Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 июня 2003 года Дело N А42-9104/02-С4
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Апатит" Емельянова А.И. (доверенность от 13.09.02 N 2/13), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области Отавиной Ю.В. (доверенность от 24.01.03 N 01/22/1128), рассмотрев 16.06.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.03 по делу N А42-9104/02-С4 (судьи Сачкова Н.В., Востряков К.А., Бубен В.Г.),
Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования от 22.11.02 N 50 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области (далее - налоговая инспекция) об уплате земельного налога.
Решением суда от 27.01.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.03 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих установление ставок земельного налога на 2002 год.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.07.02 общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2002 год, а 18.09.02 - уточненную декларацию. Расчет налога в уточненной декларации произведен обществом без применения коэффициента индексации ставок земельного налога "2", предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации, признала дополнительный расчет неправильным, доначислила 5001530,01 руб. земельного налога и направила в адрес общества письмо от 26.11.02 N 01/02-23/15990 и требование N 50 об уплате доначисленного налога и 129539,63 руб. пеней в срок до 03.12.02, сославшись на обязанность по уплате налога, указанную в статьях 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен использовать коэффициент "2", предусмотренный статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", вступившего в силу с момента его официального опубликования (с 17.12.01) в соответствии со статьей 2 этого закона.
Общество, считая требование N 50 об уплате налога неправомерным, обжаловало его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что коэффициент "2" не подлежит применению в 2002 году, поскольку нормативный акт, которым он установлен (Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога"), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вступит в законную силу лишь с 01.01.03.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что коэффициент индексации ставок земельного налога не является элементом налоговой ставки и не изменяет ее размер, а влияет лишь на порядок исчисления налога.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. К вопросам, регулируемым законодательством о налогах и сборах, относятся в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исчисления налогов (пункт 2 статьи 1 НК РФ). Коэффициент индексации непосредственно влияет на порядок исчисления земельного налога, то есть на один из элементов налогообложения по данному налогу. Введение коэффициента индексации влечет за собой изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога. Поскольку установление повышенного коэффициента индексации ставок земельного налога непосредственно влияет на отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, то федеральные законы, установившие указанный коэффициент, относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог является местным налогом, который устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ставки земельного налога в Мурманской области на 2002 год установлены Законом Мурманской области от 20.12.01 N 316-01-ЗМО.
Повышающий коэффициент "2" установлен Законом Мурманской области от 30.04.02 N 336-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2002 год".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ, с учетом положений пункта 2 этой же статьи, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Пунктом 3 постановления от 28.02.01 N 5 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании вышеназванной нормы кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
По смыслу статей 3 и 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Федеральный закон N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" опубликован в "Собрании законодательства РФ" 17.12.01, следовательно, вступает в силу с 18.01.02, Закон Мурманской области N 336-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2002 год" опубликован в "Мурманском вестнике" 04.05.02, следовательно, вступает в силу с 05.06.02.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2003 года.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции вынесено с соблюдением норм материального права, и суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.03 по делу N А42-9104/02-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2003 N А42-9104/02-С4
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2003 года Дело N А42-9104/02-С4
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Апатит" Емельянова А.И. (доверенность от 13.09.02 N 2/13), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области Отавиной Ю.В. (доверенность от 24.01.03 N 01/22/1128), рассмотрев 16.06.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.03 по делу N А42-9104/02-С4 (судьи Сачкова Н.В., Востряков К.А., Бубен В.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования от 22.11.02 N 50 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области (далее - налоговая инспекция) об уплате земельного налога.
Решением суда от 27.01.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.03 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих установление ставок земельного налога на 2002 год.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.07.02 общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2002 год, а 18.09.02 - уточненную декларацию. Расчет налога в уточненной декларации произведен обществом без применения коэффициента индексации ставок земельного налога "2", предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации, признала дополнительный расчет неправильным, доначислила 5001530,01 руб. земельного налога и направила в адрес общества письмо от 26.11.02 N 01/02-23/15990 и требование N 50 об уплате доначисленного налога и 129539,63 руб. пеней в срок до 03.12.02, сославшись на обязанность по уплате налога, указанную в статьях 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен использовать коэффициент "2", предусмотренный статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", вступившего в силу с момента его официального опубликования (с 17.12.01) в соответствии со статьей 2 этого закона.
Общество, считая требование N 50 об уплате налога неправомерным, обжаловало его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что коэффициент "2" не подлежит применению в 2002 году, поскольку нормативный акт, которым он установлен (Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога"), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вступит в законную силу лишь с 01.01.03.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что коэффициент индексации ставок земельного налога не является элементом налоговой ставки и не изменяет ее размер, а влияет лишь на порядок исчисления налога.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. К вопросам, регулируемым законодательством о налогах и сборах, относятся в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исчисления налогов (пункт 2 статьи 1 НК РФ). Коэффициент индексации непосредственно влияет на порядок исчисления земельного налога, то есть на один из элементов налогообложения по данному налогу. Введение коэффициента индексации влечет за собой изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога. Поскольку установление повышенного коэффициента индексации ставок земельного налога непосредственно влияет на отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, то федеральные законы, установившие указанный коэффициент, относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог является местным налогом, который устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ставки земельного налога в Мурманской области на 2002 год установлены Законом Мурманской области от 20.12.01 N 316-01-ЗМО.
Повышающий коэффициент "2" установлен Законом Мурманской области от 30.04.02 N 336-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2002 год".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ, с учетом положений пункта 2 этой же статьи, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Пунктом 3 постановления от 28.02.01 N 5 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании вышеназванной нормы кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
По смыслу статей 3 и 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Федеральный закон N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" опубликован в "Собрании законодательства РФ" 17.12.01, следовательно, вступает в силу с 18.01.02, Закон Мурманской области N 336-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2002 год" опубликован в "Мурманском вестнике" 04.05.02, следовательно, вступает в силу с 05.06.02.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2003 года.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции вынесено с соблюдением норм материального права, и суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.03 по делу N А42-9104/02-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Апатиты Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
ШЕВЧЕНКО А.В.
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
ШЕВЧЕНКО А.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)