Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/3012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 19.04.2005 по делу N А24-3155/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 23.06.2004 N 05-12/18.
Общество с ограниченной ответственностью "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу) от 23.06.2004 N 05-12/8.
Решением от 19.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение налогового органа, полагая, что применение налоговым органом ставок земельного налога, установленных постановлением главы Администрации села Усть-Хайрюзово, является неправомерным, заявитель при расчете ставок налога обоснованно руководствовался федеральным законом.
Кроме того, суд при принятии решения руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ, истолковав все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу, не соглашаясь с решением суда, просит судебный акт отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган считает, что нормативные акты, регулирующие вопросы взимания земельного налога, приняты в Корякском автономном округе правомерно, в связи с чем оснований для применения ставок, установленных федеральным законодательством, не имелось.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители сторон участия в рассмотрении дела не принимали.
Проверив в порядке и пределах ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" по вопросам исчисления, уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт N 05-12 от 12.05.2004.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений по нему принято решение N 05-12/18 от 23.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 210540 руб.; доначислен к уплате налог 1052698 руб., пени - 503542 руб.
Суд установил, что налогоплательщик является собственником земельных участков и является плательщиком земельного налога.
Как установлено в ходе проверки, по данным декларации, представленной за 2001 год, налогоплательщиком исчислен земельный налог в сумме 13022 руб. По данным налогового органа сумма налога составляет 705871 руб.:
- - за 2002 год по данным налоговой декларации исчислен земельный налог в сумме 26044 руб., налоговым органом исчислен налог в сумме 190323 руб.;
- - за 2003 год по данным налоговой декларации земельный налог исчислен в сумме 78026 руб., налоговым органом исчислен налог 273596 руб.
Всего по результатам проверки сумма исчисленного и неуплаченного налога на землю составила 1070006 руб.
Судом установлено, что при исчислении данной суммы налога инспекция по налогам применила ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа от 16.02.2001 N 7/69.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1997 использование земли в Российской Федерации является платным.
Размер земельного налога, как указано в ст. 3 Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" установлено также, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садопроизводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
При этом органам местного самоуправления представляется право повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Установленные ставки индексировались постановлением Правительства РФ и соответствующими федеральными законами, в связи с чем средняя ставка земельного налога для категории "земли сельского поселения" на 2001 год составила 7,2 коп. за 1 кв. м, и при ее повышении для юридических лиц могла составить не более 14,4 коп. за 1 кв. м.
Постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 установлено, что земельный налог на участки земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, в границах поселков и сельских населенных пунктов для иных целей взимаются со всей площади земельных участков в размере 7,2 коп. за квадратный метр, а для коммерческих организаций - в размере 5 руб. 28 коп. за квадратный метр.
Учитывая, что в силу ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, а согласно п. 2 ст. 3 НК РФ установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала не допускается, суд обоснованно пришел к выводу, что налогоплательщик вправе с учетом ст. 76 Конституции РФ при исчислении земельного налога применить федеральные нормативные акты.
Учитывая изложенное, суд признал обоснованным расчет земельного налога, представленный ОАО "Хайрюзовский РКЗ" за 2001 год, в сумме 11491,32 руб.
Рассматривая правомерность расчета земельного налога за 2002 год, суд исходил также из того, что постановление главы Администрации с. Усть-Хайрюзово N 42 от 20.02.2002, которым руководствовался налоговый орган при исчислении земельного налога и которым ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах села Усть-Хайрюзово для иных целей, установлена в размере 28 коп. за 1 кв. м официально не было опубликовано, поэтому на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ применению не подлежит.
Кроме того, указанное постановление принято 20.06.2002, а в силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, в связи с чем расчет налоговых ставок за весь 2002 год согласно этому постановлению также неправомерен.
Таким образом, судом установлено, что налогоплательщик при расчете земельного налога с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ, установивший коэффициент 2 для всех ставок земельного налога, действовавших в 2001 году, определил подлежащим к уплате земельный налог в сумме 22982,64 руб. и уменьшил его на сумму земельного налога над объектом жилого фонда.
Вывод суда является правильным.
