Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2010 ПО ДЕЛУ N А48-852/2010

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2010 г. по делу N А48-852/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 28.09.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Аришонковой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
- от налогоплательщика: Тимошевской Е.А, адвоката, доверенность N 36 от 21.07.2010;
- от налогового органа: Федоровской Е.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела Инспекции, доверенность N 60 от 14.12.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АПК "Орловская Нива" на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2010 по делу N А48-852/2010 (судья Клименко Е.В.) по заявлению ОАО "АПК "Орловская Нива" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными действий налогового органа,

установил:

Открытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" (далее - ОАО "АПК Орловская Нива", заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными в полном объеме решения Инспекции N 28999 от 25.12.2009 г. с изменениями по решению от 12.04.2010 г. N 1, решения Инспекции N 29001 от 25.12.2009 г. с изменениями по решению от 12.04.2010 г. N 2, решения Инспекции N 29002 от 25.12.2009 г. с изменениями по решению от 12.04.2010 г. N 3, а также о признании незаконными последующих действий налогового органа, совершенных на основании вышеуказанных решений, выраженных в справке от 31.12.09 г. N 38765 и совершенных 25.12.2009 г. по отражению по лицевому счету налогоплательщика уменьшения переплаты налога на прибыль в федеральный бюджет (КБК 18210101012021000110) на сумму 107003 руб., по отражению по лицевому счету налогоплательщика уменьшения переплаты налога на прибыль в бюджет субъектов (КБК 18210101012021000110) на сумму 994 руб., указанию недоимки в сумме 407925,50 руб. и по отражению по лицевому счету налогоплательщика уменьшения переплаты по НДС в сумме 477447 руб., а также об обязании устранить нарушения прав и законных интересов налогоплательщика (с учетом уточненных требований от 13.05.2010 г.).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО "АПК "Орловская Нива" обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований налогоплательщика.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик указывает на то, что Общество путем подачи заявления от 04.12.2009 обратилось в Инспекцию с просьбой об осуществлении действий по возврату НДС в сумме 477 447 руб., налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408 919,5 руб. на расчетный счет Общества в рамках исполнения постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 г. по делу N А48-1334/07-15.
При этом указанным судебным актом установлено, что спорные суммы были необоснованно зачтены налоговым органом 16.11.2004 в счет погашения недоимки, восстановленной в лицевом счете налогоплательщика и образовавшейся в результате непризнания исполненной обязанности налогоплательщика по уплате спорных налоговых платежей, которые были уплачены в 1999 г. через ОРФ АКБ "СБС-Агро", но не зачислены на счета по учету доходов бюджета.
Таким образом, налогоплательщик считает, что налоговым органом во исполнение постановления апелляционного суда от 05.09.2008 г. по делу N А48-1334/07-15 с учетом содержащихся в нем выводов должна была быть аннулирована запись в лицевом счете налогоплательщика от 16.11.2004 г. о начислении НДС и налога на прибыль в указанных суммах (обязанность по уплате которых признана неисполненной налоговым органом, но данные обстоятельства не нашли подтверждения при рассмотрении дела N А48-1334/07-15) и об осуществлении зачета по данным налогам в счет указанной недоимки. Тогда как фактически оспариваемыми в рамках настоящего дела решениями Инспекции возврат спорных сумм произведен налоговым органом 25.12.2009 г. в лицевом счете налогоплательщика за счет возврата уплаченных текущих налоговых платежей, что привело как к незаконному уменьшению имеющейся переплаты, так и к возникновению недоимки по данным налогам и нашло отражение в справке от 31.12.2009 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла возражает против доводов налогоплательщика, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Налоговый орган считает, что Инспекцией правомерно и в соответствии с постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 г. по делу N А48-1334/07-15 были произведены действия по зачету (возврату) НДС в сумм 477447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408919,5 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб. с учетом состояния расчетов ОАО "АПК "Орловская Нива" по указанным налогам с соответствующими бюджетами на момент исполнения судебного акта (25.12.2009), в связи с чем оспариваемые Обществом решения Инспекции N 28999, N 29001 и N 29002 от 25.12.2009 являются законными и обоснованными.
