Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2011 N 18АП-10649/2011 ПО ДЕЛУ N А76-3388/2011

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2011 г. N 18АП-10649/2011

Дело N А76-3388/2011

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Дмитриевой Н.Н., Толкунова В.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 августа 2011 года по делу N А76-3388/2011 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска Жукова Е.А. (доверенность от 13.09.2011 N 03-48/).
открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - заявитель, ОАО "ЧМК", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 24.12.2010 N 313, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Инспекция ФНС России по Металлургическому району г. Челябинска, налоговый орган).
Решением суда первой инстанции от 29.08.2011 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция ФНС России по Металлургическому району г. Челябинска подала апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
В обосновании доводов апелляционной жалобы налоговый орган указал неверное применение положений пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В частности, по мнению заинтересованного лица, у налогоплательщика отсутствует право на использование льготы по налогу на имущество в отношении имущества, код которого в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), не соответствует коду по ОКОФ, включенному в Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень). Наименование данного имущества не соответствует наименованиям, отраженным в Перечне и в Примечании к Перечню.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указал, что спорные объекты являются инженерными сооружениями агломерационного производства и не могут быть отнесены к линиям электропередачи, что подтверждено результатами экспертизы, проведенной закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт архитектуры и строительства и ценообразования".
Налогоплательщиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ОАО "ЧМК" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В частности, налогоплательщик в отзыве ссылается на имеющее преюдициальное значение для настоящего дела, решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2011 по делу N А76-304/2011. В отношении заключения эксперта ОАО "ЧМК" ссылается на отсутствие у эксперта квалификации, достаточной для проведения полноценной экспертизы объектов электроэнергетики, тем более, в целях налогообложения.
Открытым акционерным обществом "Челябинский металлургический комбинат" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей налогоплательщика.
С учетом мнения представителя налогового органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей налогоплательщика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежат сооружения "Отделение электрофильтров зоны спекания" и "Отделение электрофильтров зоны охлаждения" в составе сложной вещи: "Агломерационное производство. Аглофабрика N 2", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 20.12.2006 74 АБ N 683024, им присвоен код ОКОФ 114521010.
Обществом сдана декларация по налогу на имущество за 6 месяцев 2010 года, в отношении указанных объектов плательщиком заявлена льгота на основании п. 11 ст. 381 НК РФ.
По результатам камеральной проверки декларации за 6 месяцев 2010 года Инспекцией ФНС России по Металлургическому району г. Челябинска составлен акт от 12.11.2010 N 3403 и вынесено решение от 24.12.2010 N 313 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правоотношения, которым ОАО "ЧМК" начислен налог на имущество организаций в сумме 1 679 419 руб. и пени в размере 56 861 руб. 88 коп. (т. 1, л.д. 137-150).
Основанием для доначисления налога и начисления пеней послужил вывод Инспекции ФНС России по Металлургическому району г. Челябинска о неправомерном применении обществом налоговой льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 Кодекса, в отношении имущества (отделение электрофильтров зоны охлаждения (инвентарный номер 10101470) и отделение электрофильтров зоны спекания (инвентарный номер 10101466), имеющего коды согласно ОКОФ, не соответствующие кодам по ОКОФ, включенным в Перечень, что не позволяет отнести указанное имущество к льготируемому.
Считая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленной налогоплательщиком льготы по налогу на имущество.
Также суд исходил из преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, вступившего в законную силу судебного акта по делу N А76-304/2011.
Выводы суда являются верными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 Кодекса, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 11 ст. 381 Кодекса освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень), в нем указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Согласно "Примечанию" к ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей" в Перечне имущества относятся здания, предназначенные для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т.д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Из представленных в материалы дела документов следует, что спорные объекты представляют собой сооружения для размещения элементов электрических сетей, являются неотъемлемой частью линий энергопередачи.
Факт принадлежности спорных сооружений к линиям электропередач, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью сложного объекта, инспекцией не оспаривается. С 15.04.2011 код спорных объектов изменен.
Заключение экспертизы ЗАО "НИИ архитектуры и строительства и ценообразования" не содержит однозначных выводов о том, что спорные объекты не относятся к линиям электрических и тепловых сетей, и не опровергает установленные фактические обстоятельства по делу.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о соответствии спорных объектов примечанию к ОКОФ 114521012 и правомерности применения льготы по п. 11 ст. 381 НК РФ.
Судом обоснованно учтено, что вступившим в законную силу судебным актом делу N А76-304/2011 установлено, что спорные имущественные объекты, а также сооружения, являются неотъемлемой технологической частью, а потому налогоплательщиком правомерно использована предусмотренная п. 11 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество организаций.
С учетом изложенного, основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 августа 2011 года по делу N А76-3388/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)