Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2008 N 09АП-13820/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-56/08-140-1

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2008 г. N 09АП-13820/2008-АК

Дело N А40-56/08-140-1
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
судей В.Я. Голобородько, П.В. Румянцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2008 г.
по делу N А40-56/08-140-1, принятое судьей Мысак Н.Я.
по иску (заявлению) ООО "Лукойл-Калининградморнефть"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо ОАО "РЖД"
о признании недействительным решения в части
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Шигинова А.А. по дов. от 16.11.2007 N 17-1/9282, Евсеевой Е.С. по дов. от 19.11.2007 N 17-1/9279, Смирнова В.В. по дов. от 16.11.2007 N 17-1/9283
от ответчика (заинтересованного лица) - Аймухаметова Р.Б. по дов. от 01.02.2008 N 18, Желыбинцевой М.М. по дов. от 16.04.2008 N 52
от третьего лица - Картузовой О.В. по дов. от 17.12.2007 N 1290-Д
установил:

ООО "Лукойл-Калининградморнефть" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 02.10.2007 N 52/2224 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- - доначисления налога на прибыль в сумме 1 068 144 руб., штрафа 155 771 руб. по п. 1.2 решения;
- - доначисления НДС в сумме 495 132 руб., штрафа 99 026 руб. по п. 2.1 решения;
- - доначисления НДС в сумме 19 560 116 руб., штрафа 3 912 023 руб. по п. 2.2 решения;
- - доначисления налога на имущество в сумме 8 528 руб. по п. 5.1 решения;
- - доначисления ЕНВД в сумме 5 723 руб., штрафа 1 144 руб. по п. 6.1 решения;
- - доначисления ЕНВД в сумме 38 334 руб., штрафа 7 667 руб. по п. 6.2 решения;
- - доначисления ЕНВД в сумме 718 412 руб., штрафа 143 683 руб. по п. 6.3 решения;
- - доначисления НДПИ в сумме 2017 688 руб., штрафа 403 538 руб. по п. 9.1 решения;
- - доначисления НДПИ в сумме 212 130 руб., штрафа 42 426 руб. по п. 9.2 решения;
- - доначисления земельного налога в сумме 63 121 руб. и штрафа 12 624 руб. по п. 8.1 решения;
- - доначисления земельного налога в сумме 11 284 руб. и штрафа 2 257 руб. по п. 8.2 решения,
- а также начисления соответствующих сумм пени по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, НДПИ, земельному налогу по данным пунктам решения (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 29.08.2008 г. заявленные требования удовлетворены в части: доначисления налога на прибыль в сумме 1 068 144 руб., штрафа 155 771 руб. по п. 1.2 решения; доначисления НДС в сумме 495 132 руб., штрафа 99 026 руб. по п. 2.1 решения; доначисления НДС в сумме 19 560 116 руб., штрафа 3 912 023 руб. по п. 2.2 решения; доначисления налога на имущество в сумме 8 528 руб. по п. 5.1 решения; доначисления ЕНВД в сумме 5 723 руб., штрафа 1 144 руб. по п. 6.1 решения; доначисления ЕНВД в сумме 38 334 руб., штрафа 7 667 руб. по п. 6.2 решения; доначисления ЕНВД в сумме 718 412 руб., штрафа 143 683 руб. по п. 6.3 решения; доначисления НДПИ в сумме 2 017 688 руб., штрафа 403 538 руб. по п. 9.1 решения; доначисления НДПИ в сумме 212 130 руб., штрафа 42 426 руб. по п. 9.2 решения, а также начисления соответствующих сумм пени по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, НДПИ по данным пунктам решения. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано. При этом суд исходил из того, что ненормативный акт инспекции в оспариваемой части является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу относительно п. 2.2 оспариваемого решения, касающегося доначисления НДС в сумме 19 560 116 руб., штрафа в размере 3 912 023 руб. и соответствующих сумм пени, в котором поддерживает позицию заявителя по данному пункту решения, считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим изменению или отмене в указанной части.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а апелляционная жалоба - удовлетворению в соответствующей части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., по результатам которой составлен акт и вынесено решение от 02.10.2007 N 52/2224 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
На основании данного решения заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 4 836 571 руб. Обществу начислено пени за неуплату или неполную уплату сумм налогов по состоянию на 02.10.2007 г. в размере 2 568 110 руб., предложено уплатить недоимку по обязательным платежам в бюджет в сумме 24 334 848 руб.