При этом отражение налоговым органом в лицевом счете налогоплательщика уменьшения переплаты налога на прибыль в федеральный бюджет на сумму 107003 руб., уменьшения переплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ на сумму 994 руб. и недоимки в сумме 407925,50 руб. и отражение по лицевому счету налогоплательщика уменьшения переплаты по НДС в сумме 477447 руб. само по себе не является нарушением каких-либо прав налогоплательщика, поскольку лицевой счет, который ведет Инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Указание в лицевом счете налогоплательщика, в том числе, сумм недоимки не устанавливает обязанностей последнего по ее уплате, не является основанием для взыскания таких платежей. Исходя из чего, налоговый орган считает требования Общества о признании незаконными действий Инспекции по отражению в лицевом счете налогоплательщика приведенных сведений не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, Инспекция со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 г. N 6673/08 отмечает, что само по себе признание исполненной обязанности по уплате налога не порождает автоматического права налогоплательщика на возврат таких сумм, в связи с чем Общество должно представить доказательства повторной уплаты налога в заявленной сумме, подлежащей зачету либо возврату, и наличия соответствующей переплаты.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 07.09.2010 г. был объявлен перерыв до 14.09.2010 г. (с учетом выходных дней).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции 07.09.2010 г. ОАО "АПК "Орловская Нива" был заявлен отказ от требований о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001, N 29002 с изменениями, внесенными решениями от 12.04.2010 г. N 1, N 2, N 3, соответственно.
Рассмотрев заявление ОАО "АПК "Орловская Нива" о частичном отказе от заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное заявление подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право истца при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или в части.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Согласно части 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
С учетом того, что отказ налогоплательщика от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает прав других лиц, он подлежит принятию арбитражным судом.
В связи с этим, решение Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2010 по делу N А48-852/2010 в части отказа в удовлетворении требований ОАО "АПК "Орловская Нива" о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001, N 29002 с изменениями от 12.04.2010 N 1, N 2, N 3 подлежит отмене, а производство по настоящему делу в указанной части - прекращению.
Рассматривая спор в части отказа в удовлетворении требований ОАО "АПК "Орловская Нива" о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла, совершенных на основании решений от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001 (с изменениями от 12.04.2010 N 1, N 2) о возврате налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 107003 руб. и в бюджет субъекта РФ в сумме 408919,5 руб., выраженных в справке от 31.12.09 г., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба ОАО "АПК "Орловская Нива" подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 г. изменено решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 г. по делу N А48-1334/07-15 и признан незаконным выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.2007 г. отказ ИФНС России по Советскому району г. Орла в возврате НДС в сумме 477447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408919,50 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб. Суд апелляционной инстанции обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" и произвести предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации действия по зачету (возврату) НДС в сумме 477447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408919,50 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб. с учетом состояния расчетов общества по указанным налогам с соответствующими бюджетами на момент исполнения судебного акта. В остальной части в удовлетворении требований ОАО "АПК "Орловская Нива" было отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.12.2009 г. данное постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
22.10.2008 г. Арбитражным судом Орловской области по вступившему в законную силу (измененному апелляционной инстанцией) решению от 16.05.2008 г. выдан исполнительный лист N 064641.
На основании вышеуказанного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя Советского РОСП г. Орла УФССП по Орловской области Степиной Г.Е. возбуждено исполнительное производство N 54/1/20082/8/2009.
В рамках исполнительного производства ОАО "АПК "Орловская Нива" обратилось в налоговый орган с письмом от 04.12.2009 г. исх. N 2361 о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 477447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408919,5 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб. путем перечисления указанных сумм на расчетный счет Общества.
В ответ на данное заявление налогоплательщика налоговым органом заявителю было направлено письмо от 14.12.2009 г. N 10-32/31471, в котором указано, что по состоянию на 10.12.2009 года в карточке лицевого счета ОАО "АПК "Орловская Нива" переплата составляет:
- по налогу на добавленную стоимость - 171 837 руб.
- по налогу на прибыль в ФБ - 206 253 руб.
- по налогу на прибыль в ТБ - 994 руб.
При этом Инспекцией также разъяснено, что при проведении данного возврата в карточке лицевого счета возникнет недоимка. Данная ситуация обусловлена тем, что обязанность по уплате налогов, списанных с расчетного счета налогоплательщика в 1999 году, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не признана исполненной.
Вместе с тем, 25.12.2009 г. Инспекцией приняты решения:
- N 28999 - о возврате ОАО "АПК "Орловская Нива" налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 107003 руб.,
- N 29001 - о возврате ОАО "АПК "Орловская Нива" налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме 408919,50 руб.,
- N 29002 - о возврате ОАО "АПК "Орловская Нива" НДС в сумме 477447 руб.
На основании решений Инспекции N 1, N 2 и N 3 (соответственно) от 12.04.2010 г. исправлена техническая ошибка в вынесенных ранее ненормативных актах в части основания их принятия, в качестве которого указано заявление налогоплательщика от 04.12.2009 г. N 2361, а также содержится ссылка на принятие данных решений во исполнение постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 г. по делу N А48-1334/07-15.