Определяя подлежащий к уплате земельный налог за 2003 год, судом также правильно указано, что при расчете налога налогоплательщик правомерно по тем же основаниям руководствовался Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году, с коэффициентом 1,8. С учетом этого сумма налога, подлежащая уплате за 2003 год, составила 41350,93 руб.
Таким образом, установив, что ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 "О ставках платы за землю на территории Корякского автономного округа на 2001 год", Законом КАО "О плате за землю в Корякском автономном округе" от 01.03.2002 N 116-ОЗ, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 20.06.2002 N 42, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 05.05.2003 N 21, противоречат Закону РФ от 11.10.1997 N 1738-1 "О плате за землю", суд обоснованно пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставок, установленных федеральным законом. При этом суд руководствовался ст. 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Учитывая изложенное, решение суда о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не была учтена ст. 3 Закона РФ "О плате за землю", позволяющая установить ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, органом законодательной (представительной) власти субъектов РФ признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку указанная норма права не противоречит выводам суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 19.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3155/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/3012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 19.04.2005 по делу N А24-3155/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 23.06.2004 N 05-12/18.
Общество с ограниченной ответственностью "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу) от 23.06.2004 N 05-12/8.
Решением от 19.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение налогового органа, полагая, что применение налоговым органом ставок земельного налога, установленных постановлением главы Администрации села Усть-Хайрюзово, является неправомерным, заявитель при расчете ставок налога обоснованно руководствовался федеральным законом.
Кроме того, суд при принятии решения руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ, истолковав все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу, не соглашаясь с решением суда, просит судебный акт отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган считает, что нормативные акты, регулирующие вопросы взимания земельного налога, приняты в Корякском автономном округе правомерно, в связи с чем оснований для применения ставок, установленных федеральным законодательством, не имелось.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители сторон участия в рассмотрении дела не принимали.
Проверив в порядке и пределах ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" по вопросам исчисления, уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт N 05-12 от 12.05.2004.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений по нему принято решение N 05-12/18 от 23.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 210540 руб.; доначислен к уплате налог 1052698 руб., пени - 503542 руб.
Суд установил, что налогоплательщик является собственником земельных участков и является плательщиком земельного налога.
Как установлено в ходе проверки, по данным декларации, представленной за 2001 год, налогоплательщиком исчислен земельный налог в сумме 13022 руб. По данным налогового органа сумма налога составляет 705871 руб.:
- - за 2002 год по данным налоговой декларации исчислен земельный налог в сумме 26044 руб., налоговым органом исчислен налог в сумме 190323 руб.;
- - за 2003 год по данным налоговой декларации земельный налог исчислен в сумме 78026 руб., налоговым органом исчислен налог 273596 руб.
Всего по результатам проверки сумма исчисленного и неуплаченного налога на землю составила 1070006 руб.
Судом установлено, что при исчислении данной суммы налога инспекция по налогам применила ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа от 16.02.2001 N 7/69.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1997 использование земли в Российской Федерации является платным.
Размер земельного налога, как указано в ст. 3 Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" установлено также, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садопроизводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
При этом органам местного самоуправления представляется право повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Установленные ставки индексировались постановлением Правительства РФ и соответствующими федеральными законами, в связи с чем средняя ставка земельного налога для категории "земли сельского поселения" на 2001 год составила 7,2 коп. за 1 кв. м, и при ее повышении для юридических лиц могла составить не более 14,4 коп. за 1 кв. м.
Постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 установлено, что земельный налог на участки земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, в границах поселков и сельских населенных пунктов для иных целей взимаются со всей площади земельных участков в размере 7,2 коп. за квадратный метр, а для коммерческих организаций - в размере 5 руб. 28 коп. за квадратный метр.
Учитывая, что в силу ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, а согласно п. 2 ст. 3 НК РФ установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала не допускается, суд обоснованно пришел к выводу, что налогоплательщик вправе с учетом ст. 76 Конституции РФ при исчислении земельного налога применить федеральные нормативные акты.
Учитывая изложенное, суд признал обоснованным расчет земельного налога, представленный ОАО "Хайрюзовский РКЗ" за 2001 год, в сумме 11491,32 руб.
