Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.09.2007 ПО ДЕЛУ N А60-6217/2006-С6

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


19 сентября 2007 г. Дело N А60-6217/2006-С6

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.Д. Тимофеевой при ведении протокола судебного заседания судьей А.Д. Тимофеевой рассмотрел 19 сентября 2007 года в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Виста" к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области об оспаривании решения налогового органа,
при участии в судебном заседании: от заявителя - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; заявили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя; ходатайство судом удовлетворено; от заинтересованного лица - Е.Н. Мазнева, гл. госналогинспектор, доверенность N 17-юр от 29.12.2006, удостоверение УР N 088378; М.Л. Жаркова, начальник юридического отдела, доверенность N 1-юр от 29.12.2006, удостоверение УР N 088352.
Отводов суду не заявлено, процессуальные права разъяснены, заявлений, ходатайств не поступило.

Муниципальное унитарное предприятие "Виста" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 13.01.2006 N 2 о привлечении МУП "Виста" к налоговой ответственности в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей, налога на имущество в сумме 2563 рублей, налога на землю в сумме 36676 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2006 требования МУП "Виста" удовлетворены полностью.
Решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 13.01.2006 N 2 о привлечении МУП "Виста" к налоговой ответственности в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей, налога на имущество в сумме 2563 рублей, налога на землю в сумме 36676 рублей признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2006 решение суда первой инстанции от 01.06.2006 изменено, заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 13.01.2006 N 2 о привлечении МУП "Виста" к налоговой ответственности в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей, налога на землю в сумме 7442 рублей, налоговых санкций по п. 1, п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 29234 руб. признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.11.2006 постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2006 по делу N А60-6217/06 оставлено без изменения, кассационная жалоба Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 2770/07 решение суда первой инстанции от 01.06.2006, постановление суда апелляционной инстанции от 14.08.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-6217/06-С6 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.11.2006 по тому же делу в части требования муниципального унитарного предприятия "Виста" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 13.01.2006 N 2 в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей отменены. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Заявитель просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 13.01.2006 N 2 в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей.
Налоговый орган полагает, что налог на прибыль доначислен предприятию правомерно, поскольку налоговая база по названному налогу была занижена заявителем.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, суд
УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 4 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка муниципального унитарного предприятия "Виста" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по налогу на прибыль за период с 2003 г. по 9 мес. 2005 г.
Результаты проверки оформлены актом N 160 от 16.12.2005, в котором отражен выявленный налоговым органом факт неуплаты налога на прибыль.
На основании акта проверки Инспекцией вынесено решение N 2 от 13.01.2006, которым предприятию, в том числе, доначислены налог на прибыль в размере 774545 рублей и пени за неуплату налога на прибыль в размере 206209 рублей. Кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей.
Не согласившись с решением Инспекции в указанной части, предприятие обратилось в суд.
Суд считает, что в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 13.01.2006 N 2 в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей следует отказать исходя из следующего.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в силу ст. 247 НК РФ признается полученная налогоплательщиком прибыль, т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Расходами согласно ст. 252 НК РФ признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Доначисляя предприятию налог на прибыль, налоговый орган исходил из того, что заявителем неправомерно отнесена на расходы балансовая стоимость недвижимого имущества, полученного в хозяйственное ведение, поскольку расходов по приобретению данного имущества МУП "Виста" фактически не понесло. Инспекция полагает, что предприятие должно уплатить налог на прибыль с суммы проданного муниципального недвижимого имущества, поскольку расходы заявителя экономически не обоснованы и документально не подтверждены. Привлекая заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль, налоговый орган исходил из того, что в действиях предприятия имеется состав налогового правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ.
В соответствии со ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы - получение имущества российской организацией от организации, если уставный (складочный) капитал получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада передающей организации. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения.
Согласно ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованного имущества, определяемую в следующем порядке: при реализации амортизируемого имущества на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 13 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном налоговом периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
В силу ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Из материалов дела следует, что в течение проверяемого периода МУП "Виста" принимало в хозяйственное ведение муниципальное имущество (нежилые помещения) на основании решений комитета по управлению муниципальным имуществом: N 94 от 21.03.2003, N 329 от 25.07.2003, N 252 от 23.06.2003, N 224 от 04.06.2003, N 133 от 02.04.2003, N 357 от 08.09.2004, N 485 от 22.11.2004, N 451 от 03.11.2004, N 450 от 03.11.2004, N 352 от 18.07.2005.
Недвижимое имущество было поставлено на баланс предприятия согласно актам приемки-передачи с указанием балансовой стоимости передаваемого имущества без выделения при передаче сумм начисленной амортизации по каждому объекту. На каждое нежилое помещение было оформлено свидетельство о государственной регистрации права.
Впоследствии, на основании разрешений комитета по управлению муниципальным имуществом N 302 от 28.07.2003, N 335 от 28.08.2003, N 297 от 23.07.2003, N 260 от 27.06.2003 и от 24.04.2003, N 359 от 04.10.2004, N 21 от 11.01.2005, N 503 от 30.11.2004, N 502 от 30.11.2004, N 432 от 30.08.2005 переданное в хозяйственное ведение имущество предприятие продавало по балансовой стоимости, согласованной с комитетом по управлению муниципальным имуществом. Договоры купли-продажи оформлялись между покупателями и МУП "Виста", а денежные средства от реализации поступали на расчетный счет предприятия. Все полученные от комитета по управлению муниципальным имуществом объекты были предприятием поставлены на баланс на счет 01 "Основные средства".
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации муниципальные унитарные предприятия являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном данной главой Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены ст. 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим. При этом, главой 25 Кодекса не предусмотрено исключение средств, полученных федеральными органами исполнительной власти от оказания ими платных услуг на договорной основе, доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходов от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, здания, сооружения относятся к основным средствам. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Основные средства должны приниматься к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в том числе суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и т.д. Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
В соответствии с Методическими указаниями по ведению бухгалтерского учета по основным средствам, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, организация, получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение от государственного или муниципального органа, отражает их стоимость при принятии объекта к бухгалтерскому учету по дебету счета учета "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета учета "Расчеты с государственным и муниципальным органами". Одновременно на стоимость полученных объектов производится запись по дебету счета учета "Расчеты с государственным и муниципальным органами" и кредиту счета учета "Добавочный капитал".
Согласно разделу 5 ПБУ 6/01 выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи или ликвидации, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств подлежат зачислению на счет "Прибыли и убытки" в качестве операционных доходов и расходов.
В результате налоговой проверки установлено, что МУП "Виста" было реализовано в 2003 году имущества на сумму 2915948 руб. В 2004 году в хозяйственное ведение МУП "Виста" были получены здания нежилого назначения с ниже указанной балансовой стоимостью и оприходованы на баланс предприятия на счет 01 "Основные средства". По договорам купли-продажи с согласия комитета по управлению муниципальным имуществом имущество было реализовано предприятием на сумму 406575 руб. В 2005 году в хозяйственное ведение предприятия были получены здания нежилого назначения с ниже указанной балансовой стоимостью. Они также были оприходованы на баланс предприятия на счет 01 "Основные средства". Реализовано согласно договорам купли-продажи с согласия комитета за 9 месяцев 2005 года на сумму 911660 руб.