На основании вынесенных решений Инспекцией произведен возврат налогоплательщику налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 107003 руб., налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме 408919,50 руб. и НДС в сумме 477447 руб., в лицевом счете налогоплательщика отражены соответствующие операции по возврату указанных налогов.
Согласно выданной Инспекцией ОАО "АПК "Орловская Нива" справке N 38765 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 31.12.2009 г. указано:
- переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 99250,05 руб. (переплата в сумме 206253 руб. уменьшена на 107003 руб.)
- недоимка по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 407925,50 руб. (переплата в сумме 994 руб. уменьшена на 408919,5 руб.)
- переплата по НДС в сумме 89783,30 руб. (переплата в сумме 171837 руб. уменьшена на 82054 руб.).
Не согласившись с принятыми налоговым органом решениями о возврате спорных сумм налогов от 25.12.2009 г. (в редакции решений от 12.04.2010 г.), а также, считая незаконными последующие действия налогового органа по отражению в лицевом счете налогоплательщика уменьшения переплаты по налогу на прибыль и НДС, а также по отражению недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в территориальный бюджет, что нашло выражение в выданной налоговым органом справке от 31.12.09 г. N 38765, ОАО "АПК "Орловская Нива" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Орловской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика применительно к оспариванию им действий налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не указано, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствуют данные действия налогового органа, а также не доказано, что оспариваемые действия Инспекции нарушают каким-либо образом права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражным судом Орловской области не учтено следующее.
Исходя из заявленных налогоплательщиком требований, им оспариваются совершенные на основании решений Инспекции от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001, N 29002 (с изменениями от 12.04.2010) о возврате 107003 руб. налога на прибыль в федеральный бюджет, 408919,5 руб. налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, 477447 руб. НДС действия налогового органа: 1) выраженные в справке от 31.12.09 г. N 38765; 2) по отражению в лицевых счетах соответствующих данных и операций.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Орловской области, согласующимся с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в Постановлении от 11.05.2005 г. N 16507/04, о том, что лицевой счет налогоплательщика, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, и наличие в нем сведений о налоговых платежах, суммах недоимки само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
На основании чего, отказ в удовлетворении требований Общества о признании незаконными действий Инспекции по отражению в лицевом счете налогоплательщика уменьшения переплаты налога на прибыль в федеральный бюджет на сумму 107003 руб., по отражению по лицевому счету налогоплательщика уменьшения переплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ на сумму 994 руб., указанию недоимки в сумме 407925,50 руб. и по отражению по лицевому счету налогоплательщика уменьшения переплаты по НДС в сумме 477447 руб., является правомерным.
Вместе с тем, разрешая спор в отношении обоснованности отражения Инспекцией в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам налоговых обязательств Общества применительно к рассматриваемым налогам, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
При этом выдаваемая налоговым органом справка должна отражать реальное состояние расчетов налогоплательщика по налоговым платежам, поскольку недостоверная информация о задолженности (либо имеющейся переплате) по налогам, сборам, а также пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09 по делу N А27-8596/2008-2.
На основании изложенного, отражение Инспекцией в выданной налогоплательщику справке от 31.12.2009 г. N 38765 недостоверной информации о состоянии расчетов с бюджетом способно привести к нарушению прав налогоплательщика, в связи с чем, разрешение требования Общества о признании незаконными действий налогового органа, совершенных на основании рассматриваемых решений о возврате налогов, в результате которых в справке от 31.12.09 г. N 38765 были отражены соответствующие данные, связано с оценкой достоверности таких сведений и их соответствия реальным налоговым обязательствам налогоплательщика.
При оценке налоговых обязательств налогоплательщика суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
- На основании п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Так, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
- Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, является недоимкой и подлежит взысканию в порядке, установленном налоговым законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках рассмотрения дела N А48-1334/07-15 судом апелляционной инстанции было установлено, что ОАО "АПК "Орловская Нива" в октябре 1999 г. платежными поручениями N 3173 от 18.10.99 г., N 3181 от 19.10.99 г., N 3119 от 15.10.99 г. (налог на прибыль), N 3230 от 22.10.99 г. уплатило в бюджет налог на прибыль в сумме 1 907 549 руб., НДС в сумме 603 092 руб., а также другие налоги через ОРФ АКБ "СБС-Агро".
