Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2008 ПО ДЕЛУ N А21-1298/2008

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2008 г. по делу N А21-1298/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7049/2008) Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2008 года по делу N А21-1298/2008 (судья Гелеверя Т.А.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "КД авиа"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от истца (заявителя): Малкина Н.В. - доверенность N 128 от 15.10.2007;
- от ответчика (должника): не явился, извещен,
установил:

открытое акционерное общество "КД авиа" (далее - Общество, ООО "КД авиа") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 392 от 12.03.2008.
Решением от 13.05.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщику правомерно доначислен налог на имущество, поскольку Общество утратило право на применение льготы в 2007 году в связи с тем, что Законом Калининградской области от 12.07.2006 N 32 отменены налоговые льготы с 01.01.2007.
Межрайонная инспекция ФНС N 10 по Калининградской области надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя налогового органа.
В судебном заседании представитель ООО "КД авиа" просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекцию 29.10.2007 первичную налоговую декларацию "расчет налога на имущество организации по месту ее нахождения" за 9 месяцев 2007 года, заявив в ней налоговую льготу в сумме 5 015 644 рубля.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной декларации, в ходе которой установлено, что Общество применило льготу по налогу на имущество в нарушение требований статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Закона Калининградской области N 32 от 12.07.2006, о чем составлен акт N 1884 от 11.02.2008.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение N 392 от 12.03.2008 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявителю был доначислен налог на имущество в сумме 5 025 644 рублей и пени в сумме 224 029 рублей 85 копеек.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на то, что в соответствии с Законом Калининградской области N 32 от 12.07.2006 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Калининградской области" Закон N 171 изложен в новой редакции, которая не предусматривает такой вид государственной поддержки инвесторов, как предоставление налоговых льгот. Кроме того, пункт 2 статьи 2 Закона N 32 от 12.07.2006 предусматривает, что инвесторы, получившие налоговые льготы, пользуются данными льготами до окончания текущего года. Текущим годом для настоящего Закона считается год его издания, то есть 2006 год.
Таким образом, Общество правомерно использовало установленную льготу до окончания 2006 года и утратило право на ее применение с 2007 года. Положения пункта 2 статьи 2 Закона N 32 от 12.07.2006 не оспорены и не отменены в установленном порядке.
Апелляционный суд согласен с судом первой инстанции, отклонившим данную позицию Инспекции по следующим основаниям.
Статья 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 N 2030-1 (действовавшего до 01.01.2004) предоставляла право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределам сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Аналогичное право субъектов Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиками закреплено также нормами пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 4 статьи 4 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.2003 N 336 предусмотрено освобождение от налогообложения иных организаций в соответствии с действующим законодательством Калининградской области.
В соответствии с Законом Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" от 15.07.2002 N 171 установлена государственная поддержка организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области в виде предоставления налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 8 данного Закона инвесторы, удовлетворяющие требованиям настоящего Закона, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, при этом срок действия указанных льгот определяется исходя из объема инвестиционных вложений.
Как усматривается из материалов дела, между Администрацией Калининградской области и ОАО "КД авиа" заключено инвестиционное соглашение от 01.09.2005, в соответствии с которым Общество реализует инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкцию аэропорта Храброво", в связи с чем, освобождается от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 данного соглашения началом срока действия налоговых льгот следует считать 01.10.2005, освобождение от уплаты налога прекращается через 60 месяцев с момента начала срока действия льгот.
В течение 2005 - 2006 годов Общество использовало предоставленную ему льготу.
Законом Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Калининградской области" от 12.07.2006 N 32 были внесены изменения в Закон N 171 от 15.02.2002. Так, пунктом 2 статьи 2 было установлено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 пользуются данными льготами до окончания текущего года.
Закон от 12.07.2002 N 32 вступил в силу с 01.01.2007.
Таким образом, из буквального толкования статьи 2 следует, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом N 171, пользуются указанными льготами до окончания 2007 года.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, которой установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.07.1999 N 111-О изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимых из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Также сохранение льгот на весь срок их предоставления гарантирует Закон N 171, в соответствии с которым в случае принятия законодательных актов Калининградской области, ухудшающих положение инвесторов, получивших налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом, нормы этих актов применяются в отношении данных инвесторов только по истечении срока действия заключенных инвестиционных соглашений. Указанное положение не распространяется только на случаи изменения законодательства, касающегося обеспечения обороны, национальной безопасности, защиты общественного порядка, охраны окружающей среды.
Закон Калининградской области от 12.07.2006 N 32, отменяющий льготы для инвесторов, ухудшает положение Общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на имущество организаций в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю.
Таким образом, поскольку срок реализации инвестиционного проекта, и соответственно, срок предоставленной Обществу льготы по налогу на имущество, не истек, Общество правомерно пользовалось указанной льготой в 2007 году.
Учитывая, что судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2008 по делу N А21-1298/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ФОКИНА Е.А.

Судьи
ЛОПАТО И.Б.
ШУЛЬГА Л.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)