По пункту 1.2 решения.
Налоговый орган полагает, что заявитель в нарушение п. п. 3, 4, 5 ст. 258 Кодекса неправомерно определил срок полезного использования причала береговой базы обеспечения морской ледостойкой базы стационарной платформы (МЛСП) нефтяного месторождения Кравцовское (Д6) на Балтийском море, что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль на сумму завышенной амортизации. В результате указанного нарушения доначислен налог на прибыль в размере 1 068 144 руб., соответствующие пени и штраф в размере 155 771 руб.
Инспекция пришла к выводу о неправильном определении срока полезного использования объекта в целях налогообложения на основании технического паспорта, в котором указан нормативный срок службы - 50 лет.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы инспекции и указал, что спорное основное средство - причал береговой базы обеспечения морской ледостойкой базы стационарной платформы (МЛСП) нефтяного месторождения Кравцовское (Д6) на Балтийском море - по своему функциональному назначению и фактическому использованию представляет собой не причал морской, а является комплексом по перегрузке скоропортящихся грузов, который работает в составе комплекса по переработке скоропортящихся грузов.
Судом первой инстанции правильно установлено, что причал береговой базы обеспечения Кравцовского месторождения принят в эксплуатацию согласно приказу от 19.07.2004 N 345 "О вводе в эксплуатацию" (т. 13 л.д. 134 - 136), свидетельству о государственной регистрации права 39-АА N 271978 (т. 13 л.д. 146), в соответствии с которым объектом права заявителя является Причал береговой базы обеспечения месторождения Кравцовское (Д-6) на Балтийском море, а также акта N 27 от 19.07.2004 (т. 14 л.д. 144 - 146) о приеме-передаче Причала в эксплуатацию.
В состав Причала входит специальное оборудование и сооружения для отправки и приемки скоропортящихся грузов: емкость для слива буровых растворов, технологические трубопроводы, шламовые контейнеры, наружные инженерные сети для слива стоков, приемные резервуары производственных и санитарных стоков и иное технологическое оборудование. Необходимость в обеспечении платформы обусловлена технологическим процессом, т.е. перевозкой скоропортящихся грузов (буровой шлам, буровые сточные воды, санитарные стоки (сточные воды) и т.д.) на платформу и с платформы специализированными судами, из судовых документов следует, что суда швартуются именно у этого причала. Из имеющихся в материалах дела актов сдачи (приема) отходов (т. 3 л.д. 1 - 8) следует, что данный Причал используется в составе комплекса по переработке скоропортящихся грузов.
На предприятии разработана и утверждена Инструкция по соблюдению природоохранных требований при эксплуатации нефтяного месторождения Кравцовское (Д-6) в Балтийском море (т. 3 л.д. 9 - 24) из которой следует, что Причал используется обществом в т.ч. в целях соблюдения природоохранных требований при эксплуатации нефтяного месторождения.
Исходя из таких фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный объект основного средства по своему функциональному назначению и использованию является не причалом морским, а является комплексом по перегрузке скоропортящихся грузов, который работает в составе комплекса по переработке скоропортящихся грузов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не принял доводы инспекции, основанные на том, что в инвентарной карточке объекта налогоплательщиком указан код по ОКОФ 12 4526301 "Причал морской, набережная морская" (т. 13 л.д. 132). Суд установил, что заявителем ошибочно указан код по ОКОФ 12 4526301 "Причал морской, набережная морская", вместо кода ОКОФ 12 4526275 "Комплекс перегрузочный портовый для переработки генеральных скоропортящихся грузов". Само по себе указание ошибочного кода в инвентарной карточке объекта не приводит к налоговому правонарушению.