В соответствии с п. 12 ПБУ "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Министерства финансов от 06.05.1999 N 33 и Приказом от 06.05.1999 N 32, выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: организация имеет право на получение этой выручки; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организаций; право собственности перешло от организации к покупателю; расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
В ходе проверки общества все вышеперечисленные условия были установлены, поэтому у МУП "Виста" возникла обязанность по формированию выручки за счет поступлений от реализации имущества. Расходы, уменьшающие доходы от реализации имущества, у предприятия равны нулю.
Кроме того, в налоговых декларациях по налогу на прибыль за период 2003 - 2005 годы МУП "Виста" по строке 020 "Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации" в расходы, принимаемые для целей налогообложения, относило балансовую стоимость имущества, полученного в хозяйственное ведение от комитета по управлению муниципальным имуществом, однако предприятие не понесло расходов в части приобретения данного имущества, а, следовательно, и не могло относить балансовую стоимость имущества в качестве расходов и таким образом занижать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Исходя из вышеперечисленных норм права, полученные предприятием средства от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с положениями ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации первоначально в установленном порядке подлежат обложению налогом на прибыль с распределением суммы налога между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, затем в части, оставшейся после уплаты налогов, в размере 100 процентов включаются в состав доходов соответствующих бюджетов.
Как следует из материалов дела, в результате данного нарушения расходы предприятия в период 2003 г., 2004 г., 9 месяцев 2005 г. завышались. По данным налоговых деклараций по налогу на прибыль за названный период предприятие заявляло для целей налогообложения убытки. Всего по результатам выездной налоговой проверки предприятию за указанный период доначислен налог на прибыль в сумме 774545 руб., за 2004 год предприятию уменьшен убыток на 138961 руб. (акт проверки стр. 2, 5, 6, 7; решение стр. 4 - 6).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии со ст. 13 указанного Закона используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Согласно Уставу муниципального унитарного предприятия "Виста" основными видами деятельности предприятия являются: проведение торгов и аукционов; оценка движимого и недвижимого имущества; риэлтерская деятельность; все виды торговой деятельности; посредническая деятельность.
Вместе с тем МУП "Виста" осуществляло сделки по реализации муниципального имущества в нарушение ст. 13 вышеназванного Федерального закона N 178-ФЗ. Согласие собственника на реализацию муниципального имущества при этом не устраняет нарушений, допущенных заявителем, поскольку сам собственник действовал в нарушение ст. 1, 13 Федерального закона N 178-ФЗ.
Однако согласие собственника на совершение ничтожных сделок и перечисление в соответствующий бюджет сумм, полученных от реализации муниципального имущества по таким сделкам, не являются основанием для освобождения предприятия от обязанности по уплате налога на прибыль.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно доначислил обществу налог на прибыль в сумме 774545 рублей, пени по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей, и налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей.
В удовлетворении заявленных требований МУП "Виста" следует отказать.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

в удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия "Виста" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 13.01.2006 N 2 в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ТИМОФЕЕВА А.Д.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)