Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2009 ПО ДЕЛУ N А23-4198/08А-13-147

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2009 г. по делу N А23-4198/08А-13-147


Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Калужской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.09 г. по делу N А23-4198/08А-13-147,
установил:

Межрайонная инспекция ФНС РФ N 5 по Калужской области (далее налоговый орган) обратилась в суд с иском к ликвидационной комиссии МУП "Горжилкомхоз" о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 17546390,45 руб. за счет оставшегося имущества ликвидируемого должника МУП "Горжилкомхоз".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.02.09 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.09 г. решение суда отменено. В удовлетворении требований налогового органа отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Ответчик в отзыве просит оставить жалобу без удовлетворения
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, в связи с отсутствием необходимости в осуществлении дальнейшей деятельности предприятия учредителем МУП "Горжилкомхоз" принято решение, в соответствии с которым администрацией муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" вынесено постановление от 14.03.08 г. N 224 о ликвидации МУП "Горжилкомхоз" и утверждена ликвидационная комиссия.
Налоговый орган направил в адрес ликвидационной комиссии МУП "Горжилкомхоз" требование о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности перед бюджетом в размере 24153686,45 руб., в том числе налог - 13843853,47 руб., пеня - 10261650,78 руб., штраф - 48182,2 руб., и об удовлетворении требований Инспекции в соответствии с установленной гражданским законодательством очередностью.
Требования налогового органа о включении в промежуточный ликвидационный баланс вышеуказанной задолженности были удовлетворены ликвидационной комиссией частично, в размере 6523681 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия задолженности перед бюджетом ликвидационной комиссией МУП "Горжилкомхоз" не оспаривается и подтверждается актами сверки по внесудебному взысканию оспариваемой задолженности от 22.07.05 г. Кроме того, предусмотренные законом сроки взыскания задолженности в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ Инспекцией соблюдены.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В силу п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ. При этом приведенные положения в силу п. 9, 10 ст. 46 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.
Статья 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока для принятия налоговым органом решения о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика или налогового агента, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, в связи с чем 60-дневный срок, предусмотренный ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пени, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 г. N 137-ФЗ, которая вступила в силу с 01.01.07 г.) решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, для каждого этапа Налоговым кодексом РФ установлен соответствующий порядок и конкретные сроки, по истечении которых налоговые органы лишаются права на взыскание суммы задолженности в бесспорном порядке.
Статья 48 НК РФ предусмотрено право налогового органа в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться за судебной защитой, если пропущены сроки на взыскание задолженности в бесспорном порядке.
Статьей 49 НК РФ установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Согласно п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Налоговый орган вправе обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика.
При этом, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, исходя из положений НК РФ, сама по себе процедура ликвидации не дает право налоговому органу взыскать с предприятия задолженность по налогам, пеням, штрафам, в отношении которой истекли установленные НК РФ сроки на ее принудительное взыскание.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом заявлена ко взысканию недоимка в общей сумме 7264237,48 руб., задолженность по пеням - 10236777,77 руб. и штрафные санкции - 45375,2 руб.
Из представленного расчета сумм налогов по МУП "Горжилкомхоз" следует, что недоимка в размере 7264237,48 руб. включает в себя: задолженность по НДС в сумме 5532535,04 руб., задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1654198,43 руб., задолженность по налогу на имущество организаций - 56845,01 руб., задолженность по транспортному налогу - 20659 руб.
Анализ и оценка требований, решений и постановлений, представленных налоговым органом в подтверждение применения бесспорного порядка взыскания в отношении недоимки по налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автомобильных дорог, позволил суду апелляционной инстанции сделать обоснованный вывод о том, что установленный ст. 47 НК РФ срок для взыскания спорных сумм в бесспорном порядке налоговым органом не соблюден.
Кроме того, срок на взыскание указанной задолженности в судебном порядке налоговым органом также пропущен.
В обоснование правомерности взыскания с предприятия задолженности по налогу на имущество организаций по сроку уплаты 05.05.06 г. в сумме 56845,01 руб. налоговый орган ссылается на требование от 16.05.06 г. N 2841, решение от 06.07.06 г. N 703, постановление от 21.06.06 г. N 80.
Вместе с тем, в постановлении от 21.06.06 г. N 80 отсутствует ссылка на требование от 16.05.06 г. N 2841.
Кроме того, в соответствии с заключенным между сторонами соглашением от 13.05.09 г. налоговый орган признает факт оплаты МУП "Горжилкомхоз" из заявленной ко взысканию недоимки по налогу на имущество организаций задолженность в сумме 50271,01 руб.
Срок на взыскание оставшейся суммы задолженности - 6 574 руб. в судебном порядке налоговым органом пропущен.
Задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты 05.05.06 г. в сумме 20659 руб., заявленная налоговым органом ко взысканию с ликвидационной комиссии МУП "Горжилкомхоз", оплачена предприятием платежным поручением от 05.11.08 г. N 243. Данное обстоятельство признано налоговым органом, что подтверждается заключенным между сторонами соглашением от 13.05.09 г.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают утрату налоговым органом возможности по взысканию спорных сумм недоимки и пени как в бесспорном, так и в судебном порядке, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявленные налоговым органом ко взысканию штрафные санкции в сумме 45375,2 руб. обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку каких-либо решений, позволяющих установить дату привлечения предприятия к ответственности в виде штрафа в указанной сумме, равно как и доказательств направления предприятию требования о его уплате, применение в отношении указанной суммы штрафа мер по его взысканию, налоговым органом в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлено.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2009 года по делу N А23-4198/08А-13-147 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)