Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" Пашковой С.В. по доверенности от 01.09.2008 N 40, Пономарева В.Н. по доверенности от 01.09.2008 N 39,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 июля 2008 года по делу N А13-1229/2008 (судья Савенкова Н.В.),
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" (далее - Учреждение) о взыскании задолженности по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007 года в сумме 613 927 руб.
В судебном заседании Учреждением признаны требования Инспекции в сумме 41 352 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 июля 2008 года требования налогового органа удовлетворены.
Учреждение в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части взыскания 572 575 руб., ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное их толкование. Указывает, что ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" вправе применять льготу, установленную подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 968-ОЗ), поскольку имущество используется в деятельности, связанной со сферой сельского хозяйства.
В судебном заседании представители Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержали.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Учреждением в лице Череповецкого филиала 20.04.2007 представлена в Инспекцию по месту его нахождения декларация по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007 года, согласно которой исчислен авансовый платеж по налогу в сумме 78 149 руб.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекцией принято решение от 05.09.2007 N 1016/33280, которым Учреждению доначислен налог на имущество организаций за 1 квартал 2007 года в сумме 613 927 руб. в связи с неправомерным применением налогоплательщиком льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона N 968-ОЗ в отношении закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления и находящихся на его балансе объектов мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и имущества, необходимого для их эксплуатации.
На основании решения ответчику направлено требование по состоянию на 15.10.2007 N 1048 об уплате недоимки со сроком добровольного исполнения до 04.11.2007.
Поскольку требование не исполнено в установленный срок, Инспекция обратилась суд.
Согласно пункту 3.1 Устава Учреждения целью его деятельности является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных Учреждению в оперативное управление, реализации федеральных целевых программ на территории Вологодской области. Основные виды деятельности Учреждения перечислены в пункте 3.2 Устава.
На основании договоров от 22.05.2002 N 102, от 27.05.2002 N 103 Учреждению передано на праве оперативного управления государственное имущество для осуществления его деятельности. В состав данного имущества входят объекты мелиоративных систем, гидротехнические сооружения и имущество, необходимое для их эксплуатации.
На территории Вологодской области ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" имеет три филиала, в том числе Череповецкий, целью деятельности которого является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных на баланс учреждения, а также проведение работ по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем, дорог и водохозяйственных сооружений внутрихозяйственного значения в 10 районах Вологодской области на 91,75 тыс. га, поддержание их в работоспособном состоянии, обеспечивающем эффективное использование мелиоративных систем (Положение).
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. При этом мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ. Понятие мелиоративных систем включает комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
На основании пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Учреждение является плательщиком налога на имущество организаций.
Как установлено пунктом 1 статьи 374 НК РФ, объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Из пункта 1 статьи 372 названного выше Кодекса следует, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 указанной статьи при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона N 968-ОЗ предусмотрено, что от налогообложения освобождаются организации в отношении имущества, используемого ими для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, условием предоставления названной льготы является не только факт нахождения на балансе организации имущества сельскохозяйственного назначения, но и использование льготируемого имущества самим налогоплательщиком для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Ссылка Учреждения на письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 от 26.05.2006 N 12-29/3/2153, в котором указано о наличии права Учреждения на освобождение от уплаты налога на имущество в связи с тем, что оно используется для предоставления услуг по эксплуатации мелиоративных систем, отклоняется апелляционным судом, поскольку письмо основано на редакции Закона N 968-ОЗ от 23.03.2004 N 1004-ОЗ, которая не предусматривала необходимости использования данного имущества для производства сельхозпродукции именно самим хозяйствующим субъектом.
Письмо Департамента финансов Вологодской области от 13.02.2008 N 19-08/6/616 и его заключение по проекту закона области "О внесении дополнения в закон области "О налоге на имущество организаций" о нецелесообразности внесения изменений в пункт 1 части 4 Закона N 968-ОЗ в части освобождения бюджетных учреждений от уплаты налога на имущество в отношении мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, поскольку данное право организаций, осуществляющих мелиоративную деятельность, уже предусмотрено подпунктом 10 указанной статьи, также не могут быть приняты во внимание, так как они противоречат буквальному толкованию подпункта 10 пункта 1 статьи 4 Закона N 968-ОЗ. Оснований для его расширительного толкования не имеется.
В соответствии со спорным положением закона право на льготу имеют только субъекты, использующие имущество для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
На основании статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами, содержащимися в подпункте 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщику предоставляется возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Доказательств того, что имущество Учреждения используется им же для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, не представлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 июля 2008 года по делу N А13-1229/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2008 ПО ДЕЛУ N А13-1229/2008
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2008 г. по делу N А13-1229/2008
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" Пашковой С.В. по доверенности от 01.09.2008 N 40, Пономарева В.Н. по доверенности от 01.09.2008 N 39,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 июля 2008 года по делу N А13-1229/2008 (судья Савенкова Н.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" (далее - Учреждение) о взыскании задолженности по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007 года в сумме 613 927 руб.
