Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
11 апреля 2007 г. Дело N А41-К2-21451/06
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2007 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.Э., судей И., М.Л., при ведении протокола судебного заседания С., при участии в заседании от истца (заявителя): К. - представитель по доверенности N 16/725 от 20.11.2006, П. - представитель по доверенности N 16/724 от 20.11.2006; от ответчика (должника): Т. - заместитель начальника, по доверенности N 01-06-02/3099 от 08.04.2005, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2006 г. по делу N А41-К2-21451/06, принятое судьей А., по иску (заявлению) ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании недействительным решения,
Закрытое акционерное общество "Ногинский завод резинотехнических изделий" (далее - ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по г. Ногинску Московской области от 08.09.2006 N 514, N 1416 и N 1418, а также об обязании налоговой инспекции зачесть сумму излишне уплаченного земельного налога за период 2003 - 2005 гг. в размере 4045138 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Ногинск Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с неполным исследованием имеющих значение для дела обстоятельств и с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Павловский Посад МО поддержала доводы апелляционной жалобы. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается на следующее:
- - в результате проведенной камеральной проверки было установлено занижение суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет, в связи с занижением ставок налога за землю за 2003 - 2005 гг. Ставки налога установлены решениями Совета депутатов Ногинского района, сохраняющими свою силу;
- - законодатель в таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" относит территорию всей Московской области к зонам отдыха г. Москвы, что установлено решением Московского областного суда от 04.11.2004 и Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2005 по делу N 4Г04-57;
- - согласно решениям Совета депутатов Ногинского района ставки земельного налога в границах города Ногинск дифференцируются с учетом градостроительной ценности, для земель ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" коэффициент градостроительной ценности равен 1,6;
- - двойного начисления и повторного взыскания налога нет, поскольку в лицевом счете суммы налога по уточненным декларациям были уменьшены, а после камеральной проверки были восстановлены в лицевом счете;
- - судом не проверены права Общества на зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2003 год с учетом трехлетнего срока исковой давности; не проверено, за весь ли 2003 год может быть заявлен возврат или с учетом указанного срока.
Представитель ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановлений Главы Ногинского района Московской области от 04.03.2002 N 353, от 15.11.2001 N 2458 и договора купли-продажи N 16 от 18.01.2002, заключенного Комитетом по управлению имуществом Ногинского района Московской области и заявителем в собственности ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" имеется земельный участок для производственной зоны, категория земель - земли поселений, расположенный по адресу: Московская область, г. Ногинск, пр. 1-й Кардолентный, д. 5 (л.д. 44 - 47 т. 2).
Обнаружив завышение ставок земельного налога, ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" 05.09.2006 представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 г., 2004 г. и 2005 г., указав сумму налога, подлежащую оплате:
за 2003 г. - 436016 руб.,
за 2004 г. - 479655 руб.,
за 2005 г. - 521982 руб.
ИФНС России по г. Ногинску Московской области была проведена камеральная налоговая проверка представленных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2003, 2004 и 2005 гг., по результатам которой налоговым органом приняты решения N 514 от 08.09.2006, N 1416 от 08.09.2006 и N 1418 от 08.09.2006, об отказе в привлечении к налоговой ответственности которыми ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" и доначислении земельного налога за 2003 г. в размере 654612 руб., за 2004 г. в размере 719483 руб. и за 2005 г. в размере 91440 руб. (л.д. 12 - 18 т. 1).
Основанием для доначисления налогоплательщику земельного налога, послужил вывод инспекции о том, что налогоплательщиком неправильно применены ставки земельного налога, установленные:
на 2003 г. решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 - 18,66 руб. за 1 кв. м,
на 2004 г. решением Совета депутатов Ногинского района Московской области от 28.10.2003 N 168/29 - 20,52 руб. за 1 кв. м,
на 2005 г. решением Совета депутатов Ногинского района Московской области от 18.10.2004 N 287/40 - 22,57 руб. за 1 кв. м, с 16.02.2005 - 14,11 руб. за 1 кв. м.
