Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 июня 1999 г. Дело N КА-А41/1853-99
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Алексеева С.В., судей Муриной О.Л., Черпухиной В.А., при участии в заседании от истца: К. - дов. от 29.12.98 N 049М, Ч. - дов. от 29.12.98 N 048М, рассмотрев в заседании кассационную жалобу ГНИ по г. Краснознаменску на решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.99 и постановление Арбитражного суда Московской области от 13.04.99 по делу N А41-К2-350/99, судьи Матюхина Н.М., Антонов В.И., Тетеркина С.И., Чучунова Н.С., Красникова В.А., Матеенков А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Карат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным решения N 77 от 10.12.98 Государственной налоговой инспекции по г. Краснознаменску о взыскании с истца в бесспорном порядке доначисленных за 10 месяцев 1998 г. НДС в сумме 1627757 руб. и акциза в сумме 7544501 руб.
Решением от 09.02.99, оставленным без изменения постановлением от 13.04.99 апелляционной инстанции, Арбитражный суд Московской области удовлетворил требования истца по тем основаниям, что ЗАО "Карат" зарегистрировано в качестве налогоплательщика в налоговых органах закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления дополнительных льгот органами государственной власти ЗАТО, правомерно пользовался налоговой льготой.
Законность названных судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ГНИ по г. Краснознаменску, в которой истец просит обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении исковых требований ЗАО "Карат" отказать, т.к. налог на добавленную стоимость и акцизы являются федеральными налогами, в связи с чем Администрация г. Краснознаменска не имела права предоставлять налоговые льготы по НДС и акцизам.
Выслушав представителей истца, изучив материалы дела и ознакомившись с доводами кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление арбитражного суда подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Решение и постановление суда мотивированы следующими обстоятельствами. В соответствии с положением об особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности в г. Краснознаменске, утвержденным решением городского Совета депутатов N 73/14 от 23.09.98 (л. д. 12 - 15), между Администрацией г. Краснознаменска и истцом заключено налоговое соглашение N ИР/84 от 27.02.98 о предоставлении истцу налоговых льгот, в том числе по НДС и акцизным сборам (л. д. 20 - 25). Предоставление налоговых льгот истцу не противоречит ст. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а также Правилам предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 595, согласно которым ограничение на представление льгот по федеральным налогам в ЗАТО в спорный период не существовало.
Такой вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно пункту "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).
Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года N 2118-1 (в ред., действующей в спорный период) установлено, что НДС и акцизы на отдельные группы и виды товаров относятся к федеральным налогам (ст. 19).
В соответствии со ст. 10 названного Закона РФ льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством.
Действующий в спорный период Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции от 28.11.96) не предусматривал права органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований на предоставление юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в соответствующих налоговых органах, дополнительных льгот по налогам и сборам.
Такое право у них возникло со дня вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" от 26.03.98 N 42-ФЗ.
При этом согласно ст. 47 указанного Федерального закона, все решения органов местного самоуправления ЗАТО о предоставлении таких льгот, в том числе принятые до введения Закона РФ, подлежали согласованию с Министерством финансов РФ в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Положение об особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности в г. Краснознаменске, предусматривающее право администрации на предоставление льгот по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет, противоречит нормам Конституции РФ и федеральным законодательным актам, в связи с чем вывод суда об обоснованности предоставления истцу льгот по НДС и акцизам следует признать неправомерным.
Кроме того, во исполнение ст. 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 15.06.98 N 595, которым утверждены Правила предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил, органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований предоставляют дополнительные налоговые льготы по налогам и сборам, кроме налога на добавленную стоимость, акцизов, а также налогов и сборов, зачисляемых в целевые бюджетные фонды (дополнительные налоговые льготы), юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории ЗАТО, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
При этом решения органов местного самоуправления ЗАТО о предоставлении дополнительных налоговых льгот, принятые в период между вступлением в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и утверждением настоящих Правил, рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации на предмет соответствия Правилам (абз. 3 п. 4 Правил).
Истцом такого согласования, подтверждающего правомерность пользования им налоговыми льготами, не представлено.
При таких обстоятельствах судебные акты по делу следует отменить, в иске ЗАО "Карат" отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 95, 171, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 1999 года и постановление Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 1999 года отменить.
В иске ЗАО "Карат" о признании недействительным решения ГНИ по г. Краснознаменску от 10 декабря 1998 года N 77 отказать.
