Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Смоляк Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области Леоновой Н.А. (доверенность N СА-03-01 от 12.01.2011) и общества с ограниченной ответственностью Золоторудная компания "Грейн-Стар" Банщикова В.В. (доверенность от 20.01.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года по делу N А19-12610/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гаврилов О.В., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Золоторудная компания "Грейн-Стар" (ОГРН 1043801536404, ИНН 3811079737) (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области (ОГРН 1043800734450, ИНН 3802009941) (далее - налоговая инспекция) от 25.03.2010 N 05-90/2074 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 07.06.2010 N 26-16/22699 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2009 года в сумме 25 997 рублей 70 копеек, начисления пени в сумме 11 576 рублей 4 копейки, предложения уплатить указанные суммы штрафа, пеней и недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 259 977 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом в нарушение пункта 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно включена в расходы, уменьшающие стоимость реализованного химически чистого металла, сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная аффинажным заводом за оказанные услуги по переработке сырья.
Налоговая инспекция считает, что расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, могут быть приняты налогоплательщиком только в той части, которая относится к полезному ископаемому, реализованному в данном налоговом периоде.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не дана оценка примененному налогоплательщиком способу определения налоговой базы путем умножения количества химически чистого металла на стоимость единицы лигатурного золота, противоречащему положения главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налоговой инспекции, для исчисления налога на добычу полезных ископаемых, в том числе по серебру пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ставка 6,5 процентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и несостоятельность доводов налоговой инспекции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва на жалобу.
Проверив соответствие выводов суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2009 года.
По результатам рассмотрения акта от 15.02.2010 N 4347 и возражений налогоплательщика налоговой инспекцией 25.03.2010 вынесено решение N 05-90/2074, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 25 997 рублей 70 копеек, ему начислены пени в сумме 11 576 рублей 4 копейки и предложено уплатить указанные суммы штрафа, пеней и недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 259 977 рублей.
Не согласившись с принятым по результатам налоговой проверки решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта налоговой инспекции недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности налоговой инспекцией факта совершения налогоплательщиком вмененного ему налогового правонарушения, выразившегося в неправильном расчете налоговой базы и исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации общество в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, осуществляя деятельность на основании лицензий на право пользования недрами ИРК 02063 БР, ИРК 02118 БЭ, ИРК 02071 БЭ.
Как установлено судами и следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления налогоплательщику налога на добычу полезных ископаемых, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налоговой инспекции о занижении обществом количества полезного ископаемого в результате его неправильного учета.
В ходе проверки налоговая инспекция произвела перерасчет количества добытого полезного ископаемого для целей обложения налогом на добычу полезных ископаемых как количество шлихового (лигатурного) золота, полученного в результате извлечения из недр золотоносных песков и их первичной обработки (промывки и очистки от примесей) (согласно актам съема добытого металла с промприборов).
Согласно пункту 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде обществом добыто полезное ископаемое - концентрат, содержащий драгоценные металлы, отвечающий техническим условиям "золото лигатурное".
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора N 20-09 от 20.11.2008 на переработку сырья, заключенного между обществом (заказчик) и открытым акционерным обществом (ОАО) "Новосибирский аффинажный завод" (переработчик), заказчик поставляет аффинажному заводу золотосодержащее сырье (шлиховое (лигатурное) золото), а переработчик в результате аффинажа перерабатывает указанное сырье с получением готовой продукции, соответствующей государственным стандартам - ГОСТу 28058-89 "Золото в слитках. Технические условия", ГОСТу Р51572-2000 "Слитки золота мерные. Технические условия", ГОСТу 28595-90 "Серебро в слитках. Технические условия", ГОСТу Р51784-2001 "Слитки серебра мерные. Технические условия".
Статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации установлен общий порядок определения количества добытого полезного ископаемого, в соответствии с которым данный показатель определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, что обществом в соответствии с учетной политикой применяется прямой метод определения количества добытых полезных ископаемых.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях) определено, что добычей драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. В соответствии с пунктом 7 названных Правил учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.
Таким образом, при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений установлен особый порядок ведения учета количества добытого полезного ископаемого. Действующими нормативными актами ведение учета количества концентрата и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, иным способом не предусмотрено.
При этом судами установлено, что оспариваемое решение налоговой инспекции не содержит результатов проверки правильности применения коэффициента химической чистоты и нормативное обоснование расчета количества добытого полезного ископаемого без учета применения специальной нормы пункта 4 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения налоговой инспекции в указанной части являются обоснованными.
Правильными являются и выводы судов об обоснованности включения обществом в расходы, уменьшающие стоимость реализованного химически чистого металла, сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за услуги по аффинажу.