Заявитель обратился в налоговый орган с письмом от 01.09.2006 о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 4045138 руб. (л.д. 19 - 20 т. 1).
Письмом N 1137 от 11.09.2006 ИФНС России по г. Ногинску Московской области отказала в проведении зачета, в связи с отсутствием в КЛС переплаты (л.д. 11 т. 1).
Не согласившись с решениями налогового органа, ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд считает правомерным удовлетворение требований заявителя судом первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий":
за 2003 г. была представлена налоговая декларация по земельному налогу (л.д. 25 - 37 т. 1), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1745240 руб., уплачен земельный налог в размере 1384934 руб. (платежные поручения - л.д. 94 - 118 т. 1),
за 2004 г. представлена налоговая декларация по земельному налогу (л.д. 38 - 44 т. 1), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1918620 руб., уплачен земельный налог в размере 1918620 руб. (платежные поручения - л.д. 119 - 151 т. 1, л.д. 1 - 28 т. 2),
за 2005 г. представлена налоговая декларация по земельному налогу (л.д. 45 - 51 т. 1), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 2089039 руб., уплачен земельный налог в размере 2089039 руб. (платежные поручения - л.д. 29 - 43 т. 2).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган оспариваемыми решениями доначислил Обществу земельный налог, ранее уплаченный в полном объеме, в то время как двойное налогообложение и повторное взыскание налога действующим законодательством не допускается.
Кроме того, в силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
При расчете ставки земельного налога налоговым органом были применены коэффициенты 2,5 - увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и статьей 2 Закона МО "О плате за землю в МО", и 1,6 - увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков, установленный в статье 9 и Приложении N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО" для города Ногинска в размере 1,6. При этом налоговый орган руководствовался решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.02 N 85/14.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", земельный налог устанавливается законодательным актом РФ, при этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов власти, в том числе районов, городов.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону.
Статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" предусмотрено, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5.
В таблице N 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на землю, на которой расположены курортные районы и зоны отдыха. В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующими органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований. Территория общества в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относятся к отдельной категории земель - земель особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные обществу, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК).
К землям поселений, не относящимся к курортной зоне и зоне отдыха, не может применяться повышающий коэффициент 2,5 к средней ставке земельного налога.
Территория, на которой располагается земельный участок, предоставленный заявителю, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо специальным правовым актом.
По смыслу Закона столбец 2 таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию. Законом указываются субъекты РФ, на территории которых в отношении земель курортов и зон отдыха могут быть введены коэффициенты с соблюдением соответствующей процедуры.
Следовательно, зона отдыха Москвы - это не вся Московская область, а территория, на которой может располагаться зона отдыха.
На основании изложенного, земли общества не могут быть отнесены ни к "курортным районам", ни к "зоне отдыха".
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п. 5 этой же статьи на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к указанным в этой статье территориальным зонам, и рекреационные зоны здесь выделены отдельно (пп. 5 п. 1 ст. 85 ЗК РФ).
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования. В соответствии с п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с п. 7 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Земли г. Ногинска не включены в Приложение N 1 к Закону Московской области "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области".
Таким образом, повышающий коэффициент 2,5 при расчете земельного налога за земли ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" применению не подлежит.
В Приложении N 2 (таблица N 3) к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога по местоположению, при этом из указанной нормы следует, что коэффициент увеличения 1,6 применяется, если численность населения города превышает 500 тыс. человек.
Заявителем в материалы дела представлена справка, из которой усматривается, что численность населения г. Ногинска на 01.01.2004 составила 114,4 тыс. человек, на 01.01.2005 - 104,4 тыс. человек, на 01.01.2006 - 103,3 тыс. человек, на 01.06.2006 - 106,1 тыс. человек (л.д. 58 т. 2).
В связи с тем, что численность населения г. Ногинска не превышает 500 тыс. человек, у общества отсутствовала обязанность применять в 2003 - 2005 гг. при исчислении земельного налога коэффициент увеличения средней ставки земельного налога с учетом градостроительной ценности 1,6.