Рассматривая правомерность расчета земельного налога за 2002 год, суд исходил также из того, что постановление главы Администрации с. Усть-Хайрюзово N 42 от 20.02.2002, которым руководствовался налоговый орган при исчислении земельного налога и которым ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах села Усть-Хайрюзово для иных целей, установлена в размере 28 коп. за 1 кв. м официально не было опубликовано, поэтому на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ применению не подлежит.
Кроме того, указанное постановление принято 20.06.2002, а в силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, в связи с чем расчет налоговых ставок за весь 2002 год согласно этому постановлению также неправомерен.
Таким образом, судом установлено, что налогоплательщик при расчете земельного налога с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ, установивший коэффициент 2 для всех ставок земельного налога, действовавших в 2001 году, определил подлежащим к уплате земельный налог в сумме 22982,64 руб. и уменьшил его на сумму земельного налога над объектом жилого фонда.
Вывод суда является правильным.
Определяя подлежащий к уплате земельный налог за 2003 год, судом также правильно указано, что при расчете налога налогоплательщик правомерно по тем же основаниям руководствовался Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году, с коэффициентом 1,8. С учетом этого сумма налога, подлежащая уплате за 2003 год, составила 41350,93 руб.
Таким образом, установив, что ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 "О ставках платы за землю на территории Корякского автономного округа на 2001 год", Законом КАО "О плате за землю в Корякском автономном округе" от 01.03.2002 N 116-ОЗ, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 20.06.2002 N 42, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 05.05.2003 N 21, противоречат Закону РФ от 11.10.1997 N 1738-1 "О плате за землю", суд обоснованно пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставок, установленных федеральным законом. При этом суд руководствовался ст. 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Учитывая изложенное, решение суда о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не была учтена ст. 3 Закона РФ "О плате за землю", позволяющая установить ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, органом законодательной (представительной) власти субъектов РФ признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку указанная норма права не противоречит выводам суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 19.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3155/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2005 N Ф03-А24/05-2/3012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/3012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 19.04.2005 по делу N А24-3155/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 23.06.2004 N 05-12/18.
Общество с ограниченной ответственностью "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу) от 23.06.2004 N 05-12/8.
Решением от 19.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение налогового органа, полагая, что применение налоговым органом ставок земельного налога, установленных постановлением главы Администрации села Усть-Хайрюзово, является неправомерным, заявитель при расчете ставок налога обоснованно руководствовался федеральным законом.
Кроме того, суд при принятии решения руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ, истолковав все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу, не соглашаясь с решением суда, просит судебный акт отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган считает, что нормативные акты, регулирующие вопросы взимания земельного налога, приняты в Корякском автономном округе правомерно, в связи с чем оснований для применения ставок, установленных федеральным законодательством, не имелось.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители сторон участия в рассмотрении дела не принимали.
Проверив в порядке и пределах ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" по вопросам исчисления, уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт N 05-12 от 12.05.2004.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений по нему принято решение N 05-12/18 от 23.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 210540 руб.; доначислен к уплате налог 1052698 руб., пени - 503542 руб.
Суд установил, что налогоплательщик является собственником земельных участков и является плательщиком земельного налога.
Как установлено в ходе проверки, по данным декларации, представленной за 2001 год, налогоплательщиком исчислен земельный налог в сумме 13022 руб. По данным налогового органа сумма налога составляет 705871 руб.:
- - за 2002 год по данным налоговой декларации исчислен земельный налог в сумме 26044 руб., налоговым органом исчислен налог в сумме 190323 руб.;
- - за 2003 год по данным налоговой декларации земельный налог исчислен в сумме 78026 руб., налоговым органом исчислен налог 273596 руб.
Всего по результатам проверки сумма исчисленного и неуплаченного налога на землю составила 1070006 руб.
Судом установлено, что при исчислении данной суммы налога инспекция по налогам применила ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа от 16.02.2001 N 7/69.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1997 использование земли в Российской Федерации является платным.