Судом установлено, что налогоплательщиком правильно определен срок полезного использования спорного объекта, следовательно, налог был исчислен правильно.
В соответствии с п. 1 ст. 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" комплексы перегрузочные портовые для переработки скоропортящихся грузов с кодом ОКОФ 12 4526275 находятся в пятой амортизационной группе - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Таким образом, заявитель правомерно включил спорное имущество в пятую амортизационную группу и установил срок использования 10 лет.
Ссылка инспекции на п. 5 ст. 258 Кодекса обоснованно признана судом первой инстанции неправомерной.
Согласно п. 5 ст. 258 Кодекса для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. То есть, из данной нормы прямо следует, что техническая документация на объект применима только для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, установленных Постановлением Правительства РФ. В данном случае согласно Постановлению Правительства РФ спорный объект основного средства указан в 5-той амортизационной группе. Следовательно, заявитель правомерно исчислял амортизацию исходя из срока в размере 10 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 258 Кодекса сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. При этом требования п. 7 ст. 259 Кодекса, предусматривают использование объекта в агрессивной среде, которая вызывает повышенный износ основного средства. Суд указал, что технический паспорт является документом, который не учитывает совокупность факторов, которые влияют на условия фактического использования основного средства. Между тем именно фактическое использование объекта основного средства влияет на его срок полезного использования. Судом установлено, что инспекцией такие обстоятельства как фактическое использование спорного объекта исследованы не были, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения в данной части.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о признании доначисления налога на прибыль, соответствующих пени и штрафа незаконными является обоснованным и соответствует закону.
По пункту 5.1. решения.
Исходя из тех же оснований п. 1.2 решения инспекцией сделан вывод, о том, что налогоплательщик неправильно установил срок полезного использования причала, что привело к занижению остаточной стоимости имущества, то есть к занижению налоговой базы по налогу на имущество. В результате доначислен налог на имущество в размере 8 528 руб.
Суд первой инстанции правомерно признал доводы инспекции о неправильном установлении срока использования спорного объекта необоснованными по основаниям, изложенным в отношении пункта 1.2 решения инспекции.
Согласно п. 1 ст. 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно п. 20 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) определение срока полезного использования объекта основных средств производится, в частности, исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем был определен ожидаемый срок использования причала исходя из его целевого назначения и фактического использования с учетом ожидаемого износа в размере 10 лет. При этом налогоплательщиком учитывалось, что аналогичный срок в отношении такого же объекта основных средств регламентирован нормативным актом - Постановлением Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Установление иного срока использования в отношении спорного объекта не соответствовало бы положениям ПБУ 6/01 и названному Постановлению Правительства РФ.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в отношении незаконности доначисления налога на имущества является законным и обоснованным.
По пункту 2.1 решения.
Налоговый орган считает, что заявитель в нарушение подп. 1 п. 2, 4 ст. 170 Кодекса неправомерно применил вычет по налогу на добавленную стоимость в размере 611 536 руб., уплаченному при аренде буксира. В результате чего был доначислен НДС в размере 611 536 руб., соответствующие пени и штраф 122 307 руб.
По мнению налогового органа, арендуемый заявителем малый буксир "О.Страшное" использовался исключительно для осуществления операций, освобожденных от налогообложения НДС в силу подп. 23 п. 2 ст. 149 Кодекса, а именно: для швартовки, отшвартовки судов по договорам с ООО "Трансмарин порт сервис", ООО "Компастранзит Калининград", ООО "Лукойл Бантик Бункер".
Данный пункт решения инспекции оспаривается заявителем в части доначисления НДС в размере 495 132 руб., начисления соответствующих пени и штрафа в размере 99 026 руб.
Судом было установлено, что арендованный буксир использовался обществом для выполнения как необлагаемых, так и облагаемых НДС операций, что подтверждается справками о работе судов УТехФ за январь - декабрь 2005 г. (т. 3 л.д. 25 - 37).