Пункт 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие Федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает решение в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу (п. 2 ст. 137 АПК РФ).
Расчет ставки земельного налога для земельного участка ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" должен быть произведен следующим образом.
Исходя из того, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены в Приложениях N 1 - 2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" в условиях 1994 года, а начиная с 1995 года ставки и средние размеры налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году", Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и с учетом деноминации, проведенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", а также с учетом Письма МНС РФ от 28 декабря 2001 г. N ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году", ставка земельного налога на городские (поселковые) земли Центрального экономического района с численностью населения от 100 до 250 тыс. чел. составляет 2 руб. 59 коп.
С 2002 года федеральным законодательством введены три коэффициента увеличения ставки.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
С учетом указанных коэффициентов, установленных федеральным законодательством, ставка земельного налога для ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" составит:
в 2003 г. - 4,66 руб. (2,59 x 1,8 = 4,66 руб.),
в 2004 г. - 5,13 руб. (2,59 x 1,8 x 1,1 = 5,13 руб. с учетом округления),
в 2005 г. - 5,64 руб. (2,59 x 1,8 x 1,1 x 1,1 = 5,64 руб. с учетом округления).
Представленный заявителем в материалы дела расчет земельного налога (л.д. 77 т. 1) полностью соответствует изложенному, в связи с чем апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о его правомерности.
Доводы налоговой инспекции о необходимости применения ставок, установленных решениями Совета депутатов Ногинского района, несостоятельны, поскольку в связи с изложенным выше увеличение ставки согласно закону должно было произойти в 2003 г. в 1,79 раз, в 2004 г. в 1,98 раз, в 2005 г. в 2,17 раз по отношению к ставке 2002 г., в то время как решениями Совета депутатов произведено увеличение ставок более чем в 8 раз.
Представительные органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления не вправе повышать ставки налогов по сравнению с установленными федеральным законодательством о налогах и сборах, что вытекает из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в РФ".
Таким образом, земельный налог, подлежащий уплате в бюджет ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий", подлежит исчислению на основании ставок, установленных федеральным законодательством, и составит 1347455 руб.
С заявлением о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" обратилось в ИФНС России г. Ногинск 04.09.2006 (л.д. 19 - 20 т. 1).
Трехлетний срок для зачета излишне уплаченного налога, установленный ст. 78 НК РФ в данном случае - с 04.09.2003 по 04.09.2006, в связи с чем земельный налог в сумме 360000 руб., перечисленный платежными поручениями N 113 от 09.04.2003, N 385 от 14.04.2003, N 606 от 19.06.2003, не подлежит возврату.
Таким образом, с учетом трехлетнего срока, фактически уплачен обществом по первичным налоговым декларациям согласно платежным поручениям, имеющихся в материалах дела, земельный налог за 2003 - 2005 гг. в сумме 5392593 руб. (л.д. 94 - 118, 119 - 151 т. 1, л.д. 1 - 28, 29 - 43 т. 2).
