Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.08.2005 N А49-892/05-77А/19

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 2 августа 2005 года Дело N А49-892/05-77А/19


Государственное учреждение Пензенская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы (далее - Инспекция) о признании незаконным ее отказа от 21.12.2004 N 42 в переводе на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда первой инстанции от 15.03.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда по мотиву неправильного применения судом норм материального права, а именно п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, учреждение обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе с 01.01.2005 на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 21.12.2004 N 42 Инспекция известила Учреждение о невозможности применения Учреждением данной системы налогообложения в связи с тем, что доля участия других организаций в Учреждении составляет более 25%.
Учреждение обжаловало данный отказ налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд руководствовался ст. 346.12 Кодекса, ст. 9 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом суд исходил из того, что ограничение на применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренное в п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, на деятельность учреждения, не имеющего уставного капитала, не распространяется.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии с п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2). Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно Уставу Учреждение является некоммерческим государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, и находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размер доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.
С учетом данных обстоятельств и нормы, содержащейся в п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, следует, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Таким образом, Учреждение не является субъектом налоговых правоотношений, на которые распространяется действие п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса.
В связи с чем запрет Учреждению применять упрощенную систему налогообложения судом обоснованно признан противоречащим положениям налогового законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.03.2005 по делу N А49-892/05-77А/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 августа 2005 года Дело N А49-892/05-77А/19


Государственное учреждение Пензенская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы (далее - Инспекция) о признании незаконным ее отказа от 21.12.2004 N 42 в переводе на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда первой инстанции от 15.03.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда по мотиву неправильного применения судом норм материального права, а именно п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, учреждение обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе с 01.01.2005 на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 21.12.2004 N 42 Инспекция известила Учреждение о невозможности применения Учреждением данной системы налогообложения в связи с тем, что доля участия других организаций в Учреждении составляет более 25%.
Учреждение обжаловало данный отказ налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд руководствовался ст. 346.12 Кодекса, ст. 9 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом суд исходил из того, что ограничение на применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренное в п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, на деятельность учреждения, не имеющего уставного капитала, не распространяется.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии с п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2). Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно Уставу Учреждение является некоммерческим государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, и находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размер доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.
С учетом данных обстоятельств и нормы, содержащейся в п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, следует, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Таким образом, Учреждение не является субъектом налоговых правоотношений, на которые распространяется действие п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса.
В связи с чем запрет Учреждению применять упрощенную систему налогообложения судом обоснованно признан противоречащим положениям налогового законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.03.2005 по делу N А49-892/05-77А/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)