Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 марта 2004 года Дело N Ф08-679/2004-279А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району, в отсутствие представителей государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району на решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району (далее - налоговая инспекция) о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 5934 рублей за 2000 - 2001 годы и взыскании 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отказался от требований в части выплаты 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением от 03.12.2003 в части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено, в остальной части требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и Федеральным законом "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя, в соответствии с частью 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю. Решение налоговой инспекции об отказе в возврате излишне уплаченной суммы земельного налога заявителем не обжаловано в установленном порядке, в связи с чем он не имел права обращаться в суд с настоящими требованиями.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ УФПС КК просит жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Кореновский районный узел почтовой связи (филиал ГУ УФПС КК) в период с 2000 по 2001 годы уплатил налог на землю на сумму 5934 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 21.04.2000 N 274 на сумму 278 рублей, от 21.04.2000 N 275 на сумму 2689 рублей, от 16.04.2001 N 397 на сумму 2967 рублей.
ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило заявление N ЮР91, в котором просило возвратить излишне уплаченную сумму налога на землю в размере 5934 рублей в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". 27.03.2003 налогоплательщиком представлены дополнительные декларации с уточненными расчетами по земельному налогу за 2000 - 2001 годы.
В связи с тем, что сумма налога не была возвращена, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям Федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации Федеральной почтовой связи - это организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям Федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно пункту 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю, противоречит материалам дела.
Согласно положениям статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Отказ от использования льготы, право на который предусмотрен пунктом 2 данной статьи, истцом не заявлялся.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Доводы налоговой инспекции о нарушении заявителем процессуальных норм Налогового кодекса Российской Федерации необоснованны.
В силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило в налоговую инспекцию заявление N ЮР91 о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю в размере 5934 рублей.
Решение налоговой инспекции от 24.04.2003 правомерно оценено заявителем как отказ в возврате излишне уплаченных сумм налога. Предварительное обжалование такого решения в вышестоящий налоговый орган в качестве досудебной процедуры урегулирования спора статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Размер суммы земельного налога налоговая инспекция не оспаривает.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 5934 рублей уплаченного земельного налога на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда от 03.12.2003 не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 4 марта 2004 года Дело N Ф08-679/2004-279А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району, в отсутствие представителей государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району на решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району (далее - налоговая инспекция) о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 5934 рублей за 2000 - 2001 годы и взыскании 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отказался от требований в части выплаты 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением от 03.12.2003 в части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено, в остальной части требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и Федеральным законом "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя, в соответствии с частью 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю. Решение налоговой инспекции об отказе в возврате излишне уплаченной суммы земельного налога заявителем не обжаловано в установленном порядке, в связи с чем он не имел права обращаться в суд с настоящими требованиями.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ УФПС КК просит жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Кореновский районный узел почтовой связи (филиал ГУ УФПС КК) в период с 2000 по 2001 годы уплатил налог на землю на сумму 5934 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 21.04.2000 N 274 на сумму 278 рублей, от 21.04.2000 N 275 на сумму 2689 рублей, от 16.04.2001 N 397 на сумму 2967 рублей.
ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило заявление N ЮР91, в котором просило возвратить излишне уплаченную сумму налога на землю в размере 5934 рублей в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". 27.03.2003 налогоплательщиком представлены дополнительные декларации с уточненными расчетами по земельному налогу за 2000 - 2001 годы.
В связи с тем, что сумма налога не была возвращена, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям Федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации Федеральной почтовой связи - это организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям Федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно пункту 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю, противоречит материалам дела.
Согласно положениям статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Отказ от использования льготы, право на который предусмотрен пунктом 2 данной статьи, истцом не заявлялся.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Доводы налоговой инспекции о нарушении заявителем процессуальных норм Налогового кодекса Российской Федерации необоснованны.
В силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило в налоговую инспекцию заявление N ЮР91 о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю в размере 5934 рублей.