Пунктом 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
Учитывая, что в силу прямого указания закона о необходимости исключать из цены реализации химически чистого металла расходы налогоплательщика на его аффинаж, а также принимая во внимание, что услуги по осуществлению аффинажа (очистке от примесей) в соответствии с положениями главы 21 Кодекса облагаются налогом на добавленную стоимость, законодатель не предусматривает возможности выделения из расходов на аффинаж суммы уплаченного аффинажному заводу налога на добавленную стоимость.
Исходя из правовой природы налога на добычу полезных ископаемых, суды признали, что при установлении возможности уменьшения выручки от реализации полезного ископаемого воля законодателя направлена на исключение из стоимости единицы добытого полезного ископаемого расходов, не связанных непосредственно с добычей этого полезного ископаемого, которые не должны влиять на исчисление налоговой базы.
Судами отклонен довод налоговой инспекции о том, что законодателем предусмотрен особый порядок возмещения расходов налогоплательщика на уплату предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) налога на добавленную стоимость путем применения налоговых вычетов по этому налогу, не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку Кодекс не предусматривает зависимость формирования стоимости добытых полезных ископаемых от порядка исчисления налога на добавленную стоимость.
Налоговой инспекцией в ходе проверки порядок формирования налогоплательщиком цены реализации, а также учет определенных составляющих цены не проверялся.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что расходы, указанные в пункте 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшающие налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, могут быть приняты обществом только в той части, которая относится к полезному ископаемому, реализованному в данном налоговом периоде, является необоснованным, поскольку не соответствует требованиям статей 336, 337 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обложению налогом на добычу полезных ископаемых подлежит все добытое полезное ископаемое, а не реализованная его часть.
Несостоятелен и довод налоговой инспекции о необходимости применения налоговой ставки 6,5 процентов для исчисления налога на добычу полезных ископаемых по серебру.
Судами установлено, что в оспариваемом решении в строках "Количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по общеустановленной ставке" применительно и к золоту, и к серебру налоговая инспекция отразила одни и те же показатели. При расчетах и в том и в другом случае налоговая инспекция учитывала золотосодержащий концентрат. Поэтому суды правильно указали на необоснованность применения к одному виду добытого полезного ископаемого разных налоговых ставок.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года по делу N А19-12610/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Л.И.СМОЛЯК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2011 ПО ДЕЛУ N А19-12610/10
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2011 г. N А19-12610/10
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Смоляк Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области Леоновой Н.А. (доверенность N СА-03-01 от 12.01.2011) и общества с ограниченной ответственностью Золоторудная компания "Грейн-Стар" Банщикова В.В. (доверенность от 20.01.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года по делу N А19-12610/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гаврилов О.В., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Золоторудная компания "Грейн-Стар" (ОГРН 1043801536404, ИНН 3811079737) (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области (ОГРН 1043800734450, ИНН 3802009941) (далее - налоговая инспекция) от 25.03.2010 N 05-90/2074 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 07.06.2010 N 26-16/22699 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2009 года в сумме 25 997 рублей 70 копеек, начисления пени в сумме 11 576 рублей 4 копейки, предложения уплатить указанные суммы штрафа, пеней и недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 259 977 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом в нарушение пункта 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно включена в расходы, уменьшающие стоимость реализованного химически чистого металла, сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная аффинажным заводом за оказанные услуги по переработке сырья.
Налоговая инспекция считает, что расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, могут быть приняты налогоплательщиком только в той части, которая относится к полезному ископаемому, реализованному в данном налоговом периоде.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не дана оценка примененному налогоплательщиком способу определения налоговой базы путем умножения количества химически чистого металла на стоимость единицы лигатурного золота, противоречащему положения главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налоговой инспекции, для исчисления налога на добычу полезных ископаемых, в том числе по серебру пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ставка 6,5 процентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и несостоятельность доводов налоговой инспекции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва на жалобу.
Проверив соответствие выводов суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2009 года.
По результатам рассмотрения акта от 15.02.2010 N 4347 и возражений налогоплательщика налоговой инспекцией 25.03.2010 вынесено решение N 05-90/2074, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 25 997 рублей 70 копеек, ему начислены пени в сумме 11 576 рублей 4 копейки и предложено уплатить указанные суммы штрафа, пеней и недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 259 977 рублей.
Не согласившись с принятым по результатам налоговой проверки решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта налоговой инспекции недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности налоговой инспекцией факта совершения налогоплательщиком вмененного ему налогового правонарушения, выразившегося в неправильном расчете налоговой базы и исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации общество в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, осуществляя деятельность на основании лицензий на право пользования недрами ИРК 02063 БР, ИРК 02118 БЭ, ИРК 02071 БЭ.