В судебном заседании Учреждением признаны требования Инспекции в сумме 41 352 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 июля 2008 года требования налогового органа удовлетворены.
Учреждение в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части взыскания 572 575 руб., ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное их толкование. Указывает, что ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" вправе применять льготу, установленную подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 968-ОЗ), поскольку имущество используется в деятельности, связанной со сферой сельского хозяйства.
В судебном заседании представители Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержали.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Учреждением в лице Череповецкого филиала 20.04.2007 представлена в Инспекцию по месту его нахождения декларация по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007 года, согласно которой исчислен авансовый платеж по налогу в сумме 78 149 руб.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекцией принято решение от 05.09.2007 N 1016/33280, которым Учреждению доначислен налог на имущество организаций за 1 квартал 2007 года в сумме 613 927 руб. в связи с неправомерным применением налогоплательщиком льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона N 968-ОЗ в отношении закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления и находящихся на его балансе объектов мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и имущества, необходимого для их эксплуатации.
На основании решения ответчику направлено требование по состоянию на 15.10.2007 N 1048 об уплате недоимки со сроком добровольного исполнения до 04.11.2007.
Поскольку требование не исполнено в установленный срок, Инспекция обратилась суд.
Согласно пункту 3.1 Устава Учреждения целью его деятельности является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных Учреждению в оперативное управление, реализации федеральных целевых программ на территории Вологодской области. Основные виды деятельности Учреждения перечислены в пункте 3.2 Устава.
На основании договоров от 22.05.2002 N 102, от 27.05.2002 N 103 Учреждению передано на праве оперативного управления государственное имущество для осуществления его деятельности. В состав данного имущества входят объекты мелиоративных систем, гидротехнические сооружения и имущество, необходимое для их эксплуатации.
На территории Вологодской области ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" имеет три филиала, в том числе Череповецкий, целью деятельности которого является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных на баланс учреждения, а также проведение работ по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем, дорог и водохозяйственных сооружений внутрихозяйственного значения в 10 районах Вологодской области на 91,75 тыс. га, поддержание их в работоспособном состоянии, обеспечивающем эффективное использование мелиоративных систем (Положение).
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. При этом мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ. Понятие мелиоративных систем включает комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
На основании пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Учреждение является плательщиком налога на имущество организаций.
Как установлено пунктом 1 статьи 374 НК РФ, объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Из пункта 1 статьи 372 названного выше Кодекса следует, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 указанной статьи при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона N 968-ОЗ предусмотрено, что от налогообложения освобождаются организации в отношении имущества, используемого ими для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, условием предоставления названной льготы является не только факт нахождения на балансе организации имущества сельскохозяйственного назначения, но и использование льготируемого имущества самим налогоплательщиком для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Ссылка Учреждения на письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 от 26.05.2006 N 12-29/3/2153, в котором указано о наличии права Учреждения на освобождение от уплаты налога на имущество в связи с тем, что оно используется для предоставления услуг по эксплуатации мелиоративных систем, отклоняется апелляционным судом, поскольку письмо основано на редакции Закона N 968-ОЗ от 23.03.2004 N 1004-ОЗ, которая не предусматривала необходимости использования данного имущества для производства сельхозпродукции именно самим хозяйствующим субъектом.
Письмо Департамента финансов Вологодской области от 13.02.2008 N 19-08/6/616 и его заключение по проекту закона области "О внесении дополнения в закон области "О налоге на имущество организаций" о нецелесообразности внесения изменений в пункт 1 части 4 Закона N 968-ОЗ в части освобождения бюджетных учреждений от уплаты налога на имущество в отношении мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, поскольку данное право организаций, осуществляющих мелиоративную деятельность, уже предусмотрено подпунктом 10 указанной статьи, также не могут быть приняты во внимание, так как они противоречат буквальному толкованию подпункта 10 пункта 1 статьи 4 Закона N 968-ОЗ. Оснований для его расширительного толкования не имеется.
В соответствии со спорным положением закона право на льготу имеют только субъекты, использующие имущество для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
На основании статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами, содержащимися в подпункте 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщику предоставляется возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Доказательств того, что имущество Учреждения используется им же для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, не представлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 июля 2008 года по делу N А13-1229/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
И.Н.БОЧКАРЕВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
И.Н.БОЧКАРЕВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)