Решение налоговой инспекции от 24.04.2003 правомерно оценено заявителем как отказ в возврате излишне уплаченных сумм налога. Предварительное обжалование такого решения в вышестоящий налоговый орган в качестве досудебной процедуры урегулирования спора статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Размер суммы земельного налога налоговая инспекция не оспаривает.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 5934 рублей уплаченного земельного налога на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда от 03.12.2003 не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2004 N Ф08-679/2004-279А
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 4 марта 2004 года Дело N Ф08-679/2004-279А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району, в отсутствие представителей государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району на решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району (далее - налоговая инспекция) о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 5934 рублей за 2000 - 2001 годы и взыскании 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отказался от требований в части выплаты 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением от 03.12.2003 в части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено, в остальной части требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и Федеральным законом "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя, в соответствии с частью 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю. Решение налоговой инспекции об отказе в возврате излишне уплаченной суммы земельного налога заявителем не обжаловано в установленном порядке, в связи с чем он не имел права обращаться в суд с настоящими требованиями.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ УФПС КК просит жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Кореновский районный узел почтовой связи (филиал ГУ УФПС КК) в период с 2000 по 2001 годы уплатил налог на землю на сумму 5934 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 21.04.2000 N 274 на сумму 278 рублей, от 21.04.2000 N 275 на сумму 2689 рублей, от 16.04.2001 N 397 на сумму 2967 рублей.
ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило заявление N ЮР91, в котором просило возвратить излишне уплаченную сумму налога на землю в размере 5934 рублей в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". 27.03.2003 налогоплательщиком представлены дополнительные декларации с уточненными расчетами по земельному налогу за 2000 - 2001 годы.
В связи с тем, что сумма налога не была возвращена, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям Федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации Федеральной почтовой связи - это организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям Федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно пункту 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю, противоречит материалам дела.
Согласно положениям статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Отказ от использования льготы, право на который предусмотрен пунктом 2 данной статьи, истцом не заявлялся.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Доводы налоговой инспекции о нарушении заявителем процессуальных норм Налогового кодекса Российской Федерации необоснованны.
В силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило в налоговую инспекцию заявление N ЮР91 о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю в размере 5934 рублей.
Решение налоговой инспекции от 24.04.2003 правомерно оценено заявителем как отказ в возврате излишне уплаченных сумм налога. Предварительное обжалование такого решения в вышестоящий налоговый орган в качестве досудебной процедуры урегулирования спора статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Размер суммы земельного налога налоговая инспекция не оспаривает.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 5934 рублей уплаченного земельного налога на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда от 03.12.2003 не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 4 марта 2004 года Дело N Ф08-679/2004-279А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району, в отсутствие представителей государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району на решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кореновскому району (далее - налоговая инспекция) о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 5934 рублей за 2000 - 2001 годы и взыскании 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель отказался от требований в части выплаты 347 рублей 79 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением от 03.12.2003 в части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено, в остальной части требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и Федеральным законом "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя, в соответствии с частью 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю. Решение налоговой инспекции об отказе в возврате излишне уплаченной суммы земельного налога заявителем не обжаловано в установленном порядке, в связи с чем он не имел права обращаться в суд с настоящими требованиями.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ УФПС КК просит жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Кореновский районный узел почтовой связи (филиал ГУ УФПС КК) в период с 2000 по 2001 годы уплатил налог на землю на сумму 5934 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 21.04.2000 N 274 на сумму 278 рублей, от 21.04.2000 N 275 на сумму 2689 рублей, от 16.04.2001 N 397 на сумму 2967 рублей.
ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило заявление N ЮР91, в котором просило возвратить излишне уплаченную сумму налога на землю в размере 5934 рублей в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". 27.03.2003 налогоплательщиком представлены дополнительные декларации с уточненными расчетами по земельному налогу за 2000 - 2001 годы.
В связи с тем, что сумма налога не была возвращена, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям Федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации Федеральной почтовой связи - это организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям Федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно пункту 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ УФПС КК отказалось от использования льготы по уплате налога на землю, противоречит материалам дела.
Согласно положениям статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Отказ от использования льготы, право на который предусмотрен пунктом 2 данной статьи, истцом не заявлялся.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Доводы налоговой инспекции о нарушении заявителем процессуальных норм Налогового кодекса Российской Федерации необоснованны.
В силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, ГУ УФПС КК 20 марта 2003 года направило в налоговую инспекцию заявление N ЮР91 о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю в размере 5934 рублей.
Решение налоговой инспекции от 24.04.2003 правомерно оценено заявителем как отказ в возврате излишне уплаченных сумм налога. Предварительное обжалование такого решения в вышестоящий налоговый орган в качестве досудебной процедуры урегулирования спора статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Размер суммы земельного налога налоговая инспекция не оспаривает.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 5934 рублей уплаченного земельного налога на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда от 03.12.2003 не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20136/2003-56/232 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)