Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 мая 2007 г. Дело N А62-1763/06
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Смоленский автоагрегатный завод им. В.П.Отрохова АМО ЗИЛ" на Решение от 31.10.2006 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А62-1763/06,
Закрытое акционерное общество "Смоленский автоагрегатный завод им. Отрохова АМО ЗИЛ" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным Решения от 14.11.2005 N 570 о доначислении земельного налога и пени, а также признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе в зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного налога.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2006 решение Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска в части предложения ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод им. В.П.Отрохова АМО ЗИЛ" уплатить земельный налог в сумме 2910250 руб., пеню в сумме 380466 руб. 68 коп. признано недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод им. В.П.Отрохова АМО ЗИЛ" является плательщиком земельного налога на земельные участки, расположенные в г. Смоленске по ул. Губенко, площадью 306300 кв. м, относящиеся к категории земель промышленности, находящиеся в зоне 18.
Налогоплательщиком в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2002 год в связи с перерасчетом земельного налога без учета коэффициента дифференциации средней ставки земельного налога по городским землям промышленности, транспорта и складским.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации налоговым органом принято Решение от 14.11.2005 N 570 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением Обществу предложено уплатить доначисленный земельный налог в размере 2910250 руб.
Полагая, что в г. Смоленске должна применяться средняя ставка земельного налога, установленная Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", которая составила для г. Смоленска в 2002 году 6,624 руб. за кв. м, ЗАО "СААЗ АМО ЗИЛ" обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного земельного налога за 2002 год за земельные участки, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Губенко, общей площадью 306300 кв. м.
Письмом от 20.10.2005 N 10-41/15970 налоговый орган отказал Обществу в зачете до окончания камеральной проверки.
Посчитав, что действия Инспекции нарушают права и законные интересы, ЗАО "СААЗ АМО ЗИЛ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам.
Как следует из п. 4 ст. 12 НК РФ, местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
При этом Законом от 11.10.91 N 1738-1 установлены средние базовые ставки, которые в зависимости от местоположения земельных участков и градостроительной ценности могут варьироваться от нулевой ставки до максимальной, что в целом по городу (поселку) составит среднюю ставку налога с учетом дифференцирования для данной категории земель.
В Постановлении от 08.10.97 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти практически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В связи с этим Конституционный Суд возложил на Федеральное Собрание и Правительство РФ обязанность обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Однако до настоящего времени это предписание не исполнено.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N 209-О в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Если же экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога не осуществлялось, суду следует применять средние ставки, установленные Федеральным законом.
Как установлено судом, в 2001 году в связи с произошедшими градостроительными изменениями г. Смоленска представительным органом местного самоуправления проводился экономический анализ территории г. Смоленска с точки зрения влияния налоговых ставок на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Согласно пояснениям Смоленского городского Совета, изложенным в письме от 11.07.2006 N и-927 (л.д. 65 - 66 т. 2), площадь городских земель увеличилась на 800 га за счет присоединения земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку средний коэффициент дифференциации по всей площади города должен быть равен средневзвешенному значению - единице, возникла необходимость в перерасчете коэффициентов дифференциации.
В связи с этим ФГУ "Земельная кадастровая палата" по заказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Смоленской области был проведен перерасчет средних дифференцированных ставок земельного налога, разработанных в 1993 году НПЦ "Экотер", и корректировка ценового зонирования территории города. По итогам работы был подготовлен технический отчет.
Экономически обосновывая рассчитанные вновь коэффициенты дифференциации ставок земельного налога, ФГУ "Земельная кадастровая палата" были учтены следующие факторы:
- увеличение площади города на 800 га,
- изменение градостроительной ситуации,
- зона исторического ядра города,
- близость к общегородскому центру,
- обеспеченность инженерными коммуникациями,
- уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения,
- инженерно-геологические условия строительства (рельеф, слабые грунты, подтопление, заболоченность).
