Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.04.2005 N Ф03-А51/05-2/500

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 13 апреля 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/500


Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 03.11.2004 по делу N А51-12697/04-8-420 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интердальтелеком" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании недействительным решения N 3736 05/2129 от 28.07.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Интердальтелеком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 3736 05/2129 от 28.07.2004 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3344899 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Решением суда от 03.11.2004 заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что ООО "Интердальтелеком", являясь плательщиком НДС в период с 2001 года по 2003 год, правомерно в указанный период относило на возмещение из бюджета и в состав налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные ему поставщиками при приобретении основных средств, в том числе приходящиеся на долю недоамортизированной стоимости этих основных средств по состоянию на 01.01.2004, поэтому у общества отсутствовала обязанность по восстановлению сумм указанного налога в связи с переходом его с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения; кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, предусматривающие такую обязанность.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, поддержанную ее представителями в судебном заседании, в которой просила его отменить. Заявитель жалобы считает, что поскольку общество, применяющее с 01.01.2004 упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, и приобретенные им до перехода на упрощенную систему налогообложения основные средства будут использоваться для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС, то налог, ранее принятый к вычету в части недоамортизированной стоимости данных основных средств, подлежит восстановлению к уплате в бюджет.
ООО "Интердальтелеком" в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения как законное и обоснованное.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участие в судебном заседании не принимало.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей инспекции по налогам и сборам, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения налоговым органом камеральной проверки представленной ООО "Интердальтелеком" уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2003 года установлено, что обществом указан НДС к возмещению за данный налоговый период в сумме 118534 руб., по данным проверки НДС, подлежащий к уплате в бюджет, составил 3304731 руб.; по мнению налогового органа, налог, подлежащий к уплате, был занижен на 3423265 руб., из них 3344899 руб., приходящихся на остаточную стоимость основных средств, по которым НДС принимался к вычету ранее и подлежит восстановлению в связи с переходом общества с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения. По результатам камеральной проверки руководителем налогового органа 28.07.2004 принято решение N 3736 05/2129 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 269784,57 руб. Одновременно ему доначислен налог в сумме 3423265 руб., с учетом имеющейся переплаты, НДС к уплате составил 1348922,87 руб. Требованиями от 09.08.2004 NN 30125, 1193 обществу предложено в срок до 19.08.2004 погасить образовавшуюся задолженность по указанному налогу и налоговую санкцию.
Общество оспорило решение налогового органа в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления обществу НДС и привлечения его к налоговой ответственности за неуплату данного налога.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы).
Таким образом, названные нормы Кодекса не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования товаров).
Законодательство о налогах и сборах, как правильно сказал суд и представители налогового органа в судебном заседании кассационной инстанции с этим согласились, не содержит нормы, обязывающие налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы НДС по основным средствам, используемым после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 НК РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
Следовательно, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Материалами дела установлено, что основные средства до перехода общества на упрощенную систему налогообложения не были полностью амортизированы, приобретены им для осуществления производственной деятельности в период с 2001 год по 2003 год, что подтверждается постановкой имущества на баланс общества, начислением сумм амортизации, НДС по приобретенным основным средствам возмещен до перехода общества на упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у общества обязанности по возврату в бюджет налоговых вычетов на остаточную стоимость основных средств, используемых им в дальнейшей деятельности, при осуществлении которой он не уплачивает НДС, является правильным, поэтому оспариваемое решение налогового органа о доначислении ему НДС в сумме 3344899 руб. и привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за его неуплату правомерно признано недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2004 по делу N А51-12697/04-8-240 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 апреля 2005 года Дело N Ф03-А51/05-2/500


Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 03.11.2004 по делу N А51-12697/04-8-420 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интердальтелеком" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании недействительным решения N 3736 05/2129 от 28.07.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Интердальтелеком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) N 3736 05/2129 от 28.07.2004 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3344899 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Решением суда от 03.11.2004 заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что ООО "Интердальтелеком", являясь плательщиком НДС в период с 2001 года по 2003 год, правомерно в указанный период относило на возмещение из бюджета и в состав налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные ему поставщиками при приобретении основных средств, в том числе приходящиеся на долю недоамортизированной стоимости этих основных средств по состоянию на 01.01.2004, поэтому у общества отсутствовала обязанность по восстановлению сумм указанного налога в связи с переходом его с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения; кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, предусматривающие такую обязанность.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, поддержанную ее представителями в судебном заседании, в которой просила его отменить. Заявитель жалобы считает, что поскольку общество, применяющее с 01.01.2004 упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, и приобретенные им до перехода на упрощенную систему налогообложения основные средства будут использоваться для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС, то налог, ранее принятый к вычету в части недоамортизированной стоимости данных основных средств, подлежит восстановлению к уплате в бюджет.
ООО "Интердальтелеком" в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения как законное и обоснованное.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участие в судебном заседании не принимало.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей инспекции по налогам и сборам, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения налоговым органом камеральной проверки представленной ООО "Интердальтелеком" уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2003 года установлено, что обществом указан НДС к возмещению за данный налоговый период в сумме 118534 руб., по данным проверки НДС, подлежащий к уплате в бюджет, составил 3304731 руб.; по мнению налогового органа, налог, подлежащий к уплате, был занижен на 3423265 руб., из них 3344899 руб., приходящихся на остаточную стоимость основных средств, по которым НДС принимался к вычету ранее и подлежит восстановлению в связи с переходом общества с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения. По результатам камеральной проверки руководителем налогового органа 28.07.2004 принято решение N 3736 05/2129 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 269784,57 руб. Одновременно ему доначислен налог в сумме 3423265 руб., с учетом имеющейся переплаты, НДС к уплате составил 1348922,87 руб. Требованиями от 09.08.2004 NN 30125, 1193 обществу предложено в срок до 19.08.2004 погасить образовавшуюся задолженность по указанному налогу и налоговую санкцию.
Общество оспорило решение налогового органа в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления обществу НДС и привлечения его к налоговой ответственности за неуплату данного налога.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы).
Таким образом, названные нормы Кодекса не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования товаров).
Законодательство о налогах и сборах, как правильно сказал суд и представители налогового органа в судебном заседании кассационной инстанции с этим согласились, не содержит нормы, обязывающие налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы НДС по основным средствам, используемым после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 НК РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
Следовательно, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Материалами дела установлено, что основные средства до перехода общества на упрощенную систему налогообложения не были полностью амортизированы, приобретены им для осуществления производственной деятельности в период с 2001 год по 2003 год, что подтверждается постановкой имущества на баланс общества, начислением сумм амортизации, НДС по приобретенным основным средствам возмещен до перехода общества на упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у общества обязанности по возврату в бюджет налоговых вычетов на остаточную стоимость основных средств, используемых им в дальнейшей деятельности, при осуществлении которой он не уплачивает НДС, является правильным, поэтому оспариваемое решение налогового органа о доначислении ему НДС в сумме 3344899 руб. и привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за его неуплату правомерно признано недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2004 по делу N А51-12697/04-8-240 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)