В соответствии со ст. 170 Кодекса предъявленный НДС по аренде буксира не подлежит вычету только в той части, которая приходится на необлагаемые операции (НДС в сумме 116 404 руб.). Остальная сумма НДС в размере 495 132 руб. подлежит вычету.
Как правильно установлено судом первой инстанции, что довод инспекции об отсутствии раздельно учета облагаемых и необлагаемых операций не соответствует фактическим обстоятельствам. Заявитель осуществлял ведение раздельного учета сумм налога по аренде буксира, который использовался для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций согласно п. 4 ст. 170 Кодекса, что подтверждается оборотными ведомостями, представленными в материалы дела (т. 21 л.д. 117 - 120).
Таким образом, суд сделал законный и обоснованный вывод о том, что исключение из вычетов суммы НДС в размере 495 132 руб. при условии, что раздельный учет заявителем велся, является незаконным.
По пункту 2.2 решения.
Инспекция в апелляционной жалобе ссылается на то, что выставление перевозчиком ОАО "РЖД" в адрес общества счетов-фактур произошло уже после декларирования экспортируемого товара, поэтому в период оказания транспортных услуг по перевозке, осуществляемых ОАО "РЖД", товар находился под таможенным режимом экспорта. Следовательно, оказанные услуги должны были облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 0%. Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога, а положения п. 2 ст. 172 Кодекса исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Заявитель в отзыве и письменных пояснениях на апелляционную жалобу возражал против ее доводов и просил оставить решение без изменения в связи с тем, что он правомерно оплачивал счета-фактуры, выставленные ему ОАО "РЖД" с учетом налога на добавленную стоимость по ставке 18%. Заявитель считает, что со станции Знаменск до станции Балтийский лес нефть транспортировалась вне таможенного режима экспорта, поэтому экспедиторские услуги, оказанные на данном участке правомерно облагались НДС по ставке 18%.
Суд первой инстанции исходил из того, что ненормативный акт налогового органа в обжалуемой части не соответствует налоговому законодательству и нарушает законные права заявителя. Суд первой инстанции посчитал, что со станции Знаменск до станции Балтийский лес нефть транспортировалась вне таможенного режима экспорта, а поэтому экспедиторские услуги, которые были оказаны ОАО "Российские железные дороги" на данном этапе транспортировки правомерно облагались налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.
Суд установил, что вся добытая на суше нефть транспортировалась на нефтеналивную эстакаду (ННЭ), где происходил ее налив в железнодорожные цистерны и осуществлялась дальнейшая перевозка силами ОАО "РЖД" до ст. Балтийский Лес с подачей данных цистерн на подъездной путь, принадлежащий обществу. Далее по подъездному пути цистерны подвозились к резервуару комплексного нефтяного терминала (КНТ) в порту г. Светлый, где происходил слив нефти в этот единый резервуар. Из резервуара КНТ нефть по мере необходимости и возможности переливалась в морской танкер. После загрузки танкера нефть транспортировалась на экспорт. Схема транспортировки нефти по железной дороге от станции Знаменск до станции Балтийский Лес представлена заявителем в материалы дела (т. 32 л.д. 149).
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда в данной части подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
По мнению налогового органа, услуги, оказанные ОАО "РЖД", являются услугами, связанными с транспортировкой товаров на экспорт, которые согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению НДС по ставке ноль процентов. Следовательно, ОАО "РЖД" не вправе было предъявлять к оплате заявителю в счетах-фактурах НДС по ставке 18%, а заявитель, не вправе был заявлять сумму такого налога к вычету в порядке главы 21 Кодекса (Налог на добавленную стоимость).
Суд апелляционной инстанции исследовал данный довод и пришел к выводу, что он соответствует фактическим обстоятельствам и представленным документам в материалы дела.
