Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.07.2004 N Ф09-2572/04-АК ПО ДЕЛУ N А47-4375/02

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 1 июля 2004 года Дело N Ф09-2572/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по Оренбургской области на решение от 31.03.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4375/02 по заявлению ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" о признании недействительным решения.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя - Штромвассер И.Р., юрисконсульт, по доверенности от 11.11.2003. Представители налогового органа в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения кассационной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по Оренбургской области о признании недействительным решения от 02.12.2002 N 05-33/721дсп в редакции решения от 23.12.2002 N 05-33/721 в отношении доначисления НДС в размере 19715100 руб., налога на добычу полезных ископаемых в размере 5825683 руб., налога на прибыль (с учетом дополнительных платежей) в размере 1203785 руб., соответствующих пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением от 31.03.2004 Арбитражного суда Оренбургской области заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Оренбургской области с судебным актом не согласна, просит его отменить, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. ст. 164, 165, 176, 342 НК РФ, подпункта "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Налоговый орган считает, что суд не исследовал в полной мере обстоятельства, касающиеся факта экспорта, поступления выручки от реализации товара иностранному покупателю, а также не принял во внимание представленные инспекцией доказательства наличия в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности. Кроме того, по мнению инспекции, запасы полезных ископаемых, добываемые заявителем и отнесенные к некондиционным в порядке, действовавшем до введения в действие главы 26 НК РФ, не могут рассматриваться таковыми после 01.01.02 и до разрешения вопроса в порядке, установленном ст. 342 НК РФ. Что касается налога на прибыль, то, по мнению налогового органа, льгота, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не может быть предоставлена налогоплательщику, т.к. у него имеется непогашенный кредит банка.

Законность судебного акта проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, поводом для принятия оспариваемого решения послужили выводы акта выездной налоговой проверки заявителя за период с 01.04.2001 по 01.04.2002, в котором указывается, в частности, на неправомерное возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за апрель 2001 г. по причине представления вместо поручения на отгрузку, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, документа, именуемого "Manifest of cargo" (декларация груза), а также в связи с наличием писем Астраханской таможни, согласно которым вывоз товара по конкретным ГТД не подтвержден.
Разрешив спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа.
Данный вывод суда соответствует закону и материалам дела. С 01.01.2001 в соответствии со ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка налога 0%, и возмещение налога, уплаченного поставщикам таких товаров, производится в порядке ст. 176 НК РФ при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Из материалов дела видно, что для подтверждения факта экспорта товаров ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" представило в налоговую инспекцию копии контрактов с иностранными лицами на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ, копии выписок банка, подтверждающих поступление выручки от иностранного лица, копии грузовых таможенных деклараций с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, Manifest of cargo и коносаменты на перевозку экспортированных грузов с отметками пограничной таможни РФ и указанием порта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.
Поскольку положение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ по своему смыслу не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории РФ судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем предоставления в налоговые органы наряду с другими обязательными документами вместо поручения на отгрузку другого документа, в частности, Manifest of cargo, содержащего такую же информацию, при оценке доказательств суд обоснованно сделал вывод о том, что заявителем соблюдены условия, требуемые законом, для применения ставки 0% и возмещения НДС из бюджета.
При рассмотрении данного спора по существу судом были изучены результаты проведенных налоговой инспекцией контрольных мероприятий, дана оценка всем доводам налогового органа, приведенным в обоснование недобросовестности действий общества, и установлена его непричастность к финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Камкабель" и ООО "Алеуд", а также устранены противоречия в отношении факта вывоза товаров, возникшие при получении писем Астраханской таможни.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных арбитражным судом (ст. 286 АПК РФ).
По итогам рассматриваемой налоговой проверки налоговым органом сделан вывод о том, что ОАО "Гайский ГОК" в 1 квартале 2002 г. в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно применило налоговую ставку 0 процентов в отношении налога на добычу полезных ископаемых, так как полезные ископаемые, добываемые им, не были отнесены Министерством природных ресурсов Российской Федерации к некондиционным запасам в порядке, предусмотренном "Правилами отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001. Указанное обстоятельство явилось поводом к доначислению налога на добычу полезных ископаемых в сумме 5825683 руб., соответствующих пени и штрафа.
При рассмотрении спора суд первой инстанции не согласился с мнением налогового органа, посчитав действия налогоплательщика по применению ставки налога 0 процентов правомерными.
Вывод суда является правильным, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 14.05.2001 N 52-ФЗ) в целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях, или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых. Решение об освобождении пользователей недр от начислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами (статья 44 Закона Российской Федерации "О недрах").
Согласно пункту 4 Положения о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 932, Комитет организует обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; организует и осуществляет в установленном порядке лицензирование пользования недрами.
В соответствии с Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденным приказом Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41, территориальные комиссии по запасам организуют и проводят в пределах своей компетенции экспертизу геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойств недр, включая технико-экономические показатели их освоения, и дают заключение о возможности использования указанных объектов в хозяйственных и иных целях.
Данная экспертиза проводится в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых, утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 03.03.1994 N 41.
Согласно результатам проведенной экспертизы, изложенным в протоколе заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых N 97-К от 02.03.2001, и Постановления Комитета природных ресурсов по Оренбургской области от 16.05.2001 N 91-П/09-35 запасы полезных ископаемых месторождения, разрабатываемого обществом, отнесены к некондиционным, и предприятие освобождено от платежей за право пользования недрами до 31.12.2002.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 01.01.2002 введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 которой налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, согласно пункту 1 которых отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждении нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства" утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
Отнесение запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным рекомендуется осуществлять в процессе государственной экспертизы технико-экономического обоснования постоянных кондиций, а также при внесении в проект разработки месторождений дополнений и изменений в установленном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Установленный в соответствии со статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации новый порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам окончательно определен в 2003 году и ухудшает положение налогоплательщиков, подтвердивших свое право на применение льготы по платежам за пользование недрами в порядке, действовавшем до вступления данной нормы в законную силу.
В связи с этим в отношении ОАО "Гайский ГОК" подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в части отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и сам порядок, окончательно определенный в 2003 году, не распространяют свое действие на правоотношения 2002 г.
В ходе выездной налоговой проверки установлено необоснованное применение льготы по налогу на прибыль, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с наличием у ОАО "Гайский ГОК" непогашенных кредитов банка.
По результатам проверки инспекцией обществу доначислены налог на прибыль за 2001 год, дополнительные платежи, пени и применена ответственность в виде взыскания штрафа, установленного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При постановке судебного акта суд пришел к выводу о необоснованности названных доначислений.
Вывод суда является правильным.
Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Такая льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы. При этом налоговая льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета названной льготы, более чем на 50 процентов.
Таким образом, одним из оснований права на льготу является то, что затраты и расходы на указанные цели должны быть фактически произведены (оплачены) за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Из материалов дела видно, и установлено судом первой инстанции, что указанное условие налогоплательщиком выполнено (прибыль 2001, оставшаяся в распоряжении ОАО "Гайский ГОК", составила 511208000 руб., на финансирование капитальных вложений направлено 318765000 руб.). Имеющиеся же непогашенные кредиты получены на пополнение оборотных средств и не имеют отношения к капитальным вложениям предприятия.
В связи с изложенным, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.03.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4375/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)