Исходя из того, что указанные денежные средства не были зачислены ОРФ АКБ "СБС-Агро" на счета по учету доходов бюджета, обязанность Общества по уплате налогов в общей сумме 3 657 927 руб. 75 коп. не была признана налоговым органом исполненной. На основании уведомления N 06-167 от 30.05.2001 г. Обществу было предложено уплатить указанную недоимку, и, вместе с тем, письмом Инспекции от 23.08.2001 г. N 06-282 разъяснено право реструктурировать свою кредиторскую задолженность по налогам и сборам, образовавшуюся в результате списания денежных средств с расчетного счета в ОРФ АКБ "СБС-Агро". ОАО "АПК "Орловская Нива" правом на реструктуризацию не воспользовалось, поскольку считало исполненной обязанность по уплате налогов.
Суммы налогов, списанные с расчетного счета Общества, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджета по АКБ "СБС-Агро", а именно: НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп., налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб., налог на прибыль в территориальный бюджет 1 414 223 руб. 12 коп., были выведены Инспекцией из отсрочки и 16.11.2004 г. отражены в лицевых счетах налогоплательщика к начислению, в связи с чем размер налоговых обязательств Общества увеличился.
Данные обстоятельства оценены судом в рамках рассмотрения дела N А48-1334/07-15 применительно к положениям пункта 2 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) с учетом их разъяснений Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 24-П от 12.10.1998 г., Определении от 25.07.2001 г. N 138-О, согласно которым обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. Последующее перечисление налога в бюджет лежит на банке, а налогоплательщик не отвечает за действия других организаций, участвующих в процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, при условии добросовестности налогоплательщика.
При этом суд пришел к выводу о недоказанности налоговым судом недобросовестности действий Общества при перечислении спорных платежей через АКБ "СБС-Агро", в связи с чем обязанность Общества по уплате налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 414 223 руб. 12 коп. и НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп. в соответствии с положениями п. 2 ст. 45 НК РФ является исполненной на основании вышеперечисленных платежных поручений от октября 1999 г.
Таким образом, факт прекращения обязательств налогоплательщика в связи с уплатой налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 414 223 руб. 12 коп. и НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп. установлен постановлением суда апелляционной инстанции от 05.09.2008 по делу N А48-1334/07-15. Исходя из предмета заявленных требований, указанный вывод не нашел отражения в резолютивной части судебного акта, вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Также судом в рамках рассмотрения дела N А48-1334/07-15 было установлено, что спорные суммы налогов, восстановленные налоговым органом к уплате в лицевом счете налогоплательщика в связи с признанием неисполненной обязанности Общества по их уплате в бюджет, были зачтены Инспекцией 16.11.2004 г. в счет имеющейся у Общества переплаты, в результате чего Инспекцией письмом от 16.03.2007 г. N 10-09/04663 было отказано налогоплательщику в возврате данной переплаты по НДС в сумме 477447 руб., налогу на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408919,50 руб. и налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб.
Данный отказ налогового органа в осуществлении возврата переплаты по указанным налогам, выраженный в письме от 16.03.2007 г. N 10-09/04663, признан судом незаконным, в том числе исходя из недоказанности налоговым органом наличия у Общества неисполненной обязанности по уплате налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 414 223 руб. 12 коп. и НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп., а, следовательно, и наличия оснований для принудительного взыскания данных сумм налогов путем осуществления зачета (стр. 12 мотивировочной части постановления от 05.09.2008 г.).
При этом осуществление Инспекцией 16.11.2004 г. зачета имеющейся у налогоплательщика на данный момент переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 477447 руб., налогу на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408919,50 руб. и налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб. в счет восстановленной недоимки по данным налогам фактически означает повторное взыскание данных платежей, обязанность по уплате которых была исполнена в 1999 г. В результате чего, суд апелляционной инстанции в постановлении от 05.09.2008 г. по делу N А48-1334/07-15, обязал налоговый орган произвести предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации действия по зачету (возврату) ОАО "АПК "Орловская Нива" налога на добавленную стоимость в сумме 477447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408919,50 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб.
При этом в данном случае не применима ссылка налогового органа на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 г. N 6673/08 о том, что, само по себе признание исполненной обязанности по уплате налога не порождает автоматического права налогоплательщика на возврат таких сумм, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о возврате повторно взысканных (путем осуществления зачета) налоговых платежей, обязанность по уплате которых признана исполненной.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что восстановленные Инспекцией к начислению 16.11.2004 г. суммы налога на добавленную стоимость в размере 477447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в размере 408919,50 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 107003 руб. не могут участвовать при дальнейшем формировании налоговых обязательств Общества.
