Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2009 ПО ДЕЛУ N А75-4655/2009

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. по делу N А75-4655/2009


резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 года
постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего И.В. Макарова
судей В.П. Богатырева, Т.Я. Шабалковой
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
- от заявителя: В.В. Шелестный по доверенности от 02.09.2009;
- от заинтересованного лица: А.А. Мартынов по доверенности от 15.01.2009 N 06;
- кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 02.07.2009 (судья А.Е. Федоров) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4655/2009 по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
установил:

закрытое акционерное общество "Нефтьстройинвест" (далее по тексту - Общество, ЗАО "Нефтьстройинвест", налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция) от 12.02.2009 N 11808.
Решением арбитражного суда от 02.07.2009 заявленное Обществом требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом при вынесении судебного акта были неправильно применены нормы материального права, просит решение суда отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По мнению заявителя жалобы, налогоплательщик незаконно применил для расчета налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов, поскольку нормативы потерь по общераспространенным полезным ископаемым для ЗАО "Нефтьстройинвест" не были утверждены в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого судебного акта, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет добычу песка в карьерах: "Вахский", "Альтернативный" и "Универсальный" на Самотлорском месторождении нефти на основании лицензий на право пользования недрами вида ТЭ: серии ХМН N 00005 от 27.03.2006, серии ХМН N 00008 от 21.04.2006 и серии ХМН N 00012 от 19.05.2006.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации (расчета) Общества по налогу на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ) за сентябрь 2008 года.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.12.2008 N 16806, на основании которого 12.02.2009 вынесено решение N 11808 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу было предложено уплатить недоимку по НДПИ в размере 135 330 руб.
Основанием для принятия решения послужило, по мнению Инспекции, необоснованное применение Обществом неутвержденных Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь при добыче полезных ископаемых - песка на лицензионном участке.
Решением Управления ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 03.04.2009 N 11/206 решение Инспекции от 12.02.2009 N 11808 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
В соответствии с пунктом 2 Правил (в редакции, действовавшей в проверяемый налоговый период) нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.). Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Арбитражный суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что Общество, определяя нормативы потерь песка, использовало рабочие проекты: "Карьер Вахский" на Самотлорском месторождении нефти", "Альтернативный" на Самотлорском месторождении нефти", "Карьер Универсальный" на Самотлорском месторождении нефти".
Указанная техническая документация Общества согласована с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не представила доказательства того, что законодательством был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче.
Вместе с тем до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85, которая действует в настоящее время. Указанная инструкция предусматривает согласование нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых с территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
Таким образом, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно в целях определения нормативов потерь песка при его добыче использовало техническую документацию, согласованную с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
В связи с тем, что Инспекция не представила доказательства, свидетельствующие о правомерности вынесения оспариваемого решения, арбитражный суд обоснованно признал его недействительным.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 02.07.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4655/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.МАКАРОВ

Судьи
В.П.БОГАТЫРЕВ
Т.Я.ШАБАЛКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)