Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка:
без участия (извещена),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Евразруда"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2010 г.
по делу N А27-3566/2010 (судья Дворовенко И.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Евразруда"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка
о признании незаконным решения налогового органа от 28.12.2009 г. N 10826 в части,
установил:
Открытое акционерное общество "Евразруда" (далее - ОАО "Евразруда", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка (далее - ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка, налоговый орган) N 10826 от 28.12.2009 в части решения о доначислении суммы ежемесячных авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 1 128 512 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2010 года в удовлетворении требований отказано.
Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 (в редакции действующей в 2008 году) для общества установлена ставка земельного налога в размере 1%, т.к. численность работников общества превышает 5 000 человек. Также заявитель жалобы указывает на тот факт, что филиал не является юридическим лицом и не наделен полномочиями по уплате налога.
Более подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 04.08.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ОАО "Евразруда" являясь плательщиком земельного налога, представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка 31.07.2009 уточненную налоговую декларацию "Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу" за 1 квартал 2008 года, по обособленному подразделению "Абагурский филиал" Открытого акционерного общества "Евразруда".
28.12.2009 налоговым органом принято решение N 10826 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислено 1 128 512 рублей ежемесячных авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года по сроку уплаты 05.05.2008.
Общество обжаловало указанное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 24.02.2010 N 114 жалоба оставлена без удовлетворения.
ОАО "Евразруда" обжаловало решение Инспекции N 10826 от 28.12.2009 г. в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу п.п. 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан представлять в инспекцию по месту учета в установленном порядке декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством.
Как указано в статье 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пункту 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу на землю самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 390 Налогового кодекса РФ устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.п. 1 и 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Основанием для доначисления земельного налога явился вывод проверяющих о неправомерном применении налогоплательщиком ставки земельного налога в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом, налоговый орган исходил из того, что спорный земельный участок относится к категории земель поселений, используется под существующие здания и сооружения Абагурского филиала общества, который расположен в городе Новокузнецке, при этом имеет численность работников 1 107 человек, градообразующим предприятием общество не является, поскольку находится в городе Таштаголе Кемеровской области, хотя численность его работников в целом по предприятию составляет 9 126 человек. Налоговая ставка в размере 1% установлена постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 в редакции действующей в 2008 году для земель под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями численность работников которых, превышает пять тысяч человек.
Спор между сторонами по настоящему делу сводится к вопросу о применении различных ставок налога в отношении земельного участка принадлежащего ОАО "Евразруда" и расположенного в городе Новокузнецке. Налогоплательщик считает подлежащей применению ставку в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку предприятие имеет численность работников более 5 000 человек. По мнению налогового органа, подлежит применению ставка в размере 1,5%, установленная для земельных участков муниципального образования - город Новокузнецк его представительным органом - Новокузнецким городским Советом народных депутатов, для земель под предприятиями, зарегистрированными на территории других муниципальных образований, имеющих в целом численность работников более 5 000 человек (с учетом работников занятых в филиалах), указанная льготная ставка не распространяется.
Спора о площади земельного участка, его кадастровой стоимости, порядке исчисления налога между Инспекцией и налогоплательщиком не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованной позицию налогового органа о необходимости применения ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения на основании следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из содержания статьи 394 Налогового кодекса РФ, ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования "Город Новокузнецк" ставки земельного налога установлены постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5, которым утверждено Положение о земельном налоге на территории города Новокузнецка.
