Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2005 N Ф03-А24/05-2/3012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 16 ноября 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/3012

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 19.04.2005 по делу N А24-3155/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 23.06.2004 N 05-12/18.
Общество с ограниченной ответственностью "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу) от 23.06.2004 N 05-12/8.
Решением от 19.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение налогового органа, полагая, что применение налоговым органом ставок земельного налога, установленных постановлением главы Администрации села Усть-Хайрюзово, является неправомерным, заявитель при расчете ставок налога обоснованно руководствовался федеральным законом.
Кроме того, суд при принятии решения руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ, истолковав все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу, не соглашаясь с решением суда, просит судебный акт отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган считает, что нормативные акты, регулирующие вопросы взимания земельного налога, приняты в Корякском автономном округе правомерно, в связи с чем оснований для применения ставок, установленных федеральным законодательством, не имелось.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители сторон участия в рассмотрении дела не принимали.
Проверив в порядке и пределах ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" по вопросам исчисления, уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт N 05-12 от 12.05.2004.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений по нему принято решение N 05-12/18 от 23.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 210540 руб.; доначислен к уплате налог 1052698 руб., пени - 503542 руб.
Суд установил, что налогоплательщик является собственником земельных участков и является плательщиком земельного налога.
Как установлено в ходе проверки, по данным декларации, представленной за 2001 год, налогоплательщиком исчислен земельный налог в сумме 13022 руб. По данным налогового органа сумма налога составляет 705871 руб.:
- - за 2002 год по данным налоговой декларации исчислен земельный налог в сумме 26044 руб., налоговым органом исчислен налог в сумме 190323 руб.;
- - за 2003 год по данным налоговой декларации земельный налог исчислен в сумме 78026 руб., налоговым органом исчислен налог 273596 руб.
Всего по результатам проверки сумма исчисленного и неуплаченного налога на землю составила 1070006 руб.
Судом установлено, что при исчислении данной суммы налога инспекция по налогам применила ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа от 16.02.2001 N 7/69.




В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1997 использование земли в Российской Федерации является платным.
Размер земельного налога, как указано в ст. 3 Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.




Частью 2 статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" установлено также, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садопроизводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
При этом органам местного самоуправления представляется право повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Установленные ставки индексировались постановлением Правительства РФ и соответствующими федеральными законами, в связи с чем средняя ставка земельного налога для категории "земли сельского поселения" на 2001 год составила 7,2 коп. за 1 кв. м, и при ее повышении для юридических лиц могла составить не более 14,4 коп. за 1 кв. м.
Постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 установлено, что земельный налог на участки земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, в границах поселков и сельских населенных пунктов для иных целей взимаются со всей площади земельных участков в размере 7,2 коп. за квадратный метр, а для коммерческих организаций - в размере 5 руб. 28 коп. за квадратный метр.
Учитывая, что в силу ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, а согласно п. 2 ст. 3 НК РФ установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала не допускается, суд обоснованно пришел к выводу, что налогоплательщик вправе с учетом ст. 76 Конституции РФ при исчислении земельного налога применить федеральные нормативные акты.
Учитывая изложенное, суд признал обоснованным расчет земельного налога, представленный ОАО "Хайрюзовский РКЗ" за 2001 год, в сумме 11491,32 руб.
Рассматривая правомерность расчета земельного налога за 2002 год, суд исходил также из того, что постановление главы Администрации с. Усть-Хайрюзово N 42 от 20.02.2002, которым руководствовался налоговый орган при исчислении земельного налога и которым ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах села Усть-Хайрюзово для иных целей, установлена в размере 28 коп. за 1 кв. м официально не было опубликовано, поэтому на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ применению не подлежит.
Кроме того, указанное постановление принято 20.06.2002, а в силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, в связи с чем расчет налоговых ставок за весь 2002 год согласно этому постановлению также неправомерен.
Таким образом, судом установлено, что налогоплательщик при расчете земельного налога с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ, установивший коэффициент 2 для всех ставок земельного налога, действовавших в 2001 году, определил подлежащим к уплате земельный налог в сумме 22982,64 руб. и уменьшил его на сумму земельного налога над объектом жилого фонда.
Вывод суда является правильным.
Определяя подлежащий к уплате земельный налог за 2003 год, судом также правильно указано, что при расчете налога налогоплательщик правомерно по тем же основаниям руководствовался Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году, с коэффициентом 1,8. С учетом этого сумма налога, подлежащая уплате за 2003 год, составила 41350,93 руб.
Таким образом, установив, что ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 "О ставках платы за землю на территории Корякского автономного округа на 2001 год", Законом КАО "О плате за землю в Корякском автономном округе" от 01.03.2002 N 116-ОЗ, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 20.06.2002 N 42, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 05.05.2003 N 21, противоречат Закону РФ от 11.10.1997 N 1738-1 "О плате за землю", суд обоснованно пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставок, установленных федеральным законом. При этом суд руководствовался ст. 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Учитывая изложенное, решение суда о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не была учтена ст. 3 Закона РФ "О плате за землю", позволяющая установить ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, органом законодательной (представительной) власти субъектов РФ признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку указанная норма права не противоречит выводам суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3155/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 ноября 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/3012

