Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Амосова С.М., Бабкина А.И. Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Поповченко А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Евразруда" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 22.04.2010 по делу N А27-3565/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.09.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - открытого акционерного общества "Евразруда" - Лыбин А.С., Осипов Д.А., Халилов Р.Р.;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка - Черникова-Поснова В.В., Шмытов А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Поповченко А.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка (далее - инспекция) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год, представленной открытым акционерным обществом "Евразруда" (далее - общество) по обособленному подразделению (Абагурский филиал), по результатам которой инспекцией принято решение от 28.12.2009 N 10825 (далее - решение инспекции) об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении ему 1 128 514 рублей земельного налога.
Не согласившись с решением инспекции и полагая, что его права нарушены, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании названного решения недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.04.2010 обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 03.09.2010 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит отменить их, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Рассматриваемый спор касается правомерности применения обществом пониженной ставки земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в городе Новокузнецке, установленной пунктом 8.1 приложения N 1 (далее - приложение N 1) к постановлению Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 "Об утверждении положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка" (далее - постановление N 3/5) на 2007 год в отношении земель, занятых градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает 5 тысяч человек.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды сочли, что инспекцией обоснованно признано неправомерным применение обществом при исчислении земельного налога за 2007 год пониженной налоговой ставки в размере 1 процента вместо надлежащей ставки - 1,5 процента.
Довод общества о праве на применение пониженной налоговой ставки, основанный на превышении общей численности его работников 5 тысяч человек, судами был отклонен ввиду того, что общество зарегистрировано в городе Таштаголе Кемеровской области, а на территории муниципального образования "Город Новокузнецк" находится лишь его Абагурский филиал, численность работников которого составляет 2 284 человека.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен этот налог.
Пунктами 1 и 2 статьи 394 Кодекса определено, что в отношении земельных участков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка в пределах максимальных значений, предусмотренных названной статьей Кодекса.
Новокузнецкий городской Совет народных депутатов в целях реализации своего права на установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на земли, расположенные внутри границ муниципального образования "Город Новокузнецк", в пункте 8.1 приложения N 1 установил ставку земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельных участков, занятых объектами промышленности и принадлежащих градообразующим предприятиям, а также иным предприятиям, численность работников которых превышает 5 тысяч человек. Для предприятий, не отвечающих названным критериям, в отношении земельных участков, занятых объектами промышленности, установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Толкуя указанную правовую норму, суды первой и кассационной инстанций отнесли к обязательным условиям применения предприятием пониженной ставки земельного налога наличие свыше 5 тысяч человек, работающих непосредственно в филиале на территории города Новокузнецка.
Этот вывод судов ошибочен.
Из буквального содержания и смысла приложения N 1 следует, что при определении налоговой ставки необходимо учитывать категорию земель, а также вид разрешенного использования.
Кроме того, поскольку согласно статье 19, пункту 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации, а не их обособленные подразделения, то и установленная постановлением N 3/5 правовая норма, определяющая условия применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, занятых объектами промышленности и принадлежащих предприятиям, численность работников которых превышает 5 тысяч человек, подлежала истолкованию как определяющая соответствующие критерии для юридических лиц, а не их обособленных подразделений.
Толкуемой правовой нормой возможность применения пониженной ставки земельного налога для предприятий, имеющих численность работающих свыше 5 тысяч, не ограничена необходимостью соблюдения дополнительного требования о том, что указанное количество работников должно быть задействовано в подразделениях юридического лица, находящихся на территории города Новокузнецка.
Разрешая настоящий спор, суды в нарушение пункта 3 статьи 3 Кодекса определили налоговую ставку в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из произвольного, не вытекающего из нормы права ограничения на ее применение обществом, являющимся плательщиком земельного налога.
С учетом названных обстоятельств, по мнению Президиума, применение обществом ставки земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении участка, расположенного на территории города Новокузнецка и принадлежащего предприятию, численность работников которого превышает 5 тысяч человек, является правомерным.
