Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 23.05.2002 N А82-412/01-А/1

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
(определений, постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 23 мая 2002 года Дело N А82-412/01-А/1

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей: Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю., при участии представителей истца - Горшковой Н.Ю. (доверенность от 15.03.02 N ЛМ 02-11/860), ответчика - Ненилина О.Е. (доверенность от 05.12.01), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области на решение от 24.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.02 по делу N А82-412/01-А/1 Арбитражного суда Ярославской области (судьи: Суровова М.В., Коробова Н.Н., Митрофанова Г.П., Серова С.Р.),
УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Межрайонного уровня по контролю за крупными и проблемными налогоплательщиками Ярославской области (ныне - Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" (далее - ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез") о взыскании штрафа по налогу на прибыль в размере 55432 рублей.
Решением от 24.12.01 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.03.02 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Ярославской области.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункт 3 статьи 1, статья 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статья 7 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
По мнению заявителя, в тех случаях, когда в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся как на территории других субъектов Российской Федерации, так и на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, расчеты по налогу на прибыль организация должна производить отдельно по каждому структурному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации, а по налогу на прибыль структурных подразделений, находящихся на одной территории с организацией, в составе расчета по налогу на прибыль этой организации.
ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, указав на законность принятых судебных актов.
В судебном заседании стороны по делу поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Правильность применения Арбитражным судом Ярославской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" при расчете налога на прибыль за первый квартал 2001 года определило в установленном порядке долю прибыли, приходящуюся на его структурные подразделения в Гаврилов - Ямском и Некрасовском муниципальных округах Ярославской области, исчислив данный налог, подлежащий уплате в бюджеты этих округов, в соответствии с нормативными отчислениями, утвержденными Законом Ярославской области "Об областном бюджете на 2001 год".
Решением руководителя Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области от 02.08.01 N 36 ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 39716 рублей за неполную уплату налога на прибыль по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган посчитал, что исчисление налога на прибыль налогоплательщиком противоречит установленному пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядку, который предусматривает уплату налога на прибыль в бюджеты субъектов федерации по месту нахождения "головной" организации в том случае, если обособленные структурные подразделения находятся на территории того же субъекта федерации. Таким образом, налог от фактической прибыли по головному предприятию занижен за счет неправильного исчисления по структурным подразделениям на 277162 рубля, из них в областной бюджет - 78583 рубля, в городской бюджет 198579 рублей.
Решением руководителя Управления Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области от 28.09.2000 N 76 решение от 02.08.01 N 36 было изменено и размер взыскиваемого с предприятия штрафа увеличен до 55432 рублей.
Поскольку штраф добровольно, в срок, установленный в требовании, не уплачен, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд за его принудительным взысканием.
Арбитражный суд Ярославской области, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что в соответствии со статьями 11, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" уплата налога на прибыль в доле, приходящейся на обособленное подразделение, в бюджеты муниципальных округов согласно утвержденным нормативам не зависит от того, на территории какой области расположено само юридическое лицо. Нормы Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не регулируют отношения, связанные с передачей средств областного бюджета муниципальным образованиям, в нем лишь предусмотрено закрепление за субъектами федерации налога на ту часть прибыли, которая приходится на подразделения, осуществляющие на их территориях хозяйственную деятельность.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно статье 9 Федерального закона от 31.07.99 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ) до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
Пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определено, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производятся в доходы бюджетов по месту нахождения указанных структурных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.
Пунктом 1 Порядка расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 установлено, что исчисление налога на прибыль отдельно по организациям (без структурных подразделений) и структурным подразделениям производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти организации и их структурные подразделения.
Исходя из вышеперечисленных нормативных актов, зачисление налога на прибыль в части, приходящейся на обособленные подразделения, производится по месту нахождения структурных подразделений. При этом сумма налога на прибыль по структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками этого налога, действующими на территории, где они расположены.
Арбитражный суд Ярославской области правомерно посчитал, что обязанность по уплате налога на прибыль в бюджеты муниципальных образований (как получателей налога в доле, причитающейся субъекту Российской Федерации) возникает у всех юридических лиц вне зависимости от того, в каком субъекте федерации они расположены.
Доводы заявителя о том, что налог на прибыль следовало исчислять с прибыли этих подразделений в составе расчета налога по головной организации и перечисляться соответственно в городской и областной бюджет, не могут быть приняты кассационной инстанцией во внимание по следующим причинам.
Согласно Закона Ярославской области "Об областном бюджете на 2001 год" налог на прибыль уплачивается по ставке, установленной для данного субъекта Российской Федерации в бюджеты Некрасовского и Гаврилов - Ямского муниципальных округов (ставка налогооблагаемой прибыли 19 процентов), в доход областного бюджета перечисление налога на прибыль по этим муниципальным округам вышеназванным Законом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Вопрос о государственной пошлине не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.02 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-412/01-А/1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
БАШЕВА Н.Ю.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)