Как установлено судами и следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления налогоплательщику налога на добычу полезных ископаемых, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налоговой инспекции о занижении обществом количества полезного ископаемого в результате его неправильного учета.
В ходе проверки налоговая инспекция произвела перерасчет количества добытого полезного ископаемого для целей обложения налогом на добычу полезных ископаемых как количество шлихового (лигатурного) золота, полученного в результате извлечения из недр золотоносных песков и их первичной обработки (промывки и очистки от примесей) (согласно актам съема добытого металла с промприборов).
Согласно пункту 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде обществом добыто полезное ископаемое - концентрат, содержащий драгоценные металлы, отвечающий техническим условиям "золото лигатурное".
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора N 20-09 от 20.11.2008 на переработку сырья, заключенного между обществом (заказчик) и открытым акционерным обществом (ОАО) "Новосибирский аффинажный завод" (переработчик), заказчик поставляет аффинажному заводу золотосодержащее сырье (шлиховое (лигатурное) золото), а переработчик в результате аффинажа перерабатывает указанное сырье с получением готовой продукции, соответствующей государственным стандартам - ГОСТу 28058-89 "Золото в слитках. Технические условия", ГОСТу Р51572-2000 "Слитки золота мерные. Технические условия", ГОСТу 28595-90 "Серебро в слитках. Технические условия", ГОСТу Р51784-2001 "Слитки серебра мерные. Технические условия".
Статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации установлен общий порядок определения количества добытого полезного ископаемого, в соответствии с которым данный показатель определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, что обществом в соответствии с учетной политикой применяется прямой метод определения количества добытых полезных ископаемых.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях) определено, что добычей драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. В соответствии с пунктом 7 названных Правил учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.
Таким образом, при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений установлен особый порядок ведения учета количества добытого полезного ископаемого. Действующими нормативными актами ведение учета количества концентрата и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, иным способом не предусмотрено.
При этом судами установлено, что оспариваемое решение налоговой инспекции не содержит результатов проверки правильности применения коэффициента химической чистоты и нормативное обоснование расчета количества добытого полезного ископаемого без учета применения специальной нормы пункта 4 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения налоговой инспекции в указанной части являются обоснованными.
Правильными являются и выводы судов об обоснованности включения обществом в расходы, уменьшающие стоимость реализованного химически чистого металла, сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за услуги по аффинажу.
Пунктом 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
Учитывая, что в силу прямого указания закона о необходимости исключать из цены реализации химически чистого металла расходы налогоплательщика на его аффинаж, а также принимая во внимание, что услуги по осуществлению аффинажа (очистке от примесей) в соответствии с положениями главы 21 Кодекса облагаются налогом на добавленную стоимость, законодатель не предусматривает возможности выделения из расходов на аффинаж суммы уплаченного аффинажному заводу налога на добавленную стоимость.
Исходя из правовой природы налога на добычу полезных ископаемых, суды признали, что при установлении возможности уменьшения выручки от реализации полезного ископаемого воля законодателя направлена на исключение из стоимости единицы добытого полезного ископаемого расходов, не связанных непосредственно с добычей этого полезного ископаемого, которые не должны влиять на исчисление налоговой базы.
Судами отклонен довод налоговой инспекции о том, что законодателем предусмотрен особый порядок возмещения расходов налогоплательщика на уплату предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) налога на добавленную стоимость путем применения налоговых вычетов по этому налогу, не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку Кодекс не предусматривает зависимость формирования стоимости добытых полезных ископаемых от порядка исчисления налога на добавленную стоимость.
Налоговой инспекцией в ходе проверки порядок формирования налогоплательщиком цены реализации, а также учет определенных составляющих цены не проверялся.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что расходы, указанные в пункте 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшающие налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, могут быть приняты обществом только в той части, которая относится к полезному ископаемому, реализованному в данном налоговом периоде, является необоснованным, поскольку не соответствует требованиям статей 336, 337 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обложению налогом на добычу полезных ископаемых подлежит все добытое полезное ископаемое, а не реализованная его часть.
Несостоятелен и довод налоговой инспекции о необходимости применения налоговой ставки 6,5 процентов для исчисления налога на добычу полезных ископаемых по серебру.
Судами установлено, что в оспариваемом решении в строках "Количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по общеустановленной ставке" применительно и к золоту, и к серебру налоговая инспекция отразила одни и те же показатели. При расчетах и в том и в другом случае налоговая инспекция учитывала золотосодержащий концентрат. Поэтому суды правильно указали на необоснованность применения к одному виду добытого полезного ископаемого разных налоговых ставок.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года по делу N А19-12610/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Л.И.СМОЛЯК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)