Приложением N 1 к Положению о земельном налоге на территории города Новокузнецка установлены налоговые ставки в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
В редакции постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 (в редакции действующей в 2008 году) в отношении земель под объектами промышленности применяются следующие ставки:
- 1% от кадастровой стоимости - к землям под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями численность работников которых превышает пять тысяч человек;
- 1,5% от кадастровой стоимости - к землям под прочими объектами промышленной и производственной деятельности, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 394 НК РФ.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, т.е. в муниципальный бюджет того муниципального образования, где расположен соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, общество поставлено на налоговый учет по месту нахождения его обособленного подразделения Абагурский филиал в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка, тогда как само юридическое лицо состоит на налоговом учете в городе Таштаголе, имеет на праве собственности земельный участок, находящийся на территории города Новокузнецка, на котором расположено обособленное подразделение Абагурский филиал, соответственно ОАО "Евразруда" является плательщиком земельного налога в бюджет муниципального образования города Новокузнецка.
Абагурский филиал общества не является юридическим лицом и плательщиком земельного налога в бюджет муниципального образования города Новокузнецка.
В отношении земельного участка, находящегося на территории города Новокузнецка плательщиком земельного налога является юридическое лицо - ОАО "Евразруда". Однако, земельный налог уплачивается обществом в связи с нахождением земельного участка на территории города Новокузнецка, на котором расположен Абагурский филиал.
Установленные Новокузнецким городским Советом народных депутатов ставки применимы в пределах муниципального образования, т.е. на территории города Новокузнецка и в отношении земель под предприятиями, которые находятся на территории муниципального образования.
Установив пониженную ставку 1% от кадастровой стоимости для земель под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает пять тысяч человек, представительный орган муниципального образования по сути предоставил льготу стимулирующего характера для градообразующих предприятий и предприятий, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что на территории города Новокузнецка находится Абагурский филиал общества с численностью работников 1107 человек.
Само юридическое лицо - Открытое акционерное общество "Евразруда", находится в городе Таштаголе, кроме того, имеет также филиалы - Абаканский, Таштагольский, Горно-Шорский, Казский, Тейский, Ирбинский, Гурьевский, Мундыбашский, т.е. предприятие располагается на территории нескольких муниципальных образований и соответственно стоит на налоговом учете по месту нахождения всех вышеуказанных обособленных структурных подразделений общества.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у общества нет оснований применять ставку земельного налога в размере 1% от кадастровой стоимости, когда соотношение численности работников производится с целым предприятием - ОАО "Евразруда", расположенным на территории нескольких муниципальных образований, а указанная ставка земельного налога установлена для земель под предприятиями на территории муниципального образования - город Новокузнецк.
Учитывая, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, спорный земельный участок с учетом разрешенного использования (земли под прочими объектами промышленной и производственной деятельности) и категории земель (земли поселений) подлежит налогообложению по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.
Поскольку ставка при исчислении земельного налога применена Инспекцией правильно, суд первой инстанции правомерно признал вынесенные Инспекцией и Управлением решения в части доначисления обществу суммы ежемесячных авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 1 128 512 рублей, а также об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы общества законными и обоснованными, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает необоснованным довод общества о том, что общая численность работников предприятия значительно превышает 5 000 человек. В данном случае суд полагает, что при определении ставки налога в отношении отдельной категории земель орган муниципального образования руководствуется целевым назначением именно земельного участка на территории муниципального образования - город Новокузнецк, определяемым при его выделении конкретному субъекту и указанным в правоустанавливающих документах. Установленная численность работников предприятия, зарегистрированного на территории нескольких муниципальных образований, не влияет на размер установленной ставки земельного налога на территории муниципального образования - город Новокузнецк.
Представленные обществом письма представительного органа муниципального образования по вопросу определения размера ставки земельного налога к числу правоустанавливающих документов не относятся, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод об отсутствии у общества права на применение льготной ставки земельного налога.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в рассматриваемой части.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная госпошлина по апелляционной жалобе не подлежит возврату ОАО "Евразруда".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2010 года по делу N А27-3566/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Евразруда" - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Евразруда" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.05.2010 N 277.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2010 N 07АП-6257/10 ПО ДЕЛУ N А27-3566/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2010 г. N 07АП-6257/10
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка:
без участия (извещена),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Евразруда"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2010 г.