Излишне уплаченный налог на землю за период с 04.09.2003 по 2005 г. составил 4045138 руб. (5392593 руб. - 1347455 руб.), который и подлежит возврату путем зачета в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Таким образом, решения ИФНС России г. Ногинск от 08.09.2006 N 514, N 1416 и N 1418 подлежат признанию недействительными как вынесенные с нарушением действующего законодательства и нарушающие права и законные интересы заявителя с одновременным удовлетворением требований об обязании налоговой инспекции зачесть сумму излишне уплаченного земельного налога за период 2003 - 2005 гг. в размере 4045138 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ и разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13 марта 2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает необходимым взыскать с Инспекции в пользу федерального бюджета судебные расходы по госпошлине в размере 1000 руб. за апелляционное рассмотрение жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2006 г. по делу N А41-К2-21451/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по г. Ногинску Московской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2007, 13.04.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-21451/06
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
11 апреля 2007 г. Дело N А41-К2-21451/06
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2007 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.Э., судей И., М.Л., при ведении протокола судебного заседания С., при участии в заседании от истца (заявителя): К. - представитель по доверенности N 16/725 от 20.11.2006, П. - представитель по доверенности N 16/724 от 20.11.2006; от ответчика (должника): Т. - заместитель начальника, по доверенности N 01-06-02/3099 от 08.04.2005, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2006 г. по делу N А41-К2-21451/06, принятое судьей А., по иску (заявлению) ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ногинский завод резинотехнических изделий" (далее - ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по г. Ногинску Московской области от 08.09.2006 N 514, N 1416 и N 1418, а также об обязании налоговой инспекции зачесть сумму излишне уплаченного земельного налога за период 2003 - 2005 гг. в размере 4045138 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Ногинск Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с неполным исследованием имеющих значение для дела обстоятельств и с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Павловский Посад МО поддержала доводы апелляционной жалобы. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается на следующее:
- - в результате проведенной камеральной проверки было установлено занижение суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет, в связи с занижением ставок налога за землю за 2003 - 2005 гг. Ставки налога установлены решениями Совета депутатов Ногинского района, сохраняющими свою силу;
- - законодатель в таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" относит территорию всей Московской области к зонам отдыха г. Москвы, что установлено решением Московского областного суда от 04.11.2004 и Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2005 по делу N 4Г04-57;
- - согласно решениям Совета депутатов Ногинского района ставки земельного налога в границах города Ногинск дифференцируются с учетом градостроительной ценности, для земель ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" коэффициент градостроительной ценности равен 1,6;
- - двойного начисления и повторного взыскания налога нет, поскольку в лицевом счете суммы налога по уточненным декларациям были уменьшены, а после камеральной проверки были восстановлены в лицевом счете;
- - судом не проверены права Общества на зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2003 год с учетом трехлетнего срока исковой давности; не проверено, за весь ли 2003 год может быть заявлен возврат или с учетом указанного срока.
Представитель ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановлений Главы Ногинского района Московской области от 04.03.2002 N 353, от 15.11.2001 N 2458 и договора купли-продажи N 16 от 18.01.2002, заключенного Комитетом по управлению имуществом Ногинского района Московской области и заявителем в собственности ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" имеется земельный участок для производственной зоны, категория земель - земли поселений, расположенный по адресу: Московская область, г. Ногинск, пр. 1-й Кардолентный, д. 5 (л.д. 44 - 47 т. 2).
Обнаружив завышение ставок земельного налога, ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" 05.09.2006 представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 г., 2004 г. и 2005 г., указав сумму налога, подлежащую оплате:
за 2003 г. - 436016 руб.,
за 2004 г. - 479655 руб.,
за 2005 г. - 521982 руб.
ИФНС России по г. Ногинску Московской области была проведена камеральная налоговая проверка представленных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2003, 2004 и 2005 гг., по результатам которой налоговым органом приняты решения N 514 от 08.09.2006, N 1416 от 08.09.2006 и N 1418 от 08.09.2006, об отказе в привлечении к налоговой ответственности которыми ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" и доначислении земельного налога за 2003 г. в размере 654612 руб., за 2004 г. в размере 719483 руб. и за 2005 г. в размере 91440 руб. (л.д. 12 - 18 т. 1).
Основанием для доначисления налогоплательщику земельного налога, послужил вывод инспекции о том, что налогоплательщиком неправильно применены ставки земельного налога, установленные:
на 2003 г. решением Совета депутатов Ногинского района Московской области N 85/14 от 27.12.2002 - 18,66 руб. за 1 кв. м,
на 2004 г. решением Совета депутатов Ногинского района Московской области от 28.10.2003 N 168/29 - 20,52 руб. за 1 кв. м,
на 2005 г. решением Совета депутатов Ногинского района Московской области от 18.10.2004 N 287/40 - 22,57 руб. за 1 кв. м, с 16.02.2005 - 14,11 руб. за 1 кв. м.
