Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2006 N 17АП-217/06-АК ПО ДЕЛУ N А50-9965/2006-А15

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 31 августа 2006 г. Дело N 17АП-217/06-АК


Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по Пермскому району Пермского края на решение от 18.07.2006 по делу N А50-9965/2006-А15 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ОАО к ИФНС РФ по Пермскому району Пермского края о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ОАО обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по Пермскому району Пермского края N 3492 от 20.04.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.




Решением Арбитражного суда Пермской области от 18.06.2006 заявленные требования удовлетворены: решение налогового органа признано недействительным.
Налоговый орган, не согласившись с данным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что сама по себе добыча хозпитьевых вод не может свидетельствовать о водоснабжении населения, для применения ставки, установленной для водоснабжения населения, необходимо, чтобы организация осуществляла данный вид деятельности, при этом изменение в лицензию на водопользование осуществляется по инициативе водопользователя, который на момент вынесения инспекцией решения в лицензирующий орган не обратился.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель общества в ходе судебного заседания возразил против доводов налогового органа по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, налоговым органом по итогам камеральной проверки представленной обществом налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2005 года (л.д. 77-86), вынесено решение N 3492 от 20.04.2006 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить водный налог в сумме 31627 руб., пени в сумме 948,81 руб., а также штраф на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 6325,40 руб. (л.д. 18-20).
Основанием для доначисления водного налога, пени и привлечения к указанной ответственности явились выводы налогового органа о неправомерном применении ставки водного налога 70 руб. за 1000 куб. м воды, в нарушение п. 1 ст. 333.12 НК РФ, согласно которому следовало применить ставку 444 руб. за 1000 куб. м воды, так как в лицензиях N ПЕМ 00166 ВЭ, зарегистрированной от 20.12.1994 за N 84 и N ПЕМ 00167 ВЭ, зарегистрированной от 20.12.1994 за N 85, не указано целевое использование воды для водоснабжения населения, также общество нарушило ст. 49, 51 Водного кодекса РФ.
Посчитав, что названное решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт водоснабжения населения подтвержден материалами дела и не оспаривается налоговым органом, при этом применение ставки 70 руб. за 1000 куб. м в порядке п. 3 ст. 333.12 НК РФ не ставится законом в зависимость от текста лицензии, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога, пени и штрафа.
Выводы суда являются обоснованными, соответствующими действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации забор воды из водных объектов признается объектом налогообложения водным налогом.
Согласно пункту 1 статьи 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе составляет 444 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
В пункте 3 статьи 333.12 Кодекса предусмотрено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Закон не связывает право на применение ставки, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 НК РФ, со специальными указаниями в лицензии при условии фактического осуществления такого вида водопользования, как водоснабжение населения.
Из приведенной нормы следует, что данная ставка водного налога применяется организациями, забирающими и без посредников подающими воду для водоснабжения населения.
Доводы жалобы о том, что организация должна осуществлять деятельность по водоснабжению населения на законных основаниях, в то время как лицензии, на основании которых общество осуществляет добычу воды, не содержат сведений о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, об установленных лимитах водопользования (водопотребления и водоотведения), подлежат отклонению в силу следующих обстоятельств.
В силу ч. 1 ст. 46 Водного кодекса РФ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Согласно ст. 49 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование должна содержать указание на способы и цели использования водного объекта, перечень которых определен в статье 85 Водного кодекса РФ. В частности, в этой норме в качестве цели использования водного объекта предусмотрено питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, составной частью которого является водоснабжение населения.
В лицензиях, выданных обществу (ПЕМ 00166 ВЭ и ПЕМ 0167 ВЭ) сроком действия до 2014 года, целевое назначение водопользования определено, в том числе и как добыча пресных подземных вод для хозпитьевых и производственных нужд.