по делу N А27-3566/2010 (судья Дворовенко И.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Евразруда"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка
о признании незаконным решения налогового органа от 28.12.2009 г. N 10826 в части,
установил:
Открытое акционерное общество "Евразруда" (далее - ОАО "Евразруда", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка (далее - ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка, налоговый орган) N 10826 от 28.12.2009 в части решения о доначислении суммы ежемесячных авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 1 128 512 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2010 года в удовлетворении требований отказано.
Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 (в редакции действующей в 2008 году) для общества установлена ставка земельного налога в размере 1%, т.к. численность работников общества превышает 5 000 человек. Также заявитель жалобы указывает на тот факт, что филиал не является юридическим лицом и не наделен полномочиями по уплате налога.
Более подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 04.08.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ОАО "Евразруда" являясь плательщиком земельного налога, представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка 31.07.2009 уточненную налоговую декларацию "Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу" за 1 квартал 2008 года, по обособленному подразделению "Абагурский филиал" Открытого акционерного общества "Евразруда".
28.12.2009 налоговым органом принято решение N 10826 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислено 1 128 512 рублей ежемесячных авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года по сроку уплаты 05.05.2008.
Общество обжаловало указанное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 24.02.2010 N 114 жалоба оставлена без удовлетворения.
ОАО "Евразруда" обжаловало решение Инспекции N 10826 от 28.12.2009 г. в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу п.п. 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан представлять в инспекцию по месту учета в установленном порядке декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством.
Как указано в статье 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пункту 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу на землю самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 390 Налогового кодекса РФ устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.п. 1 и 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Основанием для доначисления земельного налога явился вывод проверяющих о неправомерном применении налогоплательщиком ставки земельного налога в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом, налоговый орган исходил из того, что спорный земельный участок относится к категории земель поселений, используется под существующие здания и сооружения Абагурского филиала общества, который расположен в городе Новокузнецке, при этом имеет численность работников 1 107 человек, градообразующим предприятием общество не является, поскольку находится в городе Таштаголе Кемеровской области, хотя численность его работников в целом по предприятию составляет 9 126 человек. Налоговая ставка в размере 1% установлена постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 в редакции действующей в 2008 году для земель под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями численность работников которых, превышает пять тысяч человек.
Спор между сторонами по настоящему делу сводится к вопросу о применении различных ставок налога в отношении земельного участка принадлежащего ОАО "Евразруда" и расположенного в городе Новокузнецке. Налогоплательщик считает подлежащей применению ставку в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку предприятие имеет численность работников более 5 000 человек. По мнению налогового органа, подлежит применению ставка в размере 1,5%, установленная для земельных участков муниципального образования - город Новокузнецк его представительным органом - Новокузнецким городским Советом народных депутатов, для земель под предприятиями, зарегистрированными на территории других муниципальных образований, имеющих в целом численность работников более 5 000 человек (с учетом работников занятых в филиалах), указанная льготная ставка не распространяется.
Спора о площади земельного участка, его кадастровой стоимости, порядке исчисления налога между Инспекцией и налогоплательщиком не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованной позицию налогового органа о необходимости применения ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения на основании следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из содержания статьи 394 Налогового кодекса РФ, ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования "Город Новокузнецк" ставки земельного налога установлены постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5, которым утверждено Положение о земельном налоге на территории города Новокузнецка.
Приложением N 1 к Положению о земельном налоге на территории города Новокузнецка установлены налоговые ставки в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
В редакции постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 (в редакции действующей в 2008 году) в отношении земель под объектами промышленности применяются следующие ставки:
- 1% от кадастровой стоимости - к землям под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями численность работников которых превышает пять тысяч человек;
- 1,5% от кадастровой стоимости - к землям под прочими объектами промышленной и производственной деятельности, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 394 НК РФ.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, т.е. в муниципальный бюджет того муниципального образования, где расположен соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, общество поставлено на налоговый учет по месту нахождения его обособленного подразделения Абагурский филиал в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка, тогда как само юридическое лицо состоит на налоговом учете в городе Таштаголе, имеет на праве собственности земельный участок, находящийся на территории города Новокузнецка, на котором расположено обособленное подразделение Абагурский филиал, соответственно ОАО "Евразруда" является плательщиком земельного налога в бюджет муниципального образования города Новокузнецка.