Заявитель обратился в налоговый орган с письмом от 01.09.2006 о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 4045138 руб. (л.д. 19 - 20 т. 1).
Письмом N 1137 от 11.09.2006 ИФНС России по г. Ногинску Московской области отказала в проведении зачета, в связи с отсутствием в КЛС переплаты (л.д. 11 т. 1).
Не согласившись с решениями налогового органа, ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд считает правомерным удовлетворение требований заявителя судом первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий":
за 2003 г. была представлена налоговая декларация по земельному налогу (л.д. 25 - 37 т. 1), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1745240 руб., уплачен земельный налог в размере 1384934 руб. (платежные поручения - л.д. 94 - 118 т. 1),
за 2004 г. представлена налоговая декларация по земельному налогу (л.д. 38 - 44 т. 1), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1918620 руб., уплачен земельный налог в размере 1918620 руб. (платежные поручения - л.д. 119 - 151 т. 1, л.д. 1 - 28 т. 2),
за 2005 г. представлена налоговая декларация по земельному налогу (л.д. 45 - 51 т. 1), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 2089039 руб., уплачен земельный налог в размере 2089039 руб. (платежные поручения - л.д. 29 - 43 т. 2).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган оспариваемыми решениями доначислил Обществу земельный налог, ранее уплаченный в полном объеме, в то время как двойное налогообложение и повторное взыскание налога действующим законодательством не допускается.
Кроме того, в силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
При расчете ставки земельного налога налоговым органом были применены коэффициенты 2,5 - увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный таблицей 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" и статьей 2 Закона МО "О плате за землю в МО", и 1,6 - увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков, установленный в статье 9 и Приложении N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО" для города Ногинска в размере 1,6. При этом налоговый орган руководствовался решением Совета депутатов Ногинского района от 27.12.02 N 85/14.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", земельный налог устанавливается законодательным актом РФ, при этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов власти, в том числе районов, городов.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону.
Статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" предусмотрено, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5.
В таблице N 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на землю, на которой расположены курортные районы и зоны отдыха. В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующими органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований. Территория общества в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относятся к отдельной категории земель - земель особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные обществу, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК).
К землям поселений, не относящимся к курортной зоне и зоне отдыха, не может применяться повышающий коэффициент 2,5 к средней ставке земельного налога.
Территория, на которой располагается земельный участок, предоставленный заявителю, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо специальным правовым актом.
По смыслу Закона столбец 2 таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию. Законом указываются субъекты РФ, на территории которых в отношении земель курортов и зон отдыха могут быть введены коэффициенты с соблюдением соответствующей процедуры.
Следовательно, зона отдыха Москвы - это не вся Московская область, а территория, на которой может располагаться зона отдыха.
На основании изложенного, земли общества не могут быть отнесены ни к "курортным районам", ни к "зоне отдыха".
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п. 5 этой же статьи на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к указанным в этой статье территориальным зонам, и рекреационные зоны здесь выделены отдельно (пп. 5 п. 1 ст. 85 ЗК РФ).
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования. В соответствии с п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с п. 7 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Земли г. Ногинска не включены в Приложение N 1 к Закону Московской области "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области".
Таким образом, повышающий коэффициент 2,5 при расчете земельного налога за земли ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" применению не подлежит.
В Приложении N 2 (таблица N 3) к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога по местоположению, при этом из указанной нормы следует, что коэффициент увеличения 1,6 применяется, если численность населения города превышает 500 тыс. человек.
Заявителем в материалы дела представлена справка, из которой усматривается, что численность населения г. Ногинска на 01.01.2004 составила 114,4 тыс. человек, на 01.01.2005 - 104,4 тыс. человек, на 01.01.2006 - 103,3 тыс. человек, на 01.06.2006 - 106,1 тыс. человек (л.д. 58 т. 2).
В связи с тем, что численность населения г. Ногинска не превышает 500 тыс. человек, у общества отсутствовала обязанность применять в 2003 - 2005 гг. при исчислении земельного налога коэффициент увеличения средней ставки земельного налога с учетом градостроительной ценности 1,6.