Таким образом, из материалов дела следует, что водопользование осуществляется на основании соответствующего разрешения - лицензий, срок действия которых не истек, обществом целевое назначение и виды деятельности, поименованные в лицензиях, не нарушались, следовательно, водопользование осуществляется на законных основаниях.
Земельные участки, на которых находятся месторождения вод, предоставлены обществу на праве пользования администрацией п. Сылва, на основании свидетельства N 987 в 1993 году.
Кроме того, о водоснабжении населения обществом свидетельствуют договор N 18 на исполнение муниципального заказа по обеспечению получателей (потребителей) муниципального образования "Пермский район" услугами по холодному водоснабжению и водоотведению от 01.04.2005, "муниципальным заказчиком" в котором выступила администрация муниципального образования "Пермский район" (л.д. 37-42); договор на подачу питьевой воды N 100-В1-05 от 01.04.2005, в котором ООО "Водопроводно-канализационный сервис" является потребителем (л.д. 51-53); договор на подачу питьевой воды N 473 от 01.01.2005, потребитель - Сылвенская поселковая администрация (л.д. 59-61); акты выполненных работ по указанным договорам, письма и справки об объемах поставленной для нужд населения воды. Данные обстоятельства налоговым органом не опровергнуты.
В результате проведенной камеральной проверки налоговой декларации за 4 квартал 2005 года по водному налогу, налоговый орган в оспариваемом решении сделал также вывод о том, что общество осуществляло безлицензионное водопользование.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО образовалось 25.08.2003 (л.д. 25) в результате реорганизации, правопредшественниками которого являлись последовательно АОЗТ (л.д. 23) и ЗАО (л.д. 24).
В 1994 году АОЗТ выданы лицензии на водопользование за N ПЕМ 00166 ВЭ (л.д. 27) и N ПЕМ 00167 ВЭ (л.д. 32) сроком действия до 2014 года.
Согласно ст. 17.1 Закона РФ "О недрах" N 2395-1 от 21.02.1992 право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы. В этом случае лицензия подлежит переоформлению, условия пользования пересмотру не подлежат.
Из текста ч. 3 ст. 46 Водного кодекса РФ следует, что в случае реорганизации водопользователя - юридического лица, принадлежащие ему права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства.
Из содержания пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Нормы Водного кодекса Российской Федерации также не содержат положений об утрате юридической силы либо о приостановлении действия ранее выданной лицензии в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Доказательств аннулирования лицензии, выданной АОЗТ, на основании которой в порядке правопреемства осуществляло водопользование ОАО, налоговый орган в суд не представил.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что общество является правопреемником юридического лица, ранее получившего соответствующие лицензии в установленном порядке уполномоченным лицензирующим органом и после изменения организационно-правовой формы осуществляемая обществом деятельность не изменилась, а цель и назначение водных объектов, находящихся в пользовании, остались прежними, в связи с чем суд апелляционной инстанции также приходит к выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для доначисления платы за пользование водными объектами, так как факт безлицензионного водопользования не подтверждается материалами дела.
Ст. 51 Водного кодекса РФ установлено, что в случае реорганизации водопользователя - юридического лица вносятся изменения в лицензию на водопользование, после чего она подлежит регистрации в установленном порядке.
Однако ни этой нормой, ни другим законом или нормативно-правовым актом не определен срок и порядок внесения изменений в лицензию на водопользование.
Ссылка налогового органа на ст. 20 Закона РФ "О недрах", вследствие чего прекращается право пользования недрами в связи с непереоформлением лицензии реорганизованного юридического лица, основана на неправильном толковании норм права. В силу данной статьи право пользования недрами прекращается в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 настоящего Закона, которая перечисляет случаи перехода права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности и регламентирует их порядок. Требования ст. 17.1 Закона обществом не нарушены.
Довод апелляционной жалобы о нарушении условия переоформления лицензии также не принимается, поскольку общество не переоформляло лицензию, а продолжало свою деятельность в порядке правопреемства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что у налоговой инспекции не имелось оснований для доначисления водного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности, в связи с этим судом оспариваемое решение налогового органа признано недействительным правомерно.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, налоговый орган не является плательщиком государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 18.07.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты изготовления постановления в полном объеме.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)