В отношении каждой партии нефти, перевозимой от ст. Знаменск до ст. Балтийский Лес, установлен фактический период оказания услуг по транспортировке: о начале оказания услуг свидетельствует штамп на квитанции с указанием даты принятия груза к перевозке на ст. Знаменск, об окончании услуги свидетельствует штамп на соответствующей накладной на ст. Балтийский Лес. Квитанции, счета-фактуры (т. 22 - 32) и соответствующие накладные имеются в материалах дела (т. 37 л.д. 19 - 22, т. 38 л.д. 1 - 37, т. 39 - 50).
После оказания спорных услуг по перевозке нефти (от ст. Знаменск до ст. Балтийский Лес) нефть перевозилась от ст. Балтийский Лес до морского порта Светлый, где сливалась в единый резервуар комплексного нефтетерминала. Эти обстоятельства инспекцией не отрицаются. Суд указал, что факт слива нефти в терминал порта подтверждается актами о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (т. 37 л.д. 19 - 22, т. 38 л.д. 1 - 37, т. 39 - 50).
Осуществляя транспортировку партий нефти по железной дороге от станции Знаменск до станции Балтийский Лес и сливая нефть из ж/д цистерн в терминал порта Светлый, заявитель обеспечивал накопление необходимой и достаточной партии нефти в самом терминале порта с целью осуществить в соответствии с разрешительными документами таможенного органа погрузку данной нефти на борт морского судна. Учитывая вышеуказанную процедуру транспортировки нефти по железной дороге и ее слива в терминал порта, в последнем на каждую дату слива нефти и составления актов слива (актов о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение) обеспечивалось накопление нефти в т.ч. от предыдущих сливов в терминал порта. Именно такой порядок перевозки нефти до порта и слив в единый резервуар в порте с целью накопления коносаментных партий нефти инспекцией не отрицается.
Отменяя решение Арбитражного суда г. Москвы в указанной части апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств дела и норм права.
Обществом заявлены к вычету суммы НДС по следующим счетам-фактурам, выставленным ОАО "РЖД" за оказанные услуги:
- - от 30.11.2005 N 26397, от 25.11.2005 N 25825, от 20.11.2005 N 25370, от 15.11.2005 N 24877, от 10.11.2005 N 24363, от 05.11.2005 N 23969 товар был задекларирован 31.10.2005 г. по временной грузовой таможенной декларации N 10205080/311005/0004524 до окончания отгрузки товара и оказания услуг; от 31.10.2005 N 23419 товар был задекларирован 31.10.2005 г. по временной грузовой таможенной декларации N 10205080/311005/0004524 на дату составления счета-фактуры от 31.10.2005 г.; от 25.10.2005 N 22942 товар был задекларирован 31.10.2005 г. по временной грузовой таможенной декларации N 10205080/311005/0004524 раньше составления акта сдачи-приемки оказанных услуг от 02.11.2005 г., что подтверждается отметкой таможенного органа на временных ГТД (т. 35, л.д. 96; т. 53, л.д. 51 - 68);
- - от 20.10.2005 N 22393, 25.10.2005 N 22942, от 15.10.2005 N 21846, от 10.10.2005 N 21360, от 05.10.2005 N 20915 товар был задекларирован 01.10.2005 г. по временной грузовой таможенной декларации N 10205080/011005/0004010 до окончания отгрузки товара и оказания услуг; от 30.09.2005 N 20333 товар был задекларирован 01.10.2005 г. по временной грузовой таможенной декларации N 10205080/011005/0004010, раньше составления акта сдачи-приемки оказанных услуг 02.10.2005 г., что подтверждается отметкой таможенного органа на временных ГТД (т. 35, л.д. 93; т. 53, л.д. 41 - 50);
- - от 25.09.2005 N 19855, от 20.09.2005 N 19418, 15.09.2005 N 18920, 10.09.2005 N 18431, 05.09.2005 N 18038, 31.08.2005 N 17514 товар был задекларирован 30.08.2005 г. по временной грузовой таможенной декларации N 10205080/300805/0003463 до окончания отгрузки товара и оказания услуг; от 25.08.2005 N 16993 товар был задекларирован 30.08.2005 г. по временной грузовой таможенной декларации N 10205080/300805/0003463, раньше составления акта сдачи-приемки оказанных услуг 07.09.2005 г., что подтверждается отметкой таможенного органа на временных ГТД (т. 35, л.д.; т. 53, л.д. 27 - 40).
