Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2001 N КА-А40/5309-01

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 24 сентября 2001 г. Дело N КА-А40/5309-01


Иск заявлен предпринимателем Бондюком Валерием Алексеевичем к Инспекции МНС РФ N 28 г. Москвы о возврате суммы НДС в размере 1000 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 8 июня 2001 года иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Податель кассационной жалобы, ответчик по делу, просит отменить судебный акт и в иске отказать по доводам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены в кассационном порядке.
Указание в решении и определении суда (л. д. 24, 27, 28) на ИМНС РФ N 24 является технической опечаткой, исправление которой не влияет на существо принятого судебного акта.
Кассационная инстанция, оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены нет по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 этого Закона.
Как индивидуальный предприниматель, истец зарегистрирован 22 июня 1999 года и осуществляет свою деятельность на основании патента, что полностью соответствует данным критериям.
На момент регистрации не взимался НДС. Данный налог был введен только с 1 января 2001 года.
Введенная в 2001 году обязанность по уплате налога создает менее благоприятные условия для предпринимателя, как субъекта малого предпринимательства, зарегистрированного до введения в действие НДС, т.к. увеличивает ее налоговое бремя.
Таким образом, в течение четырех лет деятельности с момента государственной регистрации предприниматель не должен уплачивать НДС, поскольку на него распространяется норма, предусмотренная ст. 9 названного Закона.
То, что эта норма является действующей, подтверждается Определением Конституционного суда от 01.07.99 N 111-О, в котором также указано, что изложенная судом правовая позиция "носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Кроме того, в данном Законе указано, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на эту систему, применяют упрощенную систему учета отчетности.
У налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отсутствует реальная возможность учесть НДС.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ, в случае признания индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС на них, кроме уплаты налога, налагается еще и обязанность по ведению учета этого объекта налогообложения, представления в налоговый орган соответствующих деклараций, сведений по исчислению и уплате НДС, что также ухудшает их положение по сравнению с действующим на момент их государственной регистрации.
Анализ п. 1 ст. 1 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему означает полную замену общей системы налогообложения. В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ допускается установление специальных налоговых режимов, то есть особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемого в течение определенного периода времени. В соответствии с этой статьей к специальным налоговым режимам относится, в частности, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Указанная позиция подтверждается также тем, что установленные Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ платежи (стоимость патента) не являются налогами, что подтверждается ст. ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, вывод суда о том, что истец не является плательщиком НДС, является законным и обоснованным, спорная сумма подлежит возврату предпринимателю.
Руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 июня 2001 года по делу N А40-16217/01-33-173 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 28 г. Москвы - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)