по налогу на прибыль согласно ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" должна рассчитываться от облагаемой прибыли.
Согласно расчету (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 2001 год - валовая прибыль Общества составила 146736228 руб., следовательно и льгота должна исчисляться из этой суммы.
В обоснование правомерности действий по применению льготы в размере 73364714 руб. Общество представило расчет с приложением документов, подтверждающих заявленные расходы по льготе.
Пунктом 7 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что налоговые льготы в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета налоговых льгот более чем на 50 процентов.
Данное условие Обществом соблюдено.
Каких-либо документов, подтверждающих, что Обществом из прибыли, оставшейся в его распоряжении, произведены выплаты в большем размере, чем заявлено Обществом, Инспекцией не представлено.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год принимается также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли.
Судом установлено, что с учетом резервного фонда (20025720 руб.) размер убытков за 1998 год составил (118293000 - 16860 - 20025720) = 98250420 руб.
Данный убыток Общества на момент предъявления расчета не погашен, следовательно, Общество правомерно направило на эти цели сумму в размере 23807804 руб.
Доводы Инспекции о том, что суммы, направляемые на погашение убытка, должны быть равномерно распределены в течение пяти последующих лет не основаны на законодательстве о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Судом на основании представленных доказательств сторон, не установлено нарушений законодательства о налогах и сборах при исчислении льготы по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2002 по делу N А36-185/10-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2003 N А36-185/10-02
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 13 января 2003 г. Дело N А36-185/10-02
Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному району г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2002 по делу N А36-185/10-02,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Липецкэлектросвязь", в настоящее время преобразованное путем присоединения в филиал "Липецкэлектросвязь" ОАО "Центртелеком" (в дальнейшем Общество), обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному району г. Липецка (в дальнейшем Инспекция) о признании недействительным решения руководителя Инспекции N 173 от 28.06.2002.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2002 признано недействительным решение руководителя Инспекции N 173 от 28.06.2002.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда по мотивам неправильного применения норм материального права.
По мнению Инспекции, судом неправильно применены нормы, регулирующие льготы по налогу на прибыль.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что судебное решение не подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что в июле 2002 Инспекцией проведена камеральная проверка правильности исчисления налога на прибыль Обществом по итогам 2001 года.
В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что Общество необоснованно заявило льготу в размере 73364714 руб., поскольку она превышает чистую (нераспределенную) прибыль по отчету о прибылях и убытках (строка 190), а также неправильно применило льготу по налогу на прибыль, направленную на погашение убытков предшествующих лет. По результатам проверки составлен акт от 04.06.2002 и 28.06.2002 руководителем Инспекции принято решение N 173 о взыскании с Общества заниженных сумм налога на прибыль в размере 6572951 руб. дополнительного платежа за 4 квартал 2001 года в сумме 410809 руб., пени в сумме 269178 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 891970 руб.
Из расчета налога от фактической прибыли за 2001 год следует, что Обществом заявлена льгота по налогу на прибыль в сумме 73364714 руб., в том числе взносы на благотворительные цели - 113646 руб., на содержание находящихся на балансе объектов здравоохранения - 47837 руб., объектов жилищного фонда - 238000 руб., на покрытие убытков 1998 г. - 23807804 руб., на финансирование капитальных вложений 49157427 руб.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе и в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
Таким образом, для применения указанной льготы необходима совокупность следующих условий: 1) льгота предоставляется только предприятиям сферы материального производства; 2) капитальные вложения должны быть связаны с развитием собственной производственной базы; 3) на финансирование капитальных вложений должна быть направлена прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия; 4) должно иметь место полное использование предприятия сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исчисление фактической суммы налога на прибыль производится исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.
Поэтому судом правильно сделан вывод о том, что льготы по налогу на прибыль согласно ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" должна рассчитываться от облагаемой прибыли.
Согласно расчету (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 2001 год - валовая прибыль Общества составила 146736228 руб., следовательно и льгота должна исчисляться из этой суммы.
В обоснование правомерности действий по применению льготы в размере 73364714 руб. Общество представило расчет с приложением документов, подтверждающих заявленные расходы по льготе.
Пунктом 7 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что налоговые льготы в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета налоговых льгот более чем на 50 процентов.
Данное условие Обществом соблюдено.
Каких-либо документов, подтверждающих, что Обществом из прибыли, оставшейся в его распоряжении, произведены выплаты в большем размере, чем заявлено Обществом, Инспекцией не представлено.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год принимается также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли.
Судом установлено, что с учетом резервного фонда (20025720 руб.) размер убытков за 1998 год составил (118293000 - 16860 - 20025720) = 98250420 руб.
Данный убыток Общества на момент предъявления расчета не погашен, следовательно, Общество правомерно направило на эти цели сумму в размере 23807804 руб.
Доводы Инспекции о том, что суммы, направляемые на погашение убытка, должны быть равномерно распределены в течение пяти последующих лет не основаны на законодательстве о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Судом на основании представленных доказательств сторон, не установлено нарушений законодательства о налогах и сборах при исчислении льготы по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2002 по делу N А36-185/10-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Правобережному району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)