Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 февраля 2002 года Дело N А56-28756/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 24.09.01), от акционерного общества открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" Проскуриной М.Г. (доверенность от 15.10.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.01 по делу N А56-28756/01 (судьи Орлова Е.А., Глазков Е.Г., Захаров В.В.),
Акционерное общество открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" (далее - комбинат) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 25.09.01 N 65 в части доначисления земельного налога - 265241,31 рубля, а также о понуждении ответчика принять к исполнению уточненные сводные расчеты земельного налога.
Решением суда от 19.11.01 исковые требования удовлетворены в части признания недействительным требования об уплате налога, а в части иска о понуждении ответчика принять к исполнению уточненные сводные расчеты земельного налога производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции решение арбитражного суда не проверялось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда от 19.11.01 в части признания недействительным требования об уплате налога, указывая на то, что суд неправильно истолковал положения налогового законодательства о плате за землю.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ИМНС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель комбината просил оставить жалобу без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Законность решения от 19.11.01 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ИМНС произвела камеральную проверку представленных комбинатом уточненных сводных налоговых деклараций за 2000 - 2001 годы. По результатам проверки ИМНС составлен акт N 10947, на основании которого комбинату доначислено 265241,31 рубля земельного налога и направлено требование от 25.09.01 об уплате этого налога.
ИМНС считает, что "в целом" ставка земельного налога устанавливается федеральным законодателем путем установления законами о федеральном бюджете повышающего коэффициента для средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий местными органами законодательной власти. Исчисляя земельный налог на 2000 год, ИМНС в два раза увеличила установленную Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" ставку налога на землю по 6-й зоне (6,345 рубля за квадратный метр в год), применив коэффициент "2", предусмотренный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год". Считая, что в связи с применением коэффициента "2" ставка платы за землю на 1999 год увеличена до 12,69 рубля за квадратный метр в год, ИМНС применила к полученной таким образом сумме второй повышающий коэффициент - "1,2", установленный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год".
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году. Поэтому ИМНС произвела расчет земельного налога за 2001 год в том же порядке, то есть применив второй повышающий коэффициент: 6,345*2*1,2.
У суда кассационной инстанции нет правовых оснований для отклонения выводов арбитражного суда первой инстанции о неправомерности исчисления ставки земельного налога путем одновременного умножения средней ставки земельного налога, установленного органами местного самоуправления, на коэффициенты, предусмотренные законами о федеральном бюджете на 1999 и 2001 годы.
Положениями статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации установление налоговых ставок как элементов налогообложения регулируется исключительно актами о налогах и сборах. По своему статусу земельный налог является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Законодательным органом Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", которым установлены конкретные ставки земельной платы. Таким образом, конкретные ставки земельного налога в Санкт-Петербурге установлены в порядке, предусмотренном законом. В законодательных актах отсутствует правовая норма, в которой определяется понятие "коэффициент" как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величина, непосредственно изменяющая ставку налога.
По смыслу федеральных законов о федеральном бюджете их действие ограничивается конкретным периодом - календарным годом. Применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, - Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий ставку земельного налога коэффициент - "1,2". Данный коэффициент подлежал применению и в 2001 году, поскольку это предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год".
Действие норм, устанавливающих коэффициенты, не продлевалось вновь принимаемыми законами о федеральном бюджете.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Таким образом, в связи с изменением коэффициента земельного налога ставка налога не менялась, поскольку ее установление относится к компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга. Следовательно, при применении такого коэффициента изменяется порядок исчисления налога, а не размер ставки.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно платить законно установленные налоги, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах следует признать, что налоговая инспекция при доначислении земельного налога, подлежащего уплате истцом за 2000 - 2001 годы, неправомерно применила двойную индексацию ставки земельного налога, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", поэтому у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.01 по делу N А56-28756/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2002 N А56-28756/01
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2002 года Дело N А56-28756/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 24.09.01), от акционерного общества открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" Проскуриной М.Г. (доверенность от 15.10.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.01 по делу N А56-28756/01 (судьи Орлова Е.А., Глазков Е.Г., Захаров В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" (далее - комбинат) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 25.09.01 N 65 в части доначисления земельного налога - 265241,31 рубля, а также о понуждении ответчика принять к исполнению уточненные сводные расчеты земельного налога.
Решением суда от 19.11.01 исковые требования удовлетворены в части признания недействительным требования об уплате налога, а в части иска о понуждении ответчика принять к исполнению уточненные сводные расчеты земельного налога производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции решение арбитражного суда не проверялось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда от 19.11.01 в части признания недействительным требования об уплате налога, указывая на то, что суд неправильно истолковал положения налогового законодательства о плате за землю.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ИМНС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель комбината просил оставить жалобу без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Законность решения от 19.11.01 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ИМНС произвела камеральную проверку представленных комбинатом уточненных сводных налоговых деклараций за 2000 - 2001 годы. По результатам проверки ИМНС составлен акт N 10947, на основании которого комбинату доначислено 265241,31 рубля земельного налога и направлено требование от 25.09.01 об уплате этого налога.
ИМНС считает, что "в целом" ставка земельного налога устанавливается федеральным законодателем путем установления законами о федеральном бюджете повышающего коэффициента для средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий местными органами законодательной власти. Исчисляя земельный налог на 2000 год, ИМНС в два раза увеличила установленную Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" ставку налога на землю по 6-й зоне (6,345 рубля за квадратный метр в год), применив коэффициент "2", предусмотренный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год". Считая, что в связи с применением коэффициента "2" ставка платы за землю на 1999 год увеличена до 12,69 рубля за квадратный метр в год, ИМНС применила к полученной таким образом сумме второй повышающий коэффициент - "1,2", установленный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год".
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году. Поэтому ИМНС произвела расчет земельного налога за 2001 год в том же порядке, то есть применив второй повышающий коэффициент: 6,345*2*1,2.
У суда кассационной инстанции нет правовых оснований для отклонения выводов арбитражного суда первой инстанции о неправомерности исчисления ставки земельного налога путем одновременного умножения средней ставки земельного налога, установленного органами местного самоуправления, на коэффициенты, предусмотренные законами о федеральном бюджете на 1999 и 2001 годы.
Положениями статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации установление налоговых ставок как элементов налогообложения регулируется исключительно актами о налогах и сборах. По своему статусу земельный налог является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Законодательным органом Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", которым установлены конкретные ставки земельной платы. Таким образом, конкретные ставки земельного налога в Санкт-Петербурге установлены в порядке, предусмотренном законом. В законодательных актах отсутствует правовая норма, в которой определяется понятие "коэффициент" как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величина, непосредственно изменяющая ставку налога.
По смыслу федеральных законов о федеральном бюджете их действие ограничивается конкретным периодом - календарным годом. Применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, - Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий ставку земельного налога коэффициент - "1,2". Данный коэффициент подлежал применению и в 2001 году, поскольку это предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год".
Действие норм, устанавливающих коэффициенты, не продлевалось вновь принимаемыми законами о федеральном бюджете.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Таким образом, в связи с изменением коэффициента земельного налога ставка налога не менялась, поскольку ее установление относится к компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга. Следовательно, при применении такого коэффициента изменяется порядок исчисления налога, а не размер ставки.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно платить законно установленные налоги, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах следует признать, что налоговая инспекция при доначислении земельного налога, подлежащего уплате истцом за 2000 - 2001 годы, неправомерно применила двойную индексацию ставки земельного налога, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", поэтому у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.01 по делу N А56-28756/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)