Абагурский филиал общества не является юридическим лицом и плательщиком земельного налога в бюджет муниципального образования города Новокузнецка.
В отношении земельного участка, находящегося на территории города Новокузнецка плательщиком земельного налога является юридическое лицо - ОАО "Евразруда". Однако, земельный налог уплачивается обществом в связи с нахождением земельного участка на территории города Новокузнецка, на котором расположен Абагурский филиал.
Установленные Новокузнецким городским Советом народных депутатов ставки применимы в пределах муниципального образования, т.е. на территории города Новокузнецка и в отношении земель под предприятиями, которые находятся на территории муниципального образования.
Установив пониженную ставку 1% от кадастровой стоимости для земель под градообразующими предприятиями, а также иными предприятиями, численность работников которых превышает пять тысяч человек, представительный орган муниципального образования по сути предоставил льготу стимулирующего характера для градообразующих предприятий и предприятий, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что на территории города Новокузнецка находится Абагурский филиал общества с численностью работников 1107 человек.
Само юридическое лицо - Открытое акционерное общество "Евразруда", находится в городе Таштаголе, кроме того, имеет также филиалы - Абаканский, Таштагольский, Горно-Шорский, Казский, Тейский, Ирбинский, Гурьевский, Мундыбашский, т.е. предприятие располагается на территории нескольких муниципальных образований и соответственно стоит на налоговом учете по месту нахождения всех вышеуказанных обособленных структурных подразделений общества.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у общества нет оснований применять ставку земельного налога в размере 1% от кадастровой стоимости, когда соотношение численности работников производится с целым предприятием - ОАО "Евразруда", расположенным на территории нескольких муниципальных образований, а указанная ставка земельного налога установлена для земель под предприятиями на территории муниципального образования - город Новокузнецк.
Учитывая, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, спорный земельный участок с учетом разрешенного использования (земли под прочими объектами промышленной и производственной деятельности) и категории земель (земли поселений) подлежит налогообложению по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.
Поскольку ставка при исчислении земельного налога применена Инспекцией правильно, суд первой инстанции правомерно признал вынесенные Инспекцией и Управлением решения в части доначисления обществу суммы ежемесячных авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 1 128 512 рублей, а также об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы общества законными и обоснованными, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает необоснованным довод общества о том, что общая численность работников предприятия значительно превышает 5 000 человек. В данном случае суд полагает, что при определении ставки налога в отношении отдельной категории земель орган муниципального образования руководствуется целевым назначением именно земельного участка на территории муниципального образования - город Новокузнецк, определяемым при его выделении конкретному субъекту и указанным в правоустанавливающих документах. Установленная численность работников предприятия, зарегистрированного на территории нескольких муниципальных образований, не влияет на размер установленной ставки земельного налога на территории муниципального образования - город Новокузнецк.
Представленные обществом письма представительного органа муниципального образования по вопросу определения размера ставки земельного налога к числу правоустанавливающих документов не относятся, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод об отсутствии у общества права на применение льготной ставки земельного налога.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в рассматриваемой части.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная госпошлина по апелляционной жалобе не подлежит возврату ОАО "Евразруда".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.05.2010 года по делу N А27-3566/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Евразруда" - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Евразруда" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.05.2010 N 277.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
КОЛУПАЕВА Л.А.
КОЛУПАЕВА Л.А.
Судьи:
ЖУРАВЛЕВА В.А.
КРИВОШЕИНА С.В.
ЖУРАВЛЕВА В.А.
КРИВОШЕИНА С.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)