Вместе с тем, как следует из анализа представленных налоговым органом выписок из лицевых счетов налогоплательщика по спорным налогам, корректировка данных лицевого счета Общества с учетом приведенных выводов суда не производилась.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что вопреки вступившему в законную силу судебному акту, подтвердившему неправомерность повторного начисления к уплате и взыскания (путем зачета) в 2004 г. спорных сумм налогов, обязанность по уплате которых была исполнена налогоплательщиком в 1999 г. (иное налоговым органом не доказано), налоговый орган продолжает учитывать данные суммы как недоимку, искажая реальное состояние расчетов по данным платежам.
В связи с чем, возврат 107003 руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, на основании решения Инспекции N 28999 от 25.12.2009 привел к необоснованному уменьшению имеющейся переплаты в размере 206253 руб. на сумму 107003 руб., в результате чего в справке N 38765 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 31.12.2009 г. указана переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 99250,05 руб.
Возврат налогоплательщику 408919,50 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ на основании решения Инспекции N 29001 от 25.12.2009 г. привел к уменьшению имеющейся переплаты в сумме 994 руб. и возникновению недоимки в сумме 407925,50 руб., в результате чего в справке N 38765 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 31.12.2009 г. указана недоимка по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 407925,50 руб.
Указанные сведения, отраженные в выданной налогоплательщику справке N 38765 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 31.12.2009 г., не могут быть признаны достоверными.
Тем самым налоговым органом нарушено как право налогоплательщика на достоверную информацию о состоянии расчетов, так и право на распоряжение в порядке, установленном налоговым законодательством, имеющейся переплатой по налогу, сумма которой Инспекцией необоснованно занижена.
Кроме того, из предоставленного Обществом письма Департамента сельского хозяйства Орловской области, следует, что наличие задолженности по налогам и другим обязательным платежам является препятствием для получения предприятием субсидий на частичное возмещение затрат по кредитным договорам.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла, совершенные на основании решений от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001 (с изменениями от 12.04.2010 N 1, N 2) о возврате 107003 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, и 408919,5 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в результате которых в справке от 31.12.09 г. N 38765 отражена переплата по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 99250,05 руб., и недоимка по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 407925,50 руб. являются незаконными, в связи с чем требования налогоплательщика в данной части подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Вместе с тем, из справки N 38765 от 31.12.2009 г. усматривается, что возврат ОАО "АПК "Орловская Нива" НДС в сумме 477447 руб. на основании решения Инспекции N 29002 от 25.12.2009 г. не повлиял на состояние расчетов налогоплательщика по данному налогу.
При этом уменьшение имеющейся на момент обращения Общества с заявлением от 04.12.2009 г. переплаты по НДС в сумме 171837 руб. на 82054 руб. (что в итоге составило 89783,30 руб.) произведено на основании налоговой декларации Общества по НДС за 3 квартал 2009 г., согласно которой сумма исчисленного к уплате налога составила 82054 руб., и не оспаривается налогоплательщиком.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований налогоплательщика применительно к отражению в справке налоговых обязательств Общества по налогу на добавленную стоимость у суда отсутствуют, в связи с чем в указанной части апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. относятся на налоговый орган и подлежат взысканию с него в пользу ОАО "АПК "Орловская Нива".
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Апелляционную жалобу ОАО "АПК "Орловская Нива" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2010 по делу N А48-852/2010 в части отказа в удовлетворении требований ОАО "АПК "Орловская Нива" о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла, совершенных на основании решений от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001 (с изменениями от 12.04.2010 N 1, N 2) о возврате налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 107003 руб. и в бюджет субъекта РФ в сумме 408919,5 руб., выраженных в справке от 31.12.09 г. N 38765 отменить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла, совершенные на основании решений от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001 (с изменениями от 12.04.2010 N 1, N 2) о возврате 107003 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, и 408919,5 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в результате которых в справке от 31.12.09 г. N 38765 отражена переплата по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 99250,05 руб., и недоимка по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 407925,50 руб.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива".
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2010 по делу N А48-852/2010 в части отказа в удовлетворении требований ОАО "АПК "Орловская Нива" о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла от 25.12.2009 г. N 28999, N 29001, N 29002 с изменениями от 12.04.2010 N 1, N 2, N 3 отменить, приняв в указанной части отказ ОАО "АПК "Орловская Нива" от требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла.
Производство по делу N А48-852/2010 в указанной части прекратить.
В остальной части оставить решение Арбитражного суда Орловской области от 17.05.2010 по делу N А48-852/2010 без изменения, апелляционную жалобу ОАО "АПК "Орловская Нива" без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла, находящейся по адресу: 303028 г. Орел, Бульвар Победы, 6, ИНН 5753777772 в пользу ОАО "АПК "Орловская Нива", находящегося по адресу: 302028 г. Орел, ул. Полесская, 10, ИНН 5753009001, государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья:
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи:
М.Б.ОСИПОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)