А также, по другим спорным счетам-фактурам и ВГТД реквизиты, которых указаны в группировочной таблице сопоставления периодов оказания услуг по транспортировке нефти железнодорожным транспортом, представленной заявителем (т. 38, л.д. 73 - 86).
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что соответствующие услуги по транспортировке производились ОАО "РЖД" в отношении экспортных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. Поэтому ОАО "РЖД" неправомерно предъявило обществу налог на добавленную стоимость по ставке 18%.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются также квитанциями о приеме груза на перевозку наливных грузов групповой отправкой (форма ГУ 29У-ВЦ). Данные, отраженные в квитанциях: перевозимый груз - сырая нефть; станция отправления - Знаменск, станция назначения - Балтийский лес; подача на подъездной путь общества; грузоотправитель - общество, грузополучатель - общество; адрес получателя - г. Светлый.
Согласно нормам ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные Кодексом налоговые вычеты.
Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога на добавленную стоимость к вычету является в соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура.
В силу подп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка и сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным в ст. 164 Кодекса.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта на таможенной территории.
Из предмета представленных договоров усматривается, что оказываемые ОАО "РЖД" транспортные услуги в отношении экспортируемого товара соответствуют услугам, перечень которых определен подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса и, следовательно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, в случае помещения товара под таможенный режим экспорта до их оказания.
Общество в отзыве указывает на то, что ОАО "РЖД" оформлялись внутрироссийские перевозочные документы (транспортные железнодорожные накладные), перевозка осуществлялась между пунктами на территории Российской Федерации и на транспортных железнодорожных накладных отсутствуют отметки таможенного органа о перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Между тем, под таможенным режимом экспорта в соответствии со ст. 165 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) понимается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Согласно норме подп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ под вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации подразумевается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
В соответствии с п. 3 ст. 157 ТК РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Подпунктом 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ установлено, что выпуск товаров - это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Особый порядок определения дня помещения товаров под таможенный режим при использовании декларантом при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации временной грузовой таможенной декларации ТК РФ не предусмотрен.
Следовательно, товар считается помещенным под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенным органом на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "выпуск разрешен".
Таким образом, в период выполнения поручения согласно договору об оказании транспортных услуг, осуществляемых ОАО "РЖД", товар находился под таможенным режимом экспорта.
В соответствии с положениями п. п. 4 и 5 ст. 165 Кодекса при реализации работ (услуг), предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы налогоплательщиком представляется определенный перечень документов, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 165 Кодекса.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 165 Кодекса указанные копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов должны иметь отметки пограничных таможенных органов.
Довод заявителя о том, что в связи с отсутствием отметки таможенного органа на железнодорожных транспортных накладных, экспортируемый товар не находился под действием таможенного режима экспорта необоснован.
Согласно положениям ст. 156 Кодекса при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе, в частности агентского договора, налоговая база у данного налогоплательщика определяется как сумма дохода полученная им в виде вознаграждения при исполнении агентского договора.
Следовательно, перевозчик ОАО "РЖД" покупало транспортировку товара со станции Знаменск до станции Балтийский лес в рамках выполнения агентского договора и должно было в счетах-фактурах указать налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Счета-фактуры с указанной суммой налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов в части стоимости перевозки железной дорогой со станции Знаменск до станции Балтийский лес были выставлены ОАО "РЖД" заявителю в рамках выполнения агентского договора ввиду того, что транспортируемый товар находился под таможенным режимом экспорта, о чем ОАО "РЖД" знало и должно было в с четах-фактурах указать налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса.
Доказательств того, что ОАО "РЖД", участвовавшее в процессе организации и осуществлении перевозки, обращалось в таможенные органы за проставлением отметок на перевозочных документах, и ему было в этом отказано, в материалах дела не имеется.