Размер земельного налога, как указано в ст. 3 Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" установлено также, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садопроизводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
При этом органам местного самоуправления представляется право повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Установленные ставки индексировались постановлением Правительства РФ и соответствующими федеральными законами, в связи с чем средняя ставка земельного налога для категории "земли сельского поселения" на 2001 год составила 7,2 коп. за 1 кв. м, и при ее повышении для юридических лиц могла составить не более 14,4 коп. за 1 кв. м.
Постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 установлено, что земельный налог на участки земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, в границах поселков и сельских населенных пунктов для иных целей взимаются со всей площади земельных участков в размере 7,2 коп. за квадратный метр, а для коммерческих организаций - в размере 5 руб. 28 коп. за квадратный метр.
Учитывая, что в силу ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, а согласно п. 2 ст. 3 НК РФ установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала не допускается, суд обоснованно пришел к выводу, что налогоплательщик вправе с учетом ст. 76 Конституции РФ при исчислении земельного налога применить федеральные нормативные акты.
Учитывая изложенное, суд признал обоснованным расчет земельного налога, представленный ОАО "Хайрюзовский РКЗ" за 2001 год, в сумме 11491,32 руб.
Рассматривая правомерность расчета земельного налога за 2002 год, суд исходил также из того, что постановление главы Администрации с. Усть-Хайрюзово N 42 от 20.02.2002, которым руководствовался налоговый орган при исчислении земельного налога и которым ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах села Усть-Хайрюзово для иных целей, установлена в размере 28 коп. за 1 кв. м официально не было опубликовано, поэтому на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ применению не подлежит.
Кроме того, указанное постановление принято 20.06.2002, а в силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, в связи с чем расчет налоговых ставок за весь 2002 год согласно этому постановлению также неправомерен.
Таким образом, судом установлено, что налогоплательщик при расчете земельного налога с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ, установивший коэффициент 2 для всех ставок земельного налога, действовавших в 2001 году, определил подлежащим к уплате земельный налог в сумме 22982,64 руб. и уменьшил его на сумму земельного налога над объектом жилого фонда.
Вывод суда является правильным.
Определяя подлежащий к уплате земельный налог за 2003 год, судом также правильно указано, что при расчете налога налогоплательщик правомерно по тем же основаниям руководствовался Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году, с коэффициентом 1,8. С учетом этого сумма налога, подлежащая уплате за 2003 год, составила 41350,93 руб.
Таким образом, установив, что ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 "О ставках платы за землю на территории Корякского автономного округа на 2001 год", Законом КАО "О плате за землю в Корякском автономном округе" от 01.03.2002 N 116-ОЗ, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 20.06.2002 N 42, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 05.05.2003 N 21, противоречат Закону РФ от 11.10.1997 N 1738-1 "О плате за землю", суд обоснованно пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставок, установленных федеральным законом. При этом суд руководствовался ст. 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Учитывая изложенное, решение суда о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не была учтена ст. 3 Закона РФ "О плате за землю", позволяющая установить ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, органом законодательной (представительной) власти субъектов РФ признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку указанная норма права не противоречит выводам суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3155/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/3012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 19.04.2005 по делу N А24-3155/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании недействительным решения от 23.06.2004 N 05-12/18.
Общество с ограниченной ответственностью "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу) от 23.06.2004 N 05-12/8.
Решением от 19.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение налогового органа, полагая, что применение налоговым органом ставок земельного налога, установленных постановлением главы Администрации села Усть-Хайрюзово, является неправомерным, заявитель при расчете ставок налога обоснованно руководствовался федеральным законом.
Кроме того, суд при принятии решения руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ, истолковав все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу, не соглашаясь с решением суда, просит судебный акт отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган считает, что нормативные акты, регулирующие вопросы взимания земельного налога, приняты в Корякском автономном округе правомерно, в связи с чем оснований для применения ставок, установленных федеральным законодательством, не имелось.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители сторон участия в рассмотрении дела не принимали.
Проверив в порядке и пределах ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к отмене решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" по вопросам исчисления, уплаты и перечисления земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт N 05-12 от 12.05.2004.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений по нему принято решение N 05-12/18 от 23.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 210540 руб.; доначислен к уплате налог 1052698 руб., пени - 503542 руб.
Суд установил, что налогоплательщик является собственником земельных участков и является плательщиком земельного налога.
