Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 ноября 2006 г. Дело N Ф09-9842/06-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лимонова И.В., Варламовой Т.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Бердникова Сергея Александровича (далее - предприниматель) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2006 по делу N А71-5151/06.
В судебном заседании приняли участие представители: предпринимателя - Третьяков В.В. (доверенность от 08.08.2005); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция) - Хазиев М.И.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий инспекции об отказе в проведении зачета излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 50000 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2006 (резолютивная часть от 21.08.2006; судья Бушуева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель, зарегистрированный 11.04.2003, считая, что он, как субъект малого предпринимательства, на основании ст. 9 Закона N 88-ФЗ вправе уплачивать налог на игорный бизнес за июль 2005 г. по прежней ставке - 2000 руб., установленной на момент его государственной регистрации (2003 г.), обратился в инспекцию с заявлением от 26.04.2006 о зачете излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес (ввиду переплаты налога за июль 2005 г. в сумме 50000 руб. по новым повышенным ставкам - 4000 руб.).
Считая отказ инспекции о зачете излишне уплаченного налога на игорный бизнес, выраженный в письме от 15.06.2006, неправомерным, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных предпринимателем, суд исходил из того, что в отношении налоговых периодов, следующих за 01.01.2005, льгота, установленная ст. 9 Закона N 88-ФЗ, не применяется.
Вывод суда является неправильным.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (действовавшего на дату государственной регистрации предпринимателя), минимальный размер ставок налога за каждый игровой автомат составляет 7,5 минимальных размеров оплаты труда, то есть 750 руб. в месяц.
При этом в силу п. 2 ст. 5 указанного Закона законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
В соответствии со ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 26.02.2003 N 4-РЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Удмуртской Республике" ставки налога на игорный бизнес в Удмуртской Республике устанавливаются в размере 2000 руб. за каждый игровой автомат.
Законом Удмуртской Республики от 30.05.2005 N 19-РЗ "О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики "О ставках налога на игорный бизнес в Удмуртской Республике" увеличена ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат до 4000 руб.
В силу ст. 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П указано, что ст. 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Отмена названной нормы не повлияла на право предпринимателя использовать предусмотренные ею гарантии в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определений от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановление от 19.06.2003 N 11-П).
Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Следовательно, судом сделан неправильный вывод о том, что у предпринимателя отсутствуют основания для уплаты налога на игорный бизнес с применением прежней ставки, а также, что нет оснований на возврат излишне уплаченной суммы налога.
Отказ инспекции по совершению действий по зачету излишне уплаченного налога на игорный бизнес за июль 2005 г. в сумме 50000 руб., при отсутствии иных оснований для такого отказа, является незаконным и нарушает права предпринимателя как налогоплательщика, предусмотренные ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2006 по делу N А71-5151/06 отменить.
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике об отказе в зачете налога на игорный бизнес в сумме 50000 руб. за июль 2005 г.
Возвратить предпринимателю Бердникову Сергею Александровичу из федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 50 руб., по заявлению - в сумме 100 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2006 N Ф09-9842/06-С1 ПО ДЕЛУ N А71-5151/06
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2006 г. Дело N Ф09-9842/06-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лимонова И.В., Варламовой Т.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Бердникова Сергея Александровича (далее - предприниматель) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2006 по делу N А71-5151/06.
В судебном заседании приняли участие представители: предпринимателя - Третьяков В.В. (доверенность от 08.08.2005); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция) - Хазиев М.И.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий инспекции об отказе в проведении зачета излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 50000 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2006 (резолютивная часть от 21.08.2006; судья Бушуева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель, зарегистрированный 11.04.2003, считая, что он, как субъект малого предпринимательства, на основании ст. 9 Закона N 88-ФЗ вправе уплачивать налог на игорный бизнес за июль 2005 г. по прежней ставке - 2000 руб., установленной на момент его государственной регистрации (2003 г.), обратился в инспекцию с заявлением от 26.04.2006 о зачете излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес (ввиду переплаты налога за июль 2005 г. в сумме 50000 руб. по новым повышенным ставкам - 4000 руб.).
Считая отказ инспекции о зачете излишне уплаченного налога на игорный бизнес, выраженный в письме от 15.06.2006, неправомерным, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных предпринимателем, суд исходил из того, что в отношении налоговых периодов, следующих за 01.01.2005, льгота, установленная ст. 9 Закона N 88-ФЗ, не применяется.
Вывод суда является неправильным.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (действовавшего на дату государственной регистрации предпринимателя), минимальный размер ставок налога за каждый игровой автомат составляет 7,5 минимальных размеров оплаты труда, то есть 750 руб. в месяц.
При этом в силу п. 2 ст. 5 указанного Закона законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
В соответствии со ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 26.02.2003 N 4-РЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Удмуртской Республике" ставки налога на игорный бизнес в Удмуртской Республике устанавливаются в размере 2000 руб. за каждый игровой автомат.
Законом Удмуртской Республики от 30.05.2005 N 19-РЗ "О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики "О ставках налога на игорный бизнес в Удмуртской Республике" увеличена ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат до 4000 руб.
В силу ст. 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П указано, что ст. 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Отмена названной нормы не повлияла на право предпринимателя использовать предусмотренные ею гарантии в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определений от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановление от 19.06.2003 N 11-П).
Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Следовательно, судом сделан неправильный вывод о том, что у предпринимателя отсутствуют основания для уплаты налога на игорный бизнес с применением прежней ставки, а также, что нет оснований на возврат излишне уплаченной суммы налога.
Отказ инспекции по совершению действий по зачету излишне уплаченного налога на игорный бизнес за июль 2005 г. в сумме 50000 руб., при отсутствии иных оснований для такого отказа, является незаконным и нарушает права предпринимателя как налогоплательщика, предусмотренные ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2006 по делу N А71-5151/06 отменить.
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике об отказе в зачете налога на игорный бизнес в сумме 50000 руб. за июль 2005 г.
Возвратить предпринимателю Бердникову Сергею Александровичу из федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 50 руб., по заявлению - в сумме 100 руб.
Председательствующий
ПОРОТНИКОВА Е.А.
Судьи
ЛИМОНОВ И.В.
ВАРЛАМОВА Т.В.
ПОРОТНИКОВА Е.А.
Судьи
ЛИМОНОВ И.В.
ВАРЛАМОВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)