Ссылки заявителя на письмо заместителя руководителя Федеральной таможенной службы от 28.12.2006 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку оно не носит нормативный характер, а в его тексте отсутствуют ссылки на нормы права, которые запрещали бы проставлять таможенным органам соответствующие отметки на железнодорожных накладных в указанной ситуации. В связи с этим, указанное письмо нельзя признать обоснованным.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд считает позицию заявителя о том, что в связи с отсутствием отметки таможенного органа на железнодорожных транспортных накладных, экспортируемый товар не находился под действием таможенного режима экспорта необоснованной.
Довод заявителя о том, что во временных грузовых таможенных декларациях не указано, что экспортируемая нефть перевозится железнодорожным транспортом, в связи с чем она не может считаться помещенной под таможенный режим экспорта во время перевозки от станции Знаменск до станции Балтийский лес, необоснован. Заявитель сам указывает, что перевозка экспортируемой нефти осуществлялась железнодорожным транспортом, а временная таможенная декларация на указанную нефть была оформлена и отметка таможенного органа на ней "выпуск разрешен" была проставлена до перевозки железнодорожным транспортом.
При решении вопроса по применению налоговой ставки 0% и 18%, апелляционный суд учитывает позицию, высказанную Конституционным Судом, в Определении от 19.01.2005 N 41-О, в котором указано, что: "Налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов также при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса (абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса). Это правило распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги, а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем (абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса).
Из этого следует, что при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов положения подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса необходимо рассматривать в системной связи, т.е. неразрывно, с положениями подп. 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом их производства и реализации работ и услуг.
Подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 164 Кодекса определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера. Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Кодекса облагается по налоговой ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов".
Позиция апелляционного суда также подтверждается выводами Президиума ВАС РФ, которые содержатся в Постановлениях N 1375/07 от 06.11.2007 г. и N 7205/07 от 20.11.2007 г.
Так, Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 1375/07 от 06.11.2007 г. указано, что применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта...
Операции, предусмотренные подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться в отношении экспортных товаров.
В Постановлении N 7205/07 от 20.11.2007 г. Президиум ВАС РФ указал, что операции, названные в подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Кроме этого позиция апелляционного суда соответствует складывающейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/2410-08 от 23.05.2008 г., N КА-А40/5132-08 от 23.06.2008 г. и N КА-А40/10432-08 от 13.11.2008 г.).
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Довод о правомерности применения и предъявления к оплате экспортеру нефти налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании ст. 168 Кодекса противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость.
Положения п. 2 ст. 172 Кодекса исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Следовательно, применение к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, вышеуказанные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в части транспортировки нефтепродуктов на экспорт.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, отраженной в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9263/05, 9252/05, от 04.04.2006 N 14227/05, N 14240/05.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение налогового органа в обжалуемой части является законным, а в удовлетворении требований заявителя необходимо отказать.
По пункту 6.1. решения.
Налоговым органом установлено, что заявитель, в нарушение п. 3 ст. 346.29 Кодекса, при определении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход необоснованно занизил величину физического показателя - площадь торгового зала АЗС N 11 на 8.3 кв. м.
В результате указанного нарушения заявителю доначислен ЕНВД в размере 5 723 руб., соответствующие пени и штраф 1 145 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно признал такой вывод инспекции незаконным и не основанным на фактических обстоятельствах ввиду нижеследующего.
В соответствии со ст. 346.27 Кодекса, площадью торгового зала является часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Судом установлено и инспекцией не отрицается, что общая площадь торговых залов N 5 и N 6 составляет 63,5 кв. м (41,7 + 21,8). Из общей площади передано по договору аренды N 0128 от 03.01.05 г. 37 кв. м, в том числе 33,2 кв. м торгового зала.