Таким образом, оспариваемые судебные акты подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.04.2010 по делу N А27-3565/2010 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.09.2010 по тому же делу отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Евразруда" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка от 28.12.2009 N 10825 удовлетворить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка от 28.12.2009 N 10825 признать недействительным.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 14.06.2011 N 18222/10 ПО ДЕЛУ N А27-3565/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. N 18222/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Амосова С.М., Бабкина А.И. Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Поповченко А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Евразруда" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 22.04.2010 по делу N А27-3565/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.09.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - открытого акционерного общества "Евразруда" - Лыбин А.С., Осипов Д.А., Халилов Р.Р.;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка - Черникова-Поснова В.В., Шмытов А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Поповченко А.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка (далее - инспекция) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год, представленной открытым акционерным обществом "Евразруда" (далее - общество) по обособленному подразделению (Абагурский филиал), по результатам которой инспекцией принято решение от 28.12.2009 N 10825 (далее - решение инспекции) об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении ему 1 128 514 рублей земельного налога.
Не согласившись с решением инспекции и полагая, что его права нарушены, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании названного решения недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.04.2010 обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 03.09.2010 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит отменить их, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Рассматриваемый спор касается правомерности применения обществом пониженной ставки земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в городе Новокузнецке, установленной пунктом 8.1 приложения N 1 (далее - приложение N 1) к постановлению Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 "Об утверждении положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка" (далее - постановление N 3/5) на 2007 год в отношении земель, занятых градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает 5 тысяч человек.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды сочли, что инспекцией обоснованно признано неправомерным применение обществом при исчислении земельного налога за 2007 год пониженной налоговой ставки в размере 1 процента вместо надлежащей ставки - 1,5 процента.
Довод общества о праве на применение пониженной налоговой ставки, основанный на превышении общей численности его работников 5 тысяч человек, судами был отклонен ввиду того, что общество зарегистрировано в городе Таштаголе Кемеровской области, а на территории муниципального образования "Город Новокузнецк" находится лишь его Абагурский филиал, численность работников которого составляет 2 284 человека.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен этот налог.
Пунктами 1 и 2 статьи 394 Кодекса определено, что в отношении земельных участков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка в пределах максимальных значений, предусмотренных названной статьей Кодекса.
Новокузнецкий городской Совет народных депутатов в целях реализации своего права на установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на земли, расположенные внутри границ муниципального образования "Город Новокузнецк", в пункте 8.1 приложения N 1 установил ставку земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельных участков, занятых объектами промышленности и принадлежащих градообразующим предприятиям, а также иным предприятиям, численность работников которых превышает 5 тысяч человек. Для предприятий, не отвечающих названным критериям, в отношении земельных участков, занятых объектами промышленности, установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Толкуя указанную правовую норму, суды первой и кассационной инстанций отнесли к обязательным условиям применения предприятием пониженной ставки земельного налога наличие свыше 5 тысяч человек, работающих непосредственно в филиале на территории города Новокузнецка.
Этот вывод судов ошибочен.
Из буквального содержания и смысла приложения N 1 следует, что при определении налоговой ставки необходимо учитывать категорию земель, а также вид разрешенного использования.
Кроме того, поскольку согласно статье 19, пункту 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации, а не их обособленные подразделения, то и установленная постановлением N 3/5 правовая норма, определяющая условия применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, занятых объектами промышленности и принадлежащих предприятиям, численность работников которых превышает 5 тысяч человек, подлежала истолкованию как определяющая соответствующие критерии для юридических лиц, а не их обособленных подразделений.
Толкуемой правовой нормой возможность применения пониженной ставки земельного налога для предприятий, имеющих численность работающих свыше 5 тысяч, не ограничена необходимостью соблюдения дополнительного требования о том, что указанное количество работников должно быть задействовано в подразделениях юридического лица, находящихся на территории города Новокузнецка.
Разрешая настоящий спор, суды в нарушение пункта 3 статьи 3 Кодекса определили налоговую ставку в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из произвольного, не вытекающего из нормы права ограничения на ее применение обществом, являющимся плательщиком земельного налога.
С учетом названных обстоятельств, по мнению Президиума, применение обществом ставки земельного налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении участка, расположенного на территории города Новокузнецка и принадлежащего предприятию, численность работников которого превышает 5 тысяч человек, является правомерным.
Таким образом, оспариваемые судебные акты подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.04.2010 по делу N А27-3565/2010 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.09.2010 по тому же делу отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Евразруда" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка от 28.12.2009 N 10825 удовлетворить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка от 28.12.2009 N 10825 признать недействительным.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)