Как установлено в ходе проверки, по данным декларации, представленной за 2001 год, налогоплательщиком исчислен земельный налог в сумме 13022 руб. По данным налогового органа сумма налога составляет 705871 руб.:
- - за 2002 год по данным налоговой декларации исчислен земельный налог в сумме 26044 руб., налоговым органом исчислен налог в сумме 190323 руб.;
- - за 2003 год по данным налоговой декларации земельный налог исчислен в сумме 78026 руб., налоговым органом исчислен налог 273596 руб.
Всего по результатам проверки сумма исчисленного и неуплаченного налога на землю составила 1070006 руб.
Судом установлено, что при исчислении данной суммы налога инспекция по налогам применила ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа от 16.02.2001 N 7/69.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1997 использование земли в Российской Федерации является платным.
Размер земельного налога, как указано в ст. 3 Закона, не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" установлено также, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садопроизводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
При этом органам местного самоуправления представляется право повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Установленные ставки индексировались постановлением Правительства РФ и соответствующими федеральными законами, в связи с чем средняя ставка земельного налога для категории "земли сельского поселения" на 2001 год составила 7,2 коп. за 1 кв. м, и при ее повышении для юридических лиц могла составить не более 14,4 коп. за 1 кв. м.
Постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 установлено, что земельный налог на участки земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, в границах поселков и сельских населенных пунктов для иных целей взимаются со всей площади земельных участков в размере 7,2 коп. за квадратный метр, а для коммерческих организаций - в размере 5 руб. 28 коп. за квадратный метр.
Учитывая, что в силу ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, а согласно п. 2 ст. 3 НК РФ установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала не допускается, суд обоснованно пришел к выводу, что налогоплательщик вправе с учетом ст. 76 Конституции РФ при исчислении земельного налога применить федеральные нормативные акты.
Учитывая изложенное, суд признал обоснованным расчет земельного налога, представленный ОАО "Хайрюзовский РКЗ" за 2001 год, в сумме 11491,32 руб.
Рассматривая правомерность расчета земельного налога за 2002 год, суд исходил также из того, что постановление главы Администрации с. Усть-Хайрюзово N 42 от 20.02.2002, которым руководствовался налоговый орган при исчислении земельного налога и которым ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах села Усть-Хайрюзово для иных целей, установлена в размере 28 коп. за 1 кв. м официально не было опубликовано, поэтому на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ применению не подлежит.
Кроме того, указанное постановление принято 20.06.2002, а в силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, в связи с чем расчет налоговых ставок за весь 2002 год согласно этому постановлению также неправомерен.
Таким образом, судом установлено, что налогоплательщик при расчете земельного налога с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ, установивший коэффициент 2 для всех ставок земельного налога, действовавших в 2001 году, определил подлежащим к уплате земельный налог в сумме 22982,64 руб. и уменьшил его на сумму земельного налога над объектом жилого фонда.
Вывод суда является правильным.
Определяя подлежащий к уплате земельный налог за 2003 год, судом также правильно указано, что при расчете налога налогоплательщик правомерно по тем же основаниям руководствовался Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, которым установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году, с коэффициентом 1,8. С учетом этого сумма налога, подлежащая уплате за 2003 год, составила 41350,93 руб.
Таким образом, установив, что ставки земельного налога, установленные постановлением Думы Корякского автономного округа N 7/69 от 16.02.2001 "О ставках платы за землю на территории Корякского автономного округа на 2001 год", Законом КАО "О плате за землю в Корякском автономном округе" от 01.03.2002 N 116-ОЗ, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 20.06.2002 N 42, постановлением главы Администрации с. Усть-Хайрюзово от 05.05.2003 N 21, противоречат Закону РФ от 11.10.1997 N 1738-1 "О плате за землю", суд обоснованно пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставок, установленных федеральным законом. При этом суд руководствовался ст. 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Учитывая изложенное, решение суда о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не была учтена ст. 3 Закона РФ "О плате за землю", позволяющая установить ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, органом законодательной (представительной) власти субъектов РФ признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку указанная норма права не противоречит выводам суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3155/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)