Кроме того, 8,3 кв. м от общей площади зала N 5 АЗС N 11 фактически использовалось под складирование товаров и других материальных ценностей, что подтверждается Распоряжением начальника Управления по реализации нефтепродуктов N 11 от 27.01.2003 "О выделении площади" (т. 3 л.д. 66 - 75). Таким образом, согласно абз. 22 ст. 346.27 Кодекса данная площадь (8,3 кв. м) не относится к площади торгового зала, а, следовательно, не учитывается при исчислении ЕНВД.
Исходя из вышеизложенного, величина физического показателя - площадь торгового зала определена заявителем в соответствии со ст. 346.27 Кодекса и составила 22 кв. м (63,5 кв. м - 33,2 кв. м - 8,3 кв. м). Между тем этот показатель рассчитан инспекцией в размере 30 кв. м, то есть без учета того факта, что 8,3 кв. м использовалось под складирование.
Довод инспекции о том, что заявителем не подтвержден факт использования части помещения (8,3 кв. м) под складирование товаров и других материальных ценностей не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела (т. 3 л.д. 66 - 75).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании незаконным доначисления ЕНВД, соответствующих пени и штрафа по данному эпизоду соответствует фактическим обстоятельствам и закону.
По пункту 6.2. решения.
Налоговым органом установлено, что в нарушение п. 3 ст. 346.29 Кодекса заявителем необоснованно занижена величина физического показателя - площадь торгового зала. В результате указанного нарушения заявителю доначислен ЕНВД в размере 38 334 руб., соответствующие пени и штраф 7 667 руб.
По мнению налогового органа, величина физического показателя (площадь торгового зала) для целей исчисления ЕНВД не должна уменьшаться на площадь, переданную по договору аренды, поскольку в договорах не указано, какая именно часть помещения АЗС (торгового зала или нет) передана в аренду.
Суд первой инстанции обоснованно признал такой вывод инспекции незаконным и необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Кодекса и Законом Калининградской области от 24.11.2004 N 457 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", система налогообложения в виде ЕНВД установлена для отдельных видов деятельности, в частности, в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров. Согласно п. 3 ст. 346.29 Кодекса, для исчисления ЕНВД в отношении розничной торговли используется физический показатель - площадь торгового зала (в квадратных метрах).
В соответствии со ст. 346.27 Кодекса площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.
Соответственно, в том случае, если часть торгового зала передана в аренду, арендуемая часть подлежит налогообложению у арендатора (а не арендодателя). У арендодателя, в данном случае у заявителя, к площади торгового зала относится площадь торгового зала за минусом той площади, которая передана в аренду.
Судом на основании договоров аренды (т. 3 л.д. 76 - 95) было установлено, что заявитель передал в аренду индивидуальному предпринимателю и страховым компаниям часть помещений на нескольких АЗС, всего площадью 46 кв. м. Согласно п. 1.1 договоров аренды помещения передаются в аренду для использования в производственных целях и целях получения коммерческих результатов. Страховые компании использовали помещение для оказания страховых услуг, в том числе для заключения договоров страхования, оформления страховых случаев и т.д., а индивидуальный предприниматель оказывал бытовые услуги химчистки. Таким образом, из предмета указанных договоров аренды следует, что заявитель передавал в пользование именно части торговых залов АЗС, поскольку в противном случае, аренда иных площадей АЗС не имела бы смысла для арендаторов, в силу невозможности осуществления какой-либо коммерческой деятельности, связанной с обслуживанием населения.
Факт передачи в аренду именно части площади торговых залов подтверждается также соответствующими Распоряжениями начальника Управления реализации нефтепродуктов (т. 33 л.д. 77 - 91), в которых указано, что в аренду передается именно торговая площадь.




Следовательно, указанные части торговых залов, не использовались заявителем для осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД в соответствии с положениями ст. 364.26 Кодекса и Закона Калининградской области от 24.11.2004 г. N 457.
Таким образом, выводы инспекции не основаны на законе и не подтверждены документально, а вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
По пункту 6.3. решения.









Страницы: 1 из 2  1 2




© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)