Пункт 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие Федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает решение в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу (п. 2 ст. 137 АПК РФ).
Расчет ставки земельного налога для земельного участка ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" должен быть произведен следующим образом.
Исходя из того, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены в Приложениях N 1 - 2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" в условиях 1994 года, а начиная с 1995 года ставки и средние размеры налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году", Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и с учетом деноминации, проведенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", а также с учетом Письма МНС РФ от 28 декабря 2001 г. N ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году", ставка земельного налога на городские (поселковые) земли Центрального экономического района с численностью населения от 100 до 250 тыс. чел. составляет 2 руб. 59 коп.
С 2002 года федеральным законодательством введены три коэффициента увеличения ставки.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
С учетом указанных коэффициентов, установленных федеральным законодательством, ставка земельного налога для ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" составит:
в 2003 г. - 4,66 руб. (2,59 x 1,8 = 4,66 руб.),
в 2004 г. - 5,13 руб. (2,59 x 1,8 x 1,1 = 5,13 руб. с учетом округления),
в 2005 г. - 5,64 руб. (2,59 x 1,8 x 1,1 x 1,1 = 5,64 руб. с учетом округления).
Представленный заявителем в материалы дела расчет земельного налога (л.д. 77 т. 1) полностью соответствует изложенному, в связи с чем апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о его правомерности.
Доводы налоговой инспекции о необходимости применения ставок, установленных решениями Совета депутатов Ногинского района, несостоятельны, поскольку в связи с изложенным выше увеличение ставки согласно закону должно было произойти в 2003 г. в 1,79 раз, в 2004 г. в 1,98 раз, в 2005 г. в 2,17 раз по отношению к ставке 2002 г., в то время как решениями Совета депутатов произведено увеличение ставок более чем в 8 раз.
Представительные органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления не вправе повышать ставки налогов по сравнению с установленными федеральным законодательством о налогах и сборах, что вытекает из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в РФ".
Таким образом, земельный налог, подлежащий уплате в бюджет ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий", подлежит исчислению на основании ставок, установленных федеральным законодательством, и составит 1347455 руб.
С заявлением о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу ЗАО "Ногинский завод резинотехнических изделий" обратилось в ИФНС России г. Ногинск 04.09.2006 (л.д. 19 - 20 т. 1).
Трехлетний срок для зачета излишне уплаченного налога, установленный ст. 78 НК РФ в данном случае - с 04.09.2003 по 04.09.2006, в связи с чем земельный налог в сумме 360000 руб., перечисленный платежными поручениями N 113 от 09.04.2003, N 385 от 14.04.2003, N 606 от 19.06.2003, не подлежит возврату.
Таким образом, с учетом трехлетнего срока, фактически уплачен обществом по первичным налоговым декларациям согласно платежным поручениям, имеющихся в материалах дела, земельный налог за 2003 - 2005 гг. в сумме 5392593 руб. (л.д. 94 - 118, 119 - 151 т. 1, л.д. 1 - 28, 29 - 43 т. 2).
Излишне уплаченный налог на землю за период с 04.09.2003 по 2005 г. составил 4045138 руб. (5392593 руб. - 1347455 руб.), который и подлежит возврату путем зачета в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Таким образом, решения ИФНС России г. Ногинск от 08.09.2006 N 514, N 1416 и N 1418 подлежат признанию недействительными как вынесенные с нарушением действующего законодательства и нарушающие права и законные интересы заявителя с одновременным удовлетворением требований об обязании налоговой инспекции зачесть сумму излишне уплаченного земельного налога за период 2003 - 2005 гг. в размере 4045138 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ и разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13 марта 2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает необходимым взыскать с Инспекции в пользу федерального бюджета судебные расходы по госпошлине в размере 1000 руб. за апелляционное рассмотрение жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2006 г. по делу N А41-К2-21451/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по г. Ногинску Московской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)