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 19.04.2005 по делу N А24-3155/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 23.06.2004 N 05-12/18.
Общество с ограниченной ответственностью "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу) от 23.06.2004 N 05-12/8.
Решением от 19.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение налогового органа, полагая, что применение налоговым органом ставок земельного налога, установленных постановлением главы Администрации села Усть-Хайрюзово, является неправомерным, заявитель при расчете ставок налога обоснованно руководствовался федеральным законом.
Кроме того, суд при принятии решения руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ, истолковав все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу, не соглашаясь с решением суда, просит судебный акт отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган считает, что нормативные акты, регулирующие вопросы взимания земельного налога, приняты в Корякском автономном округе правомерно, в связи с чем оснований для применения ставок, установленных федеральным законодательством, не имелось.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители сторон участия в рассмотрении дела не принимали.
Проверив в порядке и пределах ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" по вопросам исчисления, уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт N 05-12 от 12.05.2004.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений по нему принято решение N 05-12/18 от 23.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 210540 руб.; доначислен к уплате налог 1052698 руб., пени - 503542 руб.
Суд установил, что налогоплательщик является собственником земельных участков и является плательщиком земельного налога.
Как установлено в ходе проверки, по данным декларации, представленной за 2001 год, налогоплательщиком исчислен земельный налог в сумме 13022 руб. По данным налогового органа сумма налога составляет 705871 руб.:
- - за 2002 год по данным налоговой декларации исчислен земельный налог в сумме 26044 руб., налоговым органом исчислен налог в сумме 190323 руб.;
- - за 2003 год по данным налоговой декларации земельный налог исчислен в сумме 78026 руб., налоговым органом исчислен налог 273596 руб.
Всего по результатам проверки сумма исчисленного и неуплаченного налога на землю составила 1070006 руб.
Судом установлено, что при исчислении данной суммы налога инспекция по налогам применила ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа от 16.02.2001 N 7/69.




В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1997 использование земли в Российской Федерации является платным.
Размер земельного налога, как указано в ст. 3 Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.




Частью 2 статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" установлено также, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садопроизводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
При этом органам местного самоуправления представляется право повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Установленные ставки индексировались постановлением Правительства РФ и соответствующими федеральными законами, в связи с чем средняя ставка земельного налога для категории "земли сельского поселения" на 2001 год составила 7,2 коп. за 1 кв. м, и при ее повышении для юридических лиц могла составить не более 14,4 коп. за 1 кв. м.
Постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 установлено, что земельный налог на участки земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, в границах поселков и сельских населенных пунктов для иных целей взимаются со всей площади земельных участков в размере 7,2 коп. за квадратный метр, а для коммерческих организаций - в размере 5 руб. 28 коп. за квадратный метр.
Учитывая, что в силу ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, а согласно п. 2 ст. 3 НК РФ установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала не допускается, суд обоснованно пришел к выводу, что налогоплательщик вправе с учетом ст. 76 Конституции РФ при исчислении земельного налога применить федеральные нормативные акты.
Учитывая изложенное, суд признал обоснованным расчет земельного налога, представленный ОАО "Хайрюзовский РКЗ" за 2001 год, в сумме 11491,32 руб.
Рассматривая правомерность расчета земельного налога за 2002 год, суд исходил также из того, что постановление главы Администрации с. Усть-Хайрюзово N 42 от 20.02.2002, которым руководствовался налоговый орган при исчислении земельного налога и которым ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах села Усть-Хайрюзово для иных целей, установлена в размере 28 коп. за 1 кв. м официально не было опубликовано, поэтому на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ применению не подлежит.
Кроме того, указанное постановление принято 20.06.2002, а в силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, в связи с чем расчет налоговых ставок за весь 2002 год согласно этому постановлению также неправомерен.
Таким образом, судом установлено, что налогоплательщик при расчете земельного налога с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ, установивший коэффициент 2 для всех ставок земельного налога, действовавших в 2001 году, определил подлежащим к уплате земельный налог в сумме 22982,64 руб. и уменьшил его на сумму земельного налога над объектом жилого фонда.
Вывод суда является правильным.
Определяя подлежащий к уплате земельный налог за 2003 год, судом также правильно указано, что при расчете налога налогоплательщик правомерно по тем же основаниям руководствовался Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году, с коэффициентом 1,8. С учетом этого сумма налога, подлежащая уплате за 2003 год, составила 41350,93 руб.
Таким образом, установив, что ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 "О ставках платы за землю на территории Корякского автономного округа на 2001 год", Законом КАО "О плате за землю в Корякском автономном округе" от 01.03.2002 N 116-ОЗ, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 20.06.2002 N 42, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 05.05.2003 N 21, противоречат Закону РФ от 11.10.1997 N 1738-1 "О плате за землю", суд обоснованно пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставок, установленных федеральным законом. При этом суд руководствовался ст. 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Учитывая изложенное, решение суда о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не была учтена ст. 3 Закона РФ "О плате за землю", позволяющая установить ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, органом законодательной (представительной) власти субъектов РФ признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку указанная норма права не противоречит выводам суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3155/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)