На заседании постоянной комиссии по вопросам развития города и городского хозяйства совместно с планово-бюджетной комиссией Смоленского городского Совета были проанализированы итоги работы НПЦ "Экотер" и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по экономической оценке территории г. Смоленска с точки зрения влияния на ее градостроительную ценность уровня инженерного оборудования и обустройства территории, доступности к объектам инженерной инфраструктуры и отдельных экологических признаков с учетом экономического анализа, проведенного администрацией г. Смоленска.
При этом анализ экономических показателей выявил, что предприятия, расположенные в промышленной зоне и являющиеся основными источниками поступления земельного налога в бюджет города, в состоянии уплатить установленный земельный налог, поэтому уменьшение коэффициента по промышленной зоне неизбежно повлекло бы увеличение налогового бремени для лиц, имеющих земельные участки в селитебной зоне, в том числе и физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
По результатам рассмотрения вышеуказанных документов Смоленский городской Совет принял Решение от 31.10.2001 N 208 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога", в соответствии с которым значения коэффициентов дифференциации для селитебной зоны увеличились в среднем на 40%, а для иных зон (в том числе для промышленной зоны) остались на прежнем уровне.
В соответствии со ст. 3 Закона от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы обязаны руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации, включая нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Таким образом, Решение от 31.10.2001 N 208 подлежит обязательному исполнению налоговыми органами, право оценки законов и принятия решений в соответствии с нормативным правовым актом налоговым органам не предоставлено.
Согласно названному решению коэффициент дифференциации средней ставки земельного налога, утвержденный для зоны 18, составил 3,21.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали действия налогового органа по доначислению земельного налога в размере 2910250 руб. правомерными, в связи с чем оснований для перезачета излишне уплаченного налога у Инспекции не имелось.
Довод Общества о том, что материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о правомерности экономического анализа территории г. Смоленска, суд кассационной инстанции считает несостоятельным. Данное обстоятельство было всесторонне исследовано судами первой и апелляционной инстанции, оснований для переоценки выводов судов и представленных доказательств у кассационной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда следует признать законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2006 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А62-1763/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2007 ПО ДЕЛУ N А62-1763/06
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 30 мая 2007 г. Дело N А62-1763/06
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Смоленский автоагрегатный завод им. В.П.Отрохова АМО ЗИЛ" на Решение от 31.10.2006 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А62-1763/06,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Смоленский автоагрегатный завод им. Отрохова АМО ЗИЛ" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным Решения от 14.11.2005 N 570 о доначислении земельного налога и пени, а также признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе в зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного налога.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2006 решение Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска в части предложения ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод им. В.П.Отрохова АМО ЗИЛ" уплатить земельный налог в сумме 2910250 руб., пеню в сумме 380466 руб. 68 коп. признано недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод им. В.П.Отрохова АМО ЗИЛ" является плательщиком земельного налога на земельные участки, расположенные в г. Смоленске по ул. Губенко, площадью 306300 кв. м, относящиеся к категории земель промышленности, находящиеся в зоне 18.
Налогоплательщиком в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2002 год в связи с перерасчетом земельного налога без учета коэффициента дифференциации средней ставки земельного налога по городским землям промышленности, транспорта и складским.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации налоговым органом принято Решение от 14.11.2005 N 570 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением Обществу предложено уплатить доначисленный земельный налог в размере 2910250 руб.
Полагая, что в г. Смоленске должна применяться средняя ставка земельного налога, установленная Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", которая составила для г. Смоленска в 2002 году 6,624 руб. за кв. м, ЗАО "СААЗ АМО ЗИЛ" обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного земельного налога за 2002 год за земельные участки, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Губенко, общей площадью 306300 кв. м.
Письмом от 20.10.2005 N 10-41/15970 налоговый орган отказал Обществу в зачете до окончания камеральной проверки.
Посчитав, что действия Инспекции нарушают права и законные интересы, ЗАО "СААЗ АМО ЗИЛ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам.