Взыскать с ЗАО "Карат" госпошлину в сумме 1669 руб. 80 копеек в доход федерального бюджета.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.1999 N КА-А41/1853-99 ПО ДЕЛУ N А41-К2-350/99
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 июня 1999 г. Дело N КА-А41/1853-99
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Алексеева С.В., судей Муриной О.Л., Черпухиной В.А., при участии в заседании от истца: К. - дов. от 29.12.98 N 049М, Ч. - дов. от 29.12.98 N 048М, рассмотрев в заседании кассационную жалобу ГНИ по г. Краснознаменску на решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.99 и постановление Арбитражного суда Московской области от 13.04.99 по делу N А41-К2-350/99, судьи Матюхина Н.М., Антонов В.И., Тетеркина С.И., Чучунова Н.С., Красникова В.А., Матеенков А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Карат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным решения N 77 от 10.12.98 Государственной налоговой инспекции по г. Краснознаменску о взыскании с истца в бесспорном порядке доначисленных за 10 месяцев 1998 г. НДС в сумме 1627757 руб. и акциза в сумме 7544501 руб.
Решением от 09.02.99, оставленным без изменения постановлением от 13.04.99 апелляционной инстанции, Арбитражный суд Московской области удовлетворил требования истца по тем основаниям, что ЗАО "Карат" зарегистрировано в качестве налогоплательщика в налоговых органах закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления дополнительных льгот органами государственной власти ЗАТО, правомерно пользовался налоговой льготой.
Законность названных судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ГНИ по г. Краснознаменску, в которой истец просит обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении исковых требований ЗАО "Карат" отказать, т.к. налог на добавленную стоимость и акцизы являются федеральными налогами, в связи с чем Администрация г. Краснознаменска не имела права предоставлять налоговые льготы по НДС и акцизам.
Выслушав представителей истца, изучив материалы дела и ознакомившись с доводами кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление арбитражного суда подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Решение и постановление суда мотивированы следующими обстоятельствами. В соответствии с положением об особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности в г. Краснознаменске, утвержденным решением городского Совета депутатов N 73/14 от 23.09.98 (л. д. 12 - 15), между Администрацией г. Краснознаменска и истцом заключено налоговое соглашение N ИР/84 от 27.02.98 о предоставлении истцу налоговых льгот, в том числе по НДС и акцизным сборам (л. д. 20 - 25). Предоставление налоговых льгот истцу не противоречит ст. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а также Правилам предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 595, согласно которым ограничение на представление льгот по федеральным налогам в ЗАТО в спорный период не существовало.
Такой вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно пункту "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).
Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года N 2118-1 (в ред., действующей в спорный период) установлено, что НДС и акцизы на отдельные группы и виды товаров относятся к федеральным налогам (ст. 19).
В соответствии со ст. 10 названного Закона РФ льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством.
Действующий в спорный период Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции от 28.11.96) не предусматривал права органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований на предоставление юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в соответствующих налоговых органах, дополнительных льгот по налогам и сборам.
Такое право у них возникло со дня вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" от 26.03.98 N 42-ФЗ.
При этом согласно ст. 47 указанного Федерального закона, все решения органов местного самоуправления ЗАТО о предоставлении таких льгот, в том числе принятые до введения Закона РФ, подлежали согласованию с Министерством финансов РФ в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Положение об особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности в г. Краснознаменске, предусматривающее право администрации на предоставление льгот по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет, противоречит нормам Конституции РФ и федеральным законодательным актам, в связи с чем вывод суда об обоснованности предоставления истцу льгот по НДС и акцизам следует признать неправомерным.
Кроме того, во исполнение ст. 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 15.06.98 N 595, которым утверждены Правила предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил, органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований предоставляют дополнительные налоговые льготы по налогам и сборам, кроме налога на добавленную стоимость, акцизов, а также налогов и сборов, зачисляемых в целевые бюджетные фонды (дополнительные налоговые льготы), юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории ЗАТО, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
При этом решения органов местного самоуправления ЗАТО о предоставлении дополнительных налоговых льгот, принятые в период между вступлением в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и утверждением настоящих Правил, рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации на предмет соответствия Правилам (абз. 3 п. 4 Правил).
Истцом такого согласования, подтверждающего правомерность пользования им налоговыми льготами, не представлено.
При таких обстоятельствах судебные акты по делу следует отменить, в иске ЗАО "Карат" отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 95, 171, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 1999 года и постановление Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 1999 года отменить.
В иске ЗАО "Карат" о признании недействительным решения ГНИ по г. Краснознаменску от 10 декабря 1998 года N 77 отказать.
Взыскать с ЗАО "Карат" госпошлину в сумме 1669 руб. 80 копеек в доход федерального бюджета.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)