Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2009 ПО ДЕЛУ N А57-5737/2009-22

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. по делу N А57-5737/2009-22


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цинцадзе И.Э.
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Русресурс" Потаповой М.Н., действующей по доверенности от 27 апреля 2009 г., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области Барзилова Д.С., действующего по доверенности от 29.12.2008 г. N 04-09/51761,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2009 года по делу N А57-5737/2009-22 (судья Храмова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русресурс" (г. Саратов)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, выразившихся в отказе в применении обществу с ограниченной ответственностью "Русресурс" с 01.01.2009 года упрощенной системы налогообложения и в направлении обществу с ограниченной ответственностью "Русресурс" уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 19.12.2008 г. N 246, об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Русресурс" путем выдачи Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области уведомления о разрешении применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2009 года, о признании незаконным требования налогового органа N 20114 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.03.2009 г.,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Русресурс" (далее - ООО "Русресурс", заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области, выразившихся в отказе в применении ООО "Русресурс" с 01.01.2009 года упрощенной системы налогообложения, а также в направлении ООО "Русресурс" уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 19.12.2008 г. N 246, об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Русресурс" путем выдачи Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области уведомления о разрешении применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2009 года, о признании незаконными требования налогового органа N 20114 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.03.2009 г.
Представитель ООО "Русресурс" в судебном заседании отказался от первоначально заявленных требований в части признания незаконными пунктов N 1, 2, 3, 6, 7, 8 требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 20114 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.03.2009 года. Судом отказ принят.
Решением суда первой инстанции заявленные ООО "Русресурс" требования удовлетворены.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания действий налогового органа, выразившихся в отказе в применении ООО "Русресурс" с 01.01.2009 года упрощенной системы налогообложения и в направлении ООО "Русресурс" уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 19.12.2008 года N 246 незаконными; обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Русресурс" путем выдачи уведомления о разрешении применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2009 года, отказать в заявленных требованиях. В обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на то, что исходя из системного толковая норм главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, налоговому органу положениями названной главы Кодекса не представлено право запретить или разрешить налогоплательщику применение той или иной системы налогообложения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Соответствующие возражения лицами, участвующими в деле, не заявлены. Суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение в части.
ООО "Русресурс" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21 ноября 2008 года ООО "Русресурс" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области с заявлением о переводе на упрощенную систему налогообложения.
05 февраля 2009 года ООО "Русресурс" получено уведомление Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области N 246 от 19.12.2008 г. о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, которое мотивировано тем, что в нарушение подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации доля непосредственного участия другой организации в составе ООО "Русресурс" составляет более 25%.
11 февраля 2009 года ООО "Русресурс" обратилось в УФНС России по Саратовской области с заявлением о неправомерности действий Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области по отказу применения упрощенной системы налогообложения.
06.03.2009 г. УФНС России по Саратовской области письмом N 12-23/2/004142 сообщило ООО "Русресурс" о том, что обоснованно на момент принятия решения отказано в применении упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области в адрес ООО "Русресурс" выставлено требование N 20114 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.03.22009 года.
ООО "Русресурс" не согласилось с уведомлением налогового органа об отказе в применении с 01.01.2009 года упрощенной системы налогообложения и обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением. Кроме того, просит признать незаконным требование налогового органа N 20114 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.03.2009 г. в части пунктов 4, 5, 9, 10 поскольку с 1 января 2009 года налогоплательщик не является плательщиком налога на прибыль.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организации, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 01 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на применение УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации N 104-ФЗ от 24.07.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие части законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1 указанного Федерального закона, вводятся в действие с 1 января 2003 года.
Таким образом, требования статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми установлено ограничение срока подачи заявления о переходе на применение УСН периодом с 01 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на применение упрощенной системы налогообложения, вводятся в действие с 01.01.2003 г.
Как следует из материалов дела ООО "Русресурс" 21.11.2008 года обратилось в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, то есть в пределах срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что положения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, а также о том, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним, в нарушение положений главы 26.2 НК РФ суд первой инстанции обязал Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области выдать ООО "Русресурс" разрешение о переходе на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу прямого указания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку обжалуемое ООО "Русресурс" уведомление Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области об отказе в применении УСН не нарушают прав налогоплательщика ввиду того, что не препятствуют ООО "Русресурс" перейти на применение УСН, основания для признания их незаконными отсутствуют.
Данная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 г. N ВАС-161/09 "Об отказе в передаче дела в президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации".
Кроме того, как пояснил представитель ООО "Русресурс", общество перешло на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2009 года.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области подлежит удовлетворению в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Русресурс" путем выдачи ООО "Русресурс" уведомления о разрешении применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2009 года, а решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.05.2009 года по делу N А57-5737/2009-22 в обжалуемой части отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2009 года по делу N А57-5737/2009-22 в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Отказать ООО "Русресурс" в удовлетворении требований об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Русресурс" путем выдачи ООО "Русресурс" уведомления о разрешении применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2009 года.
В остальной части обжалуемое решение Арбитражного суда Саратовской области оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.

Председательствующий
Н.Н.ПРИГАРОВА

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
И.И.ЖЕВАК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)