Как следует из п. 4 ст. 12 НК РФ, местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
При этом Законом от 11.10.91 N 1738-1 установлены средние базовые ставки, которые в зависимости от местоположения земельных участков и градостроительной ценности могут варьироваться от нулевой ставки до максимальной, что в целом по городу (поселку) составит среднюю ставку налога с учетом дифференцирования для данной категории земель.
В Постановлении от 08.10.97 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти практически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
В связи с этим Конституционный Суд возложил на Федеральное Собрание и Правительство РФ обязанность обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Однако до настоящего времени это предписание не исполнено.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N 209-О в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Если же экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога не осуществлялось, суду следует применять средние ставки, установленные Федеральным законом.
Как установлено судом, в 2001 году в связи с произошедшими градостроительными изменениями г. Смоленска представительным органом местного самоуправления проводился экономический анализ территории г. Смоленска с точки зрения влияния налоговых ставок на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Согласно пояснениям Смоленского городского Совета, изложенным в письме от 11.07.2006 N и-927 (л.д. 65 - 66 т. 2), площадь городских земель увеличилась на 800 га за счет присоединения земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку средний коэффициент дифференциации по всей площади города должен быть равен средневзвешенному значению - единице, возникла необходимость в перерасчете коэффициентов дифференциации.
В связи с этим ФГУ "Земельная кадастровая палата" по заказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Смоленской области был проведен перерасчет средних дифференцированных ставок земельного налога, разработанных в 1993 году НПЦ "Экотер", и корректировка ценового зонирования территории города. По итогам работы был подготовлен технический отчет.
Экономически обосновывая рассчитанные вновь коэффициенты дифференциации ставок земельного налога, ФГУ "Земельная кадастровая палата" были учтены следующие факторы:
- увеличение площади города на 800 га,
- изменение градостроительной ситуации,
- зона исторического ядра города,
- близость к общегородскому центру,
- обеспеченность инженерными коммуникациями,
- уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения,
- инженерно-геологические условия строительства (рельеф, слабые грунты, подтопление, заболоченность).
На заседании постоянной комиссии по вопросам развития города и городского хозяйства совместно с планово-бюджетной комиссией Смоленского городского Совета были проанализированы итоги работы НПЦ "Экотер" и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по экономической оценке территории г. Смоленска с точки зрения влияния на ее градостроительную ценность уровня инженерного оборудования и обустройства территории, доступности к объектам инженерной инфраструктуры и отдельных экологических признаков с учетом экономического анализа, проведенного администрацией г. Смоленска.
При этом анализ экономических показателей выявил, что предприятия, расположенные в промышленной зоне и являющиеся основными источниками поступления земельного налога в бюджет города, в состоянии уплатить установленный земельный налог, поэтому уменьшение коэффициента по промышленной зоне неизбежно повлекло бы увеличение налогового бремени для лиц, имеющих земельные участки в селитебной зоне, в том числе и физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
По результатам рассмотрения вышеуказанных документов Смоленский городской Совет принял Решение от 31.10.2001 N 208 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога", в соответствии с которым значения коэффициентов дифференциации для селитебной зоны увеличились в среднем на 40%, а для иных зон (в том числе для промышленной зоны) остались на прежнем уровне.
В соответствии со ст. 3 Закона от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы обязаны руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации, включая нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Таким образом, Решение от 31.10.2001 N 208 подлежит обязательному исполнению налоговыми органами, право оценки законов и принятия решений в соответствии с нормативным правовым актом налоговым органам не предоставлено.
Согласно названному решению коэффициент дифференциации средней ставки земельного налога, утвержденный для зоны 18, составил 3,21.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали действия налогового органа по доначислению земельного налога в размере 2910250 руб. правомерными, в связи с чем оснований для перезачета излишне уплаченного налога у Инспекции не имелось.
Довод Общества о том, что материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о правомерности экономического анализа территории г. Смоленска, суд кассационной инстанции считает несостоятельным. Данное обстоятельство было всесторонне исследовано судами первой и апелляционной инстанции, оснований для переоценки выводов судов и представленных доказательств у кассационной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда следует признать законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2006 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А62-1763/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)