Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.,
судей Отческой Т.И., Чапаевой Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области Пильгун И.В. (доверенность от 11.01.2009 N 4) и представителя общества с ограниченной ответственностью "Амазония" Крук Т.Н. (доверенность от 11.01.2009 N 1) кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области на решение от 16.03.2009 Арбитражного суда Тюменской области (судья Свидерская И.Г.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 (судьи Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е.) по делу N А70-140/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амазония" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области о признании недействительным решения,
общество с ограниченной ответственностью "Амазония" (далее - ООО "Амазония", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 15.10.2003 N 859 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт.
Налоговый орган, ссылаясь на решение Тобольской Городской Думы от 25.09.2007 N 160 "О земельном налоге", в котором не установлена ставка земельного налога под объектами незавершенного строительства, и исходя из нормы статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в которой ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков составляет 1,5 %, учитывая, что налогоплательщик в проверяемый период не осуществлял торговую деятельность на объектах, расположенных на спорных земельных участках, считает, что к налогоплательщику должна быть применена указанная ставка налога.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка расчета Общества по авансовым платежам по земельному залогу за 1 квартал 2008 года.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 12.08.2008 N 4930 и вынесено решение от 15.10.2008 N 850 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Общество допустило неуплату (неполную уплату) земельного налога за 1 квартал 2008 года в размере 279 189 руб., в связи с чем ему начислены пени в размере 11 616,70 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения N 850 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,4 % вместо подлежащей применению - 1,5 %, что привело к занижению суммы земельного налога, подлежащего уплате.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Амазония" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции проанализировав положения статей 7, 389, 394, 391, 396 НК РФ, пункт 5 Решения Тобольской городской Думы от 25.09.2008 N 160 "О земельном налоге", приложение N 1 к Распоряжению Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281 - рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области", Решение Тобольской городской Думы от 10.10.2008 N 139 и исходя из того, что согласно представленным Обществам документам объекты, расположенные на спорных земельных участках, являются объектами торговли, пришли к выводу, что ООО "Амазония" правомерно использовало ставку 0,4 % в уточненном расчете авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции указал на то обстоятельство, что объекты находятся в стадии строительства, однако для исчисления земельного налога на момент подачи проверяемой декларации это не имело правового значения, ввиду того, что законодатель не учитывал данную особенность при определении ставок налога.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление судов, исходит из следующего.
Судами установлено, что ООО "Амазония" имеет в собственности земельные участки, расположенные в г. Тобольске Тюменской области, указанные земельные участки приобретались Обществом для строительства торговых центров.
Из материалов дела усматривается и налоговым органом не оспаривается, что согласно выписке из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 72:24:030413:0040 по адресу: г. Тобольск, 10 микрорайон 62, указано назначение земельного участка (разрешенное использование) - для строительства административно-торгового центра; в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 72:24:030413:0019 по адресу: г. Тобольск, 10 микрорайон, 10-24а, указано назначение земельного участка (разрешенное использование) - под незавершенный строительством магазин, который 9.02.2009 введен в эксплуатацию как "магазин Универсам".
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
В пункте 2 статьи 394 НК РФ предусмотрено установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 5 Решения Тобольской городской Думы от 25.09.2008 N 160 "О земельном налоге" установлены налоговые ставки в процентах кадастровой стоимости, исходя из функционального использования земельных участков, в том числе: 0,4 - Земельные участки под объектами торговли; 1,5 -прочие земельные участки, не поименованные в предыдущих разделах пункте 5 настоящего решения.
Учитывая, что объекты, расположенные на спорных земельных участках, являются объектами торговли и исходя из того, что Решением Тобольской городской Думы от 25.09.2008 N 160 "О земельном налоге" налоговая ставка на земельные участки под объектами торговли составляет 0,4 %, арбитражные суды пришли к правильному выводу, что Общество правомерно применило по спорным земельным участкам налоговую ставку в размере 0,4 %.
Довод налогового органа о том, что торговая деятельность на спорных земельных участках Обществом не осуществлялась, а вид разрешенного использования земельного участка установлен как строительство торгового комплекса, следовательно, указанные земельные участки подлежат налогообложению по ставке 1,5 %, обоснованно отклонен судами обеих инстанций.
Согласно приложению N 1 к Распоряжению Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" в разделе "Удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования (руб./кв.м.) г. Тобольск" удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в квартале 03 04 13, вид функционального использования которых является "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания", составляет 11010,46 руб./кв.м.
Учитывая, что спорные земельные участки находятся в квартале 03 04 13 и кадастровая стоимость совпадает с кадастровой стоимостью, указанной в выписках об этих земельных участках, суды обоснованно сделали вывод, что видом функционального использования спорных земельных участков является "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" и подлежат налогообложению земельным налогом с применением ставки 0,4 %.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, учитывая, что налоговые ставки устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости и исходя из функционального использования земельных участков, а не из вида разрешенного использования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерном доначислении ООО "Амазония" земельного налога с применением ставки 1,5 %.
Оснований для переоценки выводов судов у кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов кассационная инстанция не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.03.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А70-140/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.09.2009 N Ф04-5300/2009(18887-А70-49) ПО ДЕЛУ N А70-140/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2009 г. N Ф04-5300/2009(18887-А70-49)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.,
судей Отческой Т.И., Чапаевой Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области Пильгун И.В. (доверенность от 11.01.2009 N 4) и представителя общества с ограниченной ответственностью "Амазония" Крук Т.Н. (доверенность от 11.01.2009 N 1) кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области на решение от 16.03.2009 Арбитражного суда Тюменской области (судья Свидерская И.Г.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 (судьи Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е.) по делу N А70-140/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амазония" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Амазония" (далее - ООО "Амазония", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 15.10.2003 N 859 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт.
Налоговый орган, ссылаясь на решение Тобольской Городской Думы от 25.09.2007 N 160 "О земельном налоге", в котором не установлена ставка земельного налога под объектами незавершенного строительства, и исходя из нормы статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в которой ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков составляет 1,5 %, учитывая, что налогоплательщик в проверяемый период не осуществлял торговую деятельность на объектах, расположенных на спорных земельных участках, считает, что к налогоплательщику должна быть применена указанная ставка налога.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка расчета Общества по авансовым платежам по земельному залогу за 1 квартал 2008 года.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 12.08.2008 N 4930 и вынесено решение от 15.10.2008 N 850 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Общество допустило неуплату (неполную уплату) земельного налога за 1 квартал 2008 года в размере 279 189 руб., в связи с чем ему начислены пени в размере 11 616,70 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения N 850 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,4 % вместо подлежащей применению - 1,5 %, что привело к занижению суммы земельного налога, подлежащего уплате.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Амазония" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции проанализировав положения статей 7, 389, 394, 391, 396 НК РФ, пункт 5 Решения Тобольской городской Думы от 25.09.2008 N 160 "О земельном налоге", приложение N 1 к Распоряжению Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281 - рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области", Решение Тобольской городской Думы от 10.10.2008 N 139 и исходя из того, что согласно представленным Обществам документам объекты, расположенные на спорных земельных участках, являются объектами торговли, пришли к выводу, что ООО "Амазония" правомерно использовало ставку 0,4 % в уточненном расчете авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции указал на то обстоятельство, что объекты находятся в стадии строительства, однако для исчисления земельного налога на момент подачи проверяемой декларации это не имело правового значения, ввиду того, что законодатель не учитывал данную особенность при определении ставок налога.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление судов, исходит из следующего.
Судами установлено, что ООО "Амазония" имеет в собственности земельные участки, расположенные в г. Тобольске Тюменской области, указанные земельные участки приобретались Обществом для строительства торговых центров.
Из материалов дела усматривается и налоговым органом не оспаривается, что согласно выписке из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 72:24:030413:0040 по адресу: г. Тобольск, 10 микрорайон 62, указано назначение земельного участка (разрешенное использование) - для строительства административно-торгового центра; в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 72:24:030413:0019 по адресу: г. Тобольск, 10 микрорайон, 10-24а, указано назначение земельного участка (разрешенное использование) - под незавершенный строительством магазин, который 9.02.2009 введен в эксплуатацию как "магазин Универсам".
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
В пункте 2 статьи 394 НК РФ предусмотрено установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 5 Решения Тобольской городской Думы от 25.09.2008 N 160 "О земельном налоге" установлены налоговые ставки в процентах кадастровой стоимости, исходя из функционального использования земельных участков, в том числе: 0,4 - Земельные участки под объектами торговли; 1,5 -прочие земельные участки, не поименованные в предыдущих разделах пункте 5 настоящего решения.
Учитывая, что объекты, расположенные на спорных земельных участках, являются объектами торговли и исходя из того, что Решением Тобольской городской Думы от 25.09.2008 N 160 "О земельном налоге" налоговая ставка на земельные участки под объектами торговли составляет 0,4 %, арбитражные суды пришли к правильному выводу, что Общество правомерно применило по спорным земельным участкам налоговую ставку в размере 0,4 %.
Довод налогового органа о том, что торговая деятельность на спорных земельных участках Обществом не осуществлялась, а вид разрешенного использования земельного участка установлен как строительство торгового комплекса, следовательно, указанные земельные участки подлежат налогообложению по ставке 1,5 %, обоснованно отклонен судами обеих инстанций.
Согласно приложению N 1 к Распоряжению Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" в разделе "Удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования (руб./кв.м.) г. Тобольск" удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в квартале 03 04 13, вид функционального использования которых является "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания", составляет 11010,46 руб./кв.м.
Учитывая, что спорные земельные участки находятся в квартале 03 04 13 и кадастровая стоимость совпадает с кадастровой стоимостью, указанной в выписках об этих земельных участках, суды обоснованно сделали вывод, что видом функционального использования спорных земельных участков является "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" и подлежат налогообложению земельным налогом с применением ставки 0,4 %.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, учитывая, что налоговые ставки устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости и исходя из функционального использования земельных участков, а не из вида разрешенного использования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерном доначислении ООО "Амазония" земельного налога с применением ставки 1,5 %.
Оснований для переоценки выводов судов у кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов кассационная инстанция не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.03.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А70-140/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Г.В.ЧАПАЕВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Г.В.ЧАПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)