Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 11.01.2001 N А08-3947/99-10-9

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 11 января 2001 г. Дело N А08-3947/99-10-9

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления ФСНП РФ по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2000 по делу N А08-3947/99-10-9,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Джокер" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском с Государственной налоговой инспекции по г. Белгороду (преобразована в Инспекцию МНС РФ по г. Белгороду) о признании недействительным ее постановления от 01.12.99 о начислении налога на игорный бизнес в сумме 208718 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 16601 руб., штрафа по п. 3 ст. 122 НК РФ - 83487 руб. (с учетом исковых требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.03.2000 исковые требования удовлетворены.
Апелляционная инстанция законность принятого решения не проверяла.
Постановлением кассационной инстанции от 08.06.2000 решение Арбитражного суда от 06.03.2000 отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2000 исковые требования удовлетворены.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение Арбитражного суда от 03.10.2000 и принять новое решение.
Проверив материалы дела, заслушав представителей ответчика и третьего лица, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как видно из акта выездной налоговой проверки органов налоговой инспекции и налоговой полиции, ООО "Джокер" доначислен с апреля по июль 1999 налог на игорный бизнес в сумме 208718 руб., в том числе по казино г. Белгорода - 122448 руб., по казино г. Старый Оскол - 86270 руб. Неполная уплата налога на игорный бизнес имела место в результате неправильного применения ставки налога. По мнению налоговой, инспекции, ООО "Джокер" при проведении азартных игр участвовало в них как сторона, а не наблюдатель, поэтому должно было уплачивать налог по более высокой ставке - 2400 минимальных размеров оплаты труда в год за каждый игровой стол (с учетом п. 5 Федерального закона РФ "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.98 N 142-ФЗ, ст. 1 Закона Белгородской области "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" от 02.11.98 N 44), а не 200 минимальных размеров оплаты труда как уплачивал истец.
Учитывая, что на основании ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ азартные игры проводятся по правилам, утвержденным администрацией игорного заведения, суду первой инстанции по указанию кассационной инстанции следовало по правилам игр "Блек Джек", "Покер" и рулетка, утвержденных администрацией ООО "Джокер", установить в каком фактическом качестве игорное заведение участвует в проведении азартных игр.
Основываясь на положениях п. 7 письма ГНС РФ от 25.12.98 N ПВ-6-28/912 и правилах игр в "Покер", "Блек Джек" и рулетку, суд констатировал, что можно сделать вывод, что истец при проведении данных игр участвует в них как сторона. Однако, принимая во внимание, что вышеназванное письмо не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и в нарушение требований ст. 9 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" не согласовано с Министерством финансов РФ, суд посчитал, что при принятии решения он не может руководствоваться указанным актом.
Поскольку Федеральным законом РФ "О налоге на игорный бизнес" не раскрыты понятия стороны, организатора и наблюдателя, то есть, не определены критерии отнесения игорного заведения к стороне или к организатору и наблюдателю игры, по мнению суда первой инстанции, это создало неустранимые сомнения и неясности в определении объектов налогообложения налога на игорный бизнес при применении упомянутого закона, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ может толковаться в пользу налогоплательщика.
Данный вывод суда является ошибочным.
Отсутствие в Федеральном законе "О налоге на игорный бизнес" расшифровки понятий и терминов, используемых в законе, не может служить основанием для неприменения указанного Федерального закона в налоговых правоотношениях, что по существу имеет место по данному делу.
Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" определен круг плательщиков, объект налогообложения, налоговый период, ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога.
В частности, определено, что налогом облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса: игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона; игорные столы, предназначенные для азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор. При этом минимальный размер ставок налога в год за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, составляет 1200 минимальных размеров оплаты труда; за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель - 100 минимальных размеров оплаты труда. Органы законодательной власти субъектов РФ вправе определять конкретные единые размеры ставок для всех игорных заведений, находящихся на территории субъектов РФ, превышающие указанные минимальные размеры ставок налога (ст. ст. 4, 5).
В этой связи суд должен был, исходя из правил игр игорного заведения, установить в каком фактическом качестве ООО "Джокер" участвовало в играх (как сторона или как организатор (наблюдатель), то есть дать свою судебную оценку фактическим обстоятельствам дела, выполнив, таким образом, приведенное выше указание кассационной инстанции, что судом сделано не было.
Определяя, в каком качестве ООО "Джокер" участвовало в играх, суд должен был также исследовать и оценить доказательства ответчика о проведении игр в проверяемый период по каждому игровому столу в качестве стороны, проанализировать документы, отражающие доход игорного заведения, из каких составляющих он складывался, соответствующие доказательства о том, что игорное заведение имело выигрыши и проигрыши в результате проведения игр "Блек Джек", "Покер" и рулетка, свидетельствующие об участии ООО "Джокер" как стороны.
В том числе, подлежали оценке первичные документы, на которые ссылалась налоговая инспекция в акте (бланки учета доходов игровых столов: "Американская рулетка", "Блек Джек", "Покер", бланки общего учета результатов работы столов казино, бланки ежедневного отчета казино по кассе, журнал учета денежных пулет в казино, журналы кассира - операциониста).
Кроме того, не выяснено, когда, на какие объекты налогообложения, по каким ставкам выдавались налоговым органом свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса.
Поскольку судом не исследованы фактические обстоятельства дела, влияющие на результат рассмотрения спора, принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным.
Судом неправомерно признаны акты проверок от 05.11.98 и 12.01.99 как разъяснения по вопросу применения налогового законодательства. Данные акты касаются иного проверяемого периода и относятся к другому делу N А08-1938-99-10-22. Довод суда о том, налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки является необоснованным, поскольку проверялись разные налоговые периоды, что допустимо в соответствии со ст. ст. 87, 89 НК РФ.
При новом рассмотрении дела суду надлежит полно, всесторонне и объективно оценить доказательства истца и ответчика в подтверждение своей позиции и в зависимости от установленных обстоятельств дела применить соответствующие положения Федерального закона РФ "О налоге на игорный бизнес".
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1-2 ст. 176, ст. 177 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2000 по делу N А